Файл: Содержание введение 4 государственное регулирование валютных отношений 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Контролируя отток капитала (как правило, его объём или хранение валютной выручки за рубежом) можно предотвратить падение курса национальной валюты, напротив, введение контроля за притоком капитала, например, за его объемами, в рамках которых иностранцам разрешается делать инвестиции в данной стране, можно оказать давление на валютные курсы в сторону их повышения.

Опыт показывает, что контроль за притоком капитала может быть более эффективным, чем за оттоком. Происходит это потому, что может оказаться легче контролировать назначение капитала, импортируемого в страну, чем источник экспортируемых средств. другая причина заключается в том, что отток капитала в большей степени, чем приток, ассоциируется с каким-либо экономическим кризисом, при котором люди, возможно, найдут способы для того, чтобы обойти механизмы контроля. Причины введения и отмены мер валютного регулирования и валютного контроля приведены в табл. 4.
Таблица 4 Причины введения и отмены мер валютного контроля

Необходимость введения мер

валютного контроля

Необходимость отмены мер

валютного контроля

1 .Сокращение пределов краткосрочных колебаний валютного курса, вызванного спекуляциями

1. Рынкам следует разрешить работать беспрепятственно; это наилучший вариант для обеспечения долгосрочного и эффективного распределения ресурсов в экономике. Также это обеспечивает возможность быстро фиксировать сигналы рынка и своевременно делать необходимую корректировку экономической политики в целом

2.Сокращение вероятности возникновения устойчивых искажений, выражающихся в чрезмерном росте (переполнении) рынка в результате ориентации зарубежных валютных рынков на краткосрочную перспективу

2. Действия механизмов контроля могут оказаться несправедливыми и привести к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики

3.Защита экономики от потенциально серьезных внутренних монетарных последствий крупного притока или оттока капитала

З. Меры контроля редко бывают высокоэффективными, и со временем их начинают все чаще обходить

4. Значительные административные расходы

4. Меры контроля могут вызвать ответные действия других стран





2. СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ

2.1 Становление и развитие системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ


В отличие от фискальных институтов, известных с глубокой древности, проведение активной государственной политики в валютно-финансовой сфере экономики и возникновение связанных с данной политикой институтов валютного регулирования и валютного контроля стали результатом событий недавнего прошлого. Первый известный случай применения валютного контроля относится к эпохе Древней Греции. В Спарте времен Ликурга была введена неконвертируемость денег для того, чтобы не дать возможность чужеземцам осуществлять их порчу, т.е. умышленно снижать золотое содержание золотых монет.

Вмешательство в рамках национальной экономики в регулирование операций с участием валюты и иных валютных ценностей стало необходимым тогда, когда национальные денежные единицы стали неравноценны при выполнении функции мировых денег. Исследователи отмечают, что впервые валютное регулирование было применено в Германии: в 1916 году в связи с разразившимся в результате Первой мировой войны экономическим кризисом здесь были приняты постановления о торговле с расчетами в иностранных валютных средствах и о регулировании платежей за границей. Эти документы были направлены на борьбу с утечкой капитала из страны.

Система контроля за валютными операциями в РФ прошла несколько этапов в своем развитии.

Дореволюционный этап (до 1917 г.). В РФ вплоть до начала XX в. валютные операции проводились практически свободно. Ограничения вводились в отдельные периоды с целью привлечения в страну возможно большего количества драгоценных металлов, концентрации валютных ценностей в руках государства. Так, в Новоторговом уставе царя Алексея Михайловича (1667 г.) были закреплены запрет вывоза из страны золота, серебра, иных драгоценных металлов и изделий из них, обязательная сдача казне (продажа по принудительному курсу) привозимых из-за границы золота и ефимок. При Петре I, помимо непосредственного запрещения вывоза золота и серебра, государство предписывало «валюту» платежа по внешнеэкономическим сделкам: любой вид торговли с иностранцами, в том числе внутри своей страны, должен был осуществляться с оплатой золотом или ефимками и при обязательной сдаче их в казну. Пошлины взимали ефимками или серебряными монетами.


В дореволюционный период меры валютного контроля решали также задачу формирования достаточного объема золотовалютных резервов (при подготовке денежной реформы в 70-х XIX в.). Внешние причины введения ограничений касались усиливающегося процесса бегства капитала в связи с более высокой прибыльностью за рубежом (первая половина XIX в.), в целях страхования от обесценивания в периоды инфляции; а также нейтрализации спекулятивных атак против рубля на европейских валютных биржах (1894 г.).

Русско-японская война и революция 1905 г. значительно подорвали экономику РФ . Отток капиталов за границу привел к ощутимому истощению валютного потенциала. Отвергнув вариант временного прекращения размена кредитных билетов на золото, и в целях поддержания стабильного курса российской валюты, правительство вынуждено было принять меры валютного контроля и ввести ограничения на свободную продажу валюты. Правительство приняло также меры для предотвращения оттока золота за границу по линии действующей армии: были введены ограничения на выдачу золота для снабжения войск, находившихся за пределами Российской империи.

Одно из наиболее сильных ужесточений валютного контроля наблюдалось в период Первой мировой войны. В ходе военных действий в связи с нехваткой валютных ресурсов и необходимостью их мобилизации для ведения войны все воюющие страны были вынуждены ввести валютные ограничения. Россия приостановила размен кредитных билетов на золото в июле 1914 г., первой среди вовлеченных в конфликт стран.

С октября 1914 г. усиливается вовлеченность государственных органов в регулирование валютно-финансовых процессов. С целью увеличения ва­лютных ресурсов в рамках национальной экономики правительство предприняло попытку их централиза­ции. По распоряжению Министра финансов, каждый экспортер должен был отда­вать в казну по фиксированной цене всю экспортную выручку. Но это не было вы­полнено. Тогда, в мае 1916 г., эти меры решили провести поэтапно. Сначала был введен контроль над экспортом, определена квота сдачи валюты правительству, усилена интервенция за счет заграничных займов. Установлен контроль сначала за движением счетов иностранцев в российских банках в рублях, затем над валют­ными операциями банков и, наконец, правительственный контроль над деятельно­стью банков. Право ревизии частных коммерческих банков и банкирских домов было пре­доставлено Государственному контролеру. Таким образом, в 1916 г. а РФ была создана двухуровневая система валютного контроля.


Пришедшее к власти в феврале 1917 г. Временное правительство продемонстрировало неспособность вла­деть ситуацией и во внешнеэкономических, и в валютных вопросах. Прежние ва­лютные ограничения формально оставались в силе, но за их соблюдением фактиче­ски никто не следил. В целях пресечения бегства российских капиталов за границу в июне 1917 г. был принят закон, запре­щающий перевод денег за границу без разрешения министерства финансов. Но практика применения этого закона не отличалась достаточной твердостью и последователь­ностью. Вне сферы его действия оставались Харбин и полоса от­чуждения Восточно-Китайской железной дороги, Финляндия.

Итак, Российская империя в период до октября 1917 года проделала сложную качест­венную эволюцию от страны преимущественно аграрной к аграрно-промышлен­ной, что обострило многие проблемы, в том числе и утечку капитала. Правительство вынуждено было учитывать подобные изменения и адекватно на них реагировать. Частным случаем реакции на изменения являлись введение валютных ограничений и государственный контроль за валютными операциями.

Советский этап (1917-1991 гг.). Историю валютной политики советского в рамках национальной экономики принято акцентировать как последователь­ность различных форм валютной монополии, которая находилась в постоянном движении, адаптируясь к задачам и потребностям конкретного исторического периода. Выделяют несколько таких периодов:

октябрь 1917 - 1921 гг. - период валютного администрирования («валютный военный коммунизм»);

1922 - 1926 гг. - период валютного регулирования;

1926 - 1986 гг. - административная валютная политика в рамках национальной экономики («новый валютный военный коммунизм»).

1986 - 1991 гг. - демонтаж государственной валютной монополии и формирование новой политики.

Действия первого советского правительства в области финансовой политики определялись необходимостью овладения ключевыми позициями в экономике страны. Перед наркоматом финансов была поставлена задача накопления валютных ценностей. В этих целях была осуществлена реквизиция и конфискация золота, серебра, других ва­лютных ценностей у коммерческих банков, обществ и частных лиц.

В декабре 1917 г. банковское дело было объявлено государственной монополией, система коммерческих банков была ликвидирована. Все валютные и кредитно-расчетные операции с другими странами были переданы в ведение государства. Позже (осенью 1918 г.) сделки с иностранной валютой в стране были запрещены.