Файл: 1. Предмет, объекты, задачи социальной психологии как фундаментального научного направления. Разделы и отрасли социальной психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
18. Плюсы и минусы группового принятия решения.
От чего зависит эффективность группового принятия решений:
1.Организационный контекст – структура, культура, система вознаграждения
2.Компетенции участников группы
3.Социальное и психологическое разнообразие участников группы
Участие в групповом принятии решения является преимуществом для участников группы:
1.Удовлетворение потребности в признании
2.Развитие Я-концепции за счет определения своей роли в организации
3.Обеспечение внутреннего вознаграждения за счет участия в группе
Уязвимые аспекты группового принятия решения:
3.Нежелание достигать согласия
22. Преимущества и недостатки группового принятия решения.
26. Теории лидерства в социальной психологии.
29. Психологические эффекты формирования суждений о других людях.
35. Категоризация как один из процессов социального познания.
38. Предрассудки – природа и источники.
40. Теория социальной идентичности Г.Тэджфела, основные постулаты и концепты.
42. Ингруппа и аутгруппа. Феномен межгрупповой дифференциации.
44. Теория социального доминирования, основные постулаты.
46. Авторитаризм как социально-психологический феномен. Авторитаризм правого толка.
26. Теории лидерства в социальной психологии.
Основными теоретическими подходами в понимании лидерства являются: теория черт; ситуативная теория лидерства; системная теория лидерства.
Согласно теории черт, лидером может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.
Ситуационная теория лидерства утверждает, что лидерство, в основном, — продукт ситуации. В различных ситуациях выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.
Системная теория лидерства рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера — как субъекта управления этим процессом. Лидерство интерпретируется с точки зрения целей и задач группы, с учетом личностных качеств лидеров и характеристик самой группы: длительности ее существования, размера и т.д. При этом во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.
29. Психологические эффекты формирования суждений о других людях.
Суждения о других людях формируются на базе личного опыта каждого отдельного человека, на его восприятии современных тенденций, на его моральных постулатах. Мы оцениваем других людей через собственную парадигму и на основе этого выносим суждения. Формирования суждений о других людях зависит от черт характера, способностей и интересов, уровня профессиональной подготовки, а также от иные важных факторы.
Психологические эффекты формирования суждений о других людях:
-
Селективность восприятия – избирательное выделение элементов, согласующихся с ожиданиями «фигура-фон» -
Гало-эффект – когнитивное искажение в результате которого человек составляет поверхностное суждение о личности другого под влиянием первого впечатления или впечатления от яркой черты -
Эффект контраста – эмоции, испытываемые человеком при предшествующем действии, влияют на восприятие информации при последующем действии -
Проекция – защитный механизм, при котором субъективное содержание приписывается другому человеку -
Стереотипизация – восприятие, классификация и оценка других людей через распространение на них характеристик на основе имеющихся стереотипов
31. Социальная перцепция.
Перцепция
Перцепция определяет наше восприятие окружающего мира. Альтернативы формируются в сознании человека и базируются на его ментальных конструктах, формируемых, в том числе, при помощи перцепции.
Факторы, влияющие на перцепцию:
-Индивидуальные особенности воспринимающего (аттитюды, мотивы, интересы, предыдущий опыт, ожидания)
-Targets («что мы видим» в терминах привлекательный/непривлекательный аспектов и атрибутов объекта)
-Ситуация, в контексте которой мы видим события или объекты
«Код» восприятия информации: оптимистический, реалистический, пессимистический
«Код» с точки зрения склонности воспринимающего к риску
Психофизиологические характеристики воспринимающего: скорость восприятия, детальное восприятие или в целом, восприятие рациональное или эмоциональное
Индивидуальное восприятие – ключевая детерминанта нашего поведения, именно восприятие определяет трактовку ситуации, прогноз ее развития.
35. Категоризация как один из процессов социального познания.
Социальное познание – категоризация
Категоризация понимается как процесс упорядочения окружения в терминах категорий, т.е. через объединение людей, объектов и событий, схожих или эквивалентных друг другу в их релевантности действиям личности, намерениям или аттитюдам.
Основная функция категоризации состоит в ее роли как инструмента в систематизации окружения для целей действия. Мы категоризируем информацию частично как отражение факта, что объекты в естественном мире сами представляют связный и неслучайный паттерн характерных свойств; они формируют «естественные» категории объектов (Rosch).
Однако наши когнитивные категории не являются просто отражением естественных паттернов, окружающих нас. Они также являются активными образованиями, навязанными окружением, воздействующими на наше восприятие и интерпретацию входящей информации.
Категоризация подразделяется на социальную и несоциальную.
Социальная категоризация находится в центре здравого смысла, повседневного знания и понимания. Социальная категоризация – это нечто намного большее, чем чисто когнитивная задача, она центральна для социальной жизни, и как таковая, представляет собой предмет для искажения со стороны культуры, в рамках которой она возникает.
Выделяют два аспекта процесса категоризации «индуктивный» и «дедуктивный» (Tajfel).
«Индуктивный» аспект категоризации связан в основном с отнесением объекта или события к какой-либо категории на основе недостаточной информации. Ошибочная идентификация объекта, имеющая место на ранних и нечетких стадиях, препятствует правильной идентификации на более поздних и четких стадиях, во время которых обычно не бывает ошибок.
«Дедуктивный» аспект состоит в извлечении выводов о природе объекта или события на основании свойств категории. Люди, принадлежащие к различным категориям, будут оцениваться в определенных отношениях как более отличные друг от друга, чем они могли бы быть, если их категорийное членство не было бы известным, а люди в одной и той же категории будут оцениваться как более похожие друг на друга, чем они могли бы быть в случае, если бы их не определяли как принадлежащих к одной и той же категории.