Файл: 1. Предмет, объекты, задачи социальной психологии как фундаментального научного направления. Разделы и отрасли социальной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

18. Плюсы и минусы группового принятия решения.

Кого необходимо привлекать к процессу принятия управленческих решений : тех, кто готовил информацию; тех, чьи интересы затрагиваются; тех, кто может стать непосредственным исполнителем

От чего зависит эффективность группового принятия решений:

1.Организационный контекст – структура, культура, система вознаграждения

2.Компетенции участников группы

3.Социальное и психологическое разнообразие участников группы

4.Сложность задачи

Участие в групповом принятии решения является преимуществом для участников группы:

1.Удовлетворение потребности в признании

2.Развитие Я-концепции за счет определения своей роли в организации

3.Обеспечение внутреннего вознаграждения за счет участия в группе

Уязвимые аспекты группового принятия решения:

1.Размывание ответственности

2.Компромиссность решений

3.Нежелание достигать согласия

4.Внутригрупповые конфликты

5.Ролевые конфликты

6.Чрезмерная конформность

7.Уступчивость

22. Преимущества и недостатки группового принятия решения.

26. Теории лидерства в социальной психологии.

29. Психологические эффекты формирования суждений о других людях.

31. Социальная перцепция.

35. Категоризация как один из процессов социального познания.

38. Предрассудки – природа и источники.

40. Теория социальной идентичности Г.Тэджфела, основные постулаты и концепты.

42. Ингруппа и аутгруппа. Феномен межгрупповой дифференциации.

44. Теория социального доминирования, основные постулаты.

46. Авторитаризм как социально-психологический феномен. Авторитаризм правого толка.

38. Предрассудки – природа и источники.


Предрассудок - это отрицательное или враждебное отношение к той или иной группе людей, основанное на обобщениях и неполной или искаженной информации.

Источники:

Социальные – неравенство статусов (предрассудки помогают оправдывать экономическое и социальное превосходство тех, у кого в руках находятся богатство и власть.;

- гендерные (если женщины в основном ухаживают за маленькими детьми, напрашивается мысль, что заботливость присуща им от природы. А если мужчины занимаются бизнесом, охотой и воюют, удобно предположить, что они - агрессивные, независимые, отчаянные искатели приключений);

- религия;

- дискриминация (расовые предрассудки).

Эмоциональные: фрустрация и агрессия: теория «козла отпущения» (например,число людеи̌, с предубеждением относящихся к иммигрантам, росло и падало вместе с уровнем безработицы).

Когнитивные: - категоризация - разбивка различных объектов окружающего мира по группам. Все мы склонны классифицировать людей - это облегчает нам их понимание. Если люди, входящие в группу, похожи, мы с минимальным усилием можем получить нужную нам информацию о представителях этой группы;

-восприятие сходств и различий-оценивая людей, принадлежащих к определенным группам,(атлетов, режиссеров, профессоров математики и пр.), мы склонны преувеличивать сходство внутри группы и различия между группами.

Многие стереотипы возникают скорее не из злого умысла, а от нашего желания упростить чересчур сложную социальную жизнь. Их можно сравнить с иллюзиями восприятия — побочным продуктом способности интерпретировать окружающий мир.

Люди чаще всего полагаются на стереотипы:

- в условиях дефицита времени

- при эмоциональном возбуждении

- в незрелые годы, когда человек еще не научился хорошо разбираться в людях В современном мире действенным способом категоризации

40. Теория социальной идентичности Г.Тэджфела, основные постулаты и концепты.


Социальная идентичность – в наиболее общем виде характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе (половой, возрастной, этнической и др.)
Социальная идентичность:

  • знание индивида о том, что он принадлежит к определенной группе

  • эмоциональная значимость группового членства

Осознание собственной идентичности:

  1. социальная категоризация (группировка личностей)

  2. социальная идентификация (процесс помещения себя в ту или иную категорию)

  3. социальная идентичность (итог – полное социальное отождествление себя)

Формирование социальной идентичности происходит посредством трех шагов: – 1) социальная категоризация – упорядочивание социального окружения в терминах группировки личностей способом, который имеет смысл для индивида. То есть индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории (например, определяет себя как мужчину или женщину, как человека определенной национальности, вероисповедания и т. п.);

2) социальная идентификация – процесс, посредством которого индивид помещает себя в ту или иную категорию, т. е. усваивает нормы и стереотипы поведения, свойственные группам членства;

3) социальная идентичность – получение некоторого итога – полного социального отождествления индивида, т. е. приписывание себе усвоенных норм и стереотипов своих социальных групп таким образом, что они становятся внутренними регуляторами социального поведения индивида

Г. Тэджфел приходит к следующим выводам:

а) индивиду свойственно стремление к положительной Я-концепции (к позитивной идентичности);

б) достигается это через категоризацию социального мира и идентификацию себя с определенными категориями, за счет которых индивид получает свою социальную идентичность как составляющую Я-концепции;

в) группы, к которым индивид себя приписал, в свою очередь должны обеспечивать положительный вклад в Я-концепцию, и это будет вызывать процесс дифференцирования категории членства от других категорий;

г) дифференцирование происходит при помощи процесса сравнения собственной группы с другими по предпочтительным для ингруппы измерениям;



д) предыдущие процессы приводят к тому, что группы будут всегда искать положительные отличия и стремиться увеличить их, проявляя фаворитизм по отношению к группе членства

Явле­ние, связанное с тенденцией оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой группы, получило на­звание внутригрупповой фаворитизм. Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получи­ла название межгрупповой дискриминации (в данном случае в форме внешнегрупповой дискриминации). По мнению Г. Тэджфела внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дис­криминация являются универсальными феноменами психоло­гии мсжгрупповых отношений.

(из ее презентации Ингрупповой фаворитизм (Г.Теджфел) – социально-психологический феномен, заключающийся в тенденции содействовать членам своей группы в противовес другой группе, включает в себя более позитивные оценки членов ингруппы, влияет на социальную перцепцию (предпочтение мнений, суждений, установок, оценок и тд членов «своей» группы).

Основной механизм – социальная идентичность (поддержка позитивной оценки ингруппы за счет противопоставления аутгруппе). Когда статусные различия между группами признаются справедливыми, степень ингруппового фаворитизма выражена незначительно (Дж.Тернер и Р.Броун). На фоне глубоких объективных противоречий ингрупповой фаворитизм чреват деструктивными социальными последствиями. Конфликты порождают напряженность, предубежденность и усиливают степень ингруппового фаворитизма. Может не проявляться при существовании надгрупповых целей и ценностей.)


42. Ингруппа и аутгруппа. Феномен межгрупповой дифференциации.


Группа – когнитивная реальность, значимая для индивида в данный момент (Г.Тэджфел)

Компоненты групповой общности:

  1. Когнитивный (осознание принадлежности к группе)

  2. Ценностный (положительная или отрицательная оценка этого факта)

  3. Эмоциональный (переживание факта принадлежности, эмоциональная оценка)

Ингруппа – мы-группа, группа, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности

Аутгруппа – социальная группа, по отношению к которой индивид не испытывает чувство идентичности, испытывает к ней недоверие/враждебность

Межгрупповое общение – взаимодействие между различными группами, при котором каждый индивид является носителем коллективного содержания

(по Г. Тэджфелу: индивидуальное поведение индивидов разворачивается по логике межгруппового; единообразие, унифицированность поведения людей как представителей группы)

Стереотипы, предрассудки и межгрупповые эмоции порождают межгрупповую дифференциацию — различие в оценке ингруппы и аутгруппы.

Межгрупповая дифференциация – различия в оценке ингруппы и аутгруппы; различия в обработке информации, эмоциях и поведении по отношению к ингруппе и аутгруппе

Межгрупповая дифференциация состоит из двух взаимосвязанных процессов:

  1. внутригруппового фаворитизма (от лат. favor – благосклонность) – это социально-психологическое явление, характеризующееся осознанием членов собственной группы (аутгруппа), как «своих» и оказание им содействия, психологической протекции, в противовес членам другой группы (ингруппы);

  2. межгрупповой дискриминации (от лат. discriminatio – различение) – это социально-психологическое явление, характеризующееся стремлением к недооценке или пониженной оценке успехов и переоценке неудач других групп, по сравнению с собственной группой.




44. Теория социального доминирования, основные постулаты.


Теория социального доминирования была предложена американскими психологами Фелисией Пратто и Джимом Сиданиусом.

Основные постулаты теории:

  • Человеческое общество построено по иерархическому принципу.

  • Чем выше уровень сообществ в иерархии, тем больше их ресурсы и возможности

  • Социальная иерархия строится вокруг трех измерений: пола, возраста, важных для биологического выживания и «случайных» оснований (этническая и расовая принадлежность, социально-экономический статус, политические или религиозные предпочтения), связанных с ценностями и образом жизни.

  • Общества различаются как по доминирующим основаниям иерархии, так и по ее устойчивости.

Социальная иерархия возникла в ходе эволюции как условие, необходимое для выживания биологического вида.

1. В современном мире некоторые основания иерархии воспроизводятся благодаря наличию мифов и социальных институтов, которые усиливают и ослабляют иерархию.

2. Мифы — распространенные в обществе системы представлений, затрагивающие социальную иерархию. Их можно разделить на усиливающие групповую иерархию и ослабляющие ее. Усиливающие дают интеллектуальное и моральное оправдание существующему неравенству, ослабляющие – отражают необходимость равенства. Аналогично работают социальные институты.

3. Под воздействием мифов и социальных институтов у людей формируется ориентация на социальное доминирование — отношение человека к существующей в обществе социальной иерархии, доминированию одних групп над другими.

Люди различаются по степени выраженности у них ориентации на социальное доминирование. Так люди, которые поддерживают существование неравенства в возможностях между группами, обладают высоким уровнем ориентации на социальное доминирование. В тоже время люди, у которых низкий уровень ориентации на социальное доминирование не поддерживают идею того