Файл: Минпросвещения россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Направление 44.03.01 –
Педагогическое образование, Профиль «Дошкольное образование»
Курс II
АХМЕТШИНА АЛИЯ ИЛЬНУРОВНА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Научный руководитель: канд.пед.наук, доц.
А.А. Акчулпанова
№ регистрации по журналу
учета курсовых работ
Дата защиты
Оценка
подпись руководителя
Уфа 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Процесс познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 10
1.2. Трудовая деятельность как средство познавательного развития 16
1.3. Педагогические условия организации трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Описание методики и результатов диагностики уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о трудовой деятельности 33
2.2. Реализация работы по ознакомлению старших дошкольников с трудовой деятельностью 41
«Работа в книжном уголке» 42
2.3. Анализ и оценка этапов и методик исследования формирования представлений о трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 46
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 61
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежность, целеустремлённость, самостоятельность, но и ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении.
В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда и творчества [68].
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.
Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. Главная цель ранней профориентации детей – это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
Нормативно-правовые документы федерального уровня, в первую очередь, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013) освещает тему трудового развития дошкольников в следующем контексте [69, с. 7]:
1) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Основываясь на вышеперечисленных Нормативных документах, отмечается необходимость создания качественной базы для развития трудовой деятельности дошкольников. Это и обосновало актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне, следует отметить, что вопросы развития личности дошкольника в процессе трудовой деятельности посвятили свои труды такие авторы, как В.С. Безрукова, Р. Буре, С.А. Козлова, Л.В. Куцакова, Н.Е. Новикова и др. [12, 18, 32, 45, 56 и др.]
Анализ исследования вопросов развития трудовой деятельности дошкольников получил обоснование в работах психологов, таких как: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин [13, 21, 57, 60, 75]
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что, несмотря на разработки ученых, которые служат теоретической основой проблемы формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста, в практике работы ДОО уделяется недостаточное внимание планированию работы воспитателей в данном направлении, совместной работе с семьями воспитанников. В дошкольной образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда не способствует обеспечению необходимого уровня формирования трудовых умений детей дошкольного возраста.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования
, рассматривающие философские идеи и положения деятельностного подхода в педагогике (Ш.А. Амонашвили [5]); психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин [6, 21, 75]); идеи отечественных деятелей о влиянии труда на воспитание личности (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский [64, 67]). Исследования проблемы формирования личности старшего дошкольника в процессе трудовой деятельности исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов к трудовому образованию как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса ДОУ, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что основу формирования личности старшего дошкольника в трудовой деятельности составляют: теория трудового воспитания и обучения дошкольников (Р.С. Буре, М.В. Крулехт, Л.И. Сайгушева [18, 39, 61]); трудовая деятельность дошкольников в природе (Е.И. Корзакова, С.Н. Николаева [37, 55]); поиск педагогических условий формирования личности в трудовой деятельности (М.В. Крулехт, Л.И. Сайгушева [39, 61]); использование трудовой деятельности как средство развития личности (Г.Н. Година, Т.А. Маркова, В.Ф. Шаталова [22, 49, 71]).
Исходя из обоснования актуальности, проблемы и противоречий была определена тема исследования: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности».
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать методическое пособие «О труде для дошкольников»
Объект исследования – процесс познавательного развития старших дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.
В основу исследования положена следующая гипотеза: педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности, будут эффективны в том случае, если:
– картотека трудовых поручений, как фактор познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, будет содержать трудовые поручения, отвечающие разработанным критериям отбора в целях формирования трудовых представлений детей 5-7 лет: требованиям к возрастному ряду, сюжетной линии;
– информационные технологии (презентации, мультфильмы, обучающие видеоролики о профессиях) будут направлены на повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о профессия.
На основании цели и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования.
– Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме ознакомления старших дошкольников с миром профессий посредством информационных технологий.
– Изучить уровень знаний старших дошкольников о профессиях.
– организовать и провести формирующий эксперимент с просмотром мультфильмов;
– проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют исследования: о месте труда в педагогическом процессе детского сада (С.В. Бабенко, Е.И. Корзакова, Е.И. Радина, Д.А. Шингаркина и др. [9, 37, 59, 73 и др.]); методические работы по организации детей в трудовой деятельности (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова [17, 18, 72]); исследования о формировании у детей положительного отношения к труду взрослых (Т.А. Маркова, В.М. Монахова, Я.З. Неверович, Н.Г. Тагильцева и др. [49, 50, 51, 65 и др.]); исследования о влиянии труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др. [18, 22, 72 и др.]).
Решение поставленных задач осуществлялось с применением следующих методов исследования:
-
теоретических: а) анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; б) анализ нормативно-правовых документов; -
эмпирических: а) количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы; тест «Знаешь ли ты профессии?»; методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» [66].
Научная новизна курсовой работы заключается в том, что:
-
доказана необходимость создания методического пособия для формирования трудовых представлений дошкольников; -
спроектирована и экспериментальным путем апробирована методическое сопровождение в виде методического пособия «О труде для дошкольников»;
-
доказана эффективность реализации направлений в методическом пособии «О труде для дошкольников», способствующие обогащению направленности положительного отношения детей к: труду, желанию помогать взрослым.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: