Файл: Минпросвещения россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
69. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 17.02.2021; с изм. и доп., вступ. в силу с 17.02.2021) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
70. Чувашова, Е.В. Ознакомление с профессиями через применение информационно – коммуникационных технологий в деятельности с детьми дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Чувашова, Э.М. Муртазаева. – М., 2017. – С. 313 - 319
71. Шаталова, В.Ф. Творческая мастерская [Текст] / В.Ф. Шаталова, А.Т. Казыгулова. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 41 - 43
72. Шатова, А.Д. Труд - категория экономическая. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников [Текст] / А.Д. Шатова. – М., 2013. – 248 с.
73. Шингаркина, Д.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых [Текст] / Д.А. Шингаркина. – Челябинск, 2009
74. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – С. 54 - 56
75. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. – Воронеж, 1995. – С. 64 - 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тест «Знаешь ли ты профессии?»
Методика неоконченных предложений. Ребенку предлагаются незаконченные предложения, которые он должен продолжить. Выявляется отношение воспитанника к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности ребенка в трудовой деятельности.
Анализ продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности осуществляется в художественно-эстетическом воспитании ребенка, в общественно-полезном труде и включает в себя оценку следующих трудовых навыков детей:
– аккуратность выполнения работы;
– соответствие продукта деятельности предложенному образцу;
– наличие элементов творчества в продукте деятельности;
– проявление трудолюбия в процессе работы.
Наблюдение. Наблюдение осуществляется в трудовой деятельности детей. Обращается внимание на активность участия дошкольников в общественно-полезном труде. Отмечается проявление добросовестности, трудолюбия, самостоятельности, инициативы, проявления творческого подхода к работе, ответственности, умения работать в коллективе.
Оценка сформированности представлений о мире труда и профессий осуществляется по трём уровням: высокий, средний, низкий.
Характеристика уровней сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников:
Высокий уровень (17 и более баллов для детей 5-7 лет) – у воспитанников имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей. Дети знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности, понимают значимость данной профессии для людей, положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, а также у детей выражены интересы к учебной и профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор.
Воспитанники активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие в НОД. Дети активны, ответственны, помогают друг другу в процессе труда.
Средний уровень (13-17 баллов для детей 5-7 лет) – воспитанники имеют знания о трудовой деятельности людей. Дети называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Воспитанники проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, но их интересы к учебной и профессиональной деятельности неустойчивы, неглубоки. Дети мечтают в будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор, участвуют в труде, когда этого требует педагог. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности, творчества.
Низкий уровень (12 баллов и менее для детей 5-7 лет) – воспитанники имеют незначительные представления о трудовой деятельности людей; не могут охарактеризовать основные особенности профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей; не проявляют интереса к учебной и профессиональной деятельности, а также к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям. Воспитанники участвуют в общественно полезном труде при контроле педагога. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой деятельности.
Тест
Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?
а. Художник
б. Оформитель
в. Маляр (1 балл)
Чем занимается хлебороб?
а. Печет хлеб
б. Выращивает хлеб (1 балл)
в. Сеет зерно
Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?
а. Строитель
б. Чертежник
в. Архитектор (1 балл)
Представитель, какой профессии, лечит животных?
а. Врач
б. Животновод
в. Ветеринар (1 балл)
Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди, представители этих профессий?
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Оборудование: 16 картинок с профессиями для детей 5-7 лет.
Высокий уровень – 17 и более баллов для детей 5-7 лет
Средний уровень – 13-17 баллов для детей 5-7 лет
Низкий уровень – 12 и менее для детей 5-7 лет
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»
Критерии:
Характер представлений о труде взрослых.
Отношение детей к труду взрослых.
Показатели характера представлений о труде взрослых:
полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда.
Показатели отношения к труду взрослых:
адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.
Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
– Для чего люди ходят на работу?
– что такое профессия?
– Какие ты знаешь профессии?
– Какие профессии тебе нравятся больше всего?
– Кем работают твои мама и папа?
Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.
Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.
Шкала оценок - характеристика оценки ответов детей:
Ребенок дает полный, точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.
Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.
Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.
Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:
Низкий уровень – дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
Средний уровень – дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.
Высокий уровень – дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.