Файл: 1. Предмет, объекты, задачи социальной психологии как фундаментального научного направления. Разделы и отрасли социальной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

18. Плюсы и минусы группового принятия решения.

Кого необходимо привлекать к процессу принятия управленческих решений : тех, кто готовил информацию; тех, чьи интересы затрагиваются; тех, кто может стать непосредственным исполнителем

От чего зависит эффективность группового принятия решений:

1.Организационный контекст – структура, культура, система вознаграждения

2.Компетенции участников группы

3.Социальное и психологическое разнообразие участников группы

4.Сложность задачи

Участие в групповом принятии решения является преимуществом для участников группы:

1.Удовлетворение потребности в признании

2.Развитие Я-концепции за счет определения своей роли в организации

3.Обеспечение внутреннего вознаграждения за счет участия в группе

Уязвимые аспекты группового принятия решения:

1.Размывание ответственности

2.Компромиссность решений

3.Нежелание достигать согласия

4.Внутригрупповые конфликты

5.Ролевые конфликты

6.Чрезмерная конформность

7.Уступчивость

22. Преимущества и недостатки группового принятия решения.

26. Теории лидерства в социальной психологии.

29. Психологические эффекты формирования суждений о других людях.

31. Социальная перцепция.

35. Категоризация как один из процессов социального познания.

38. Предрассудки – природа и источники.

40. Теория социальной идентичности Г.Тэджфела, основные постулаты и концепты.

42. Ингруппа и аутгруппа. Феномен межгрупповой дифференциации.

44. Теория социального доминирования, основные постулаты.

46. Авторитаризм как социально-психологический феномен. Авторитаризм правого толка.

, что неравенство между группами должно существовать и далее.

46. Авторитаризм как социально-психологический феномен. Авторитаризм правого толка.


Авторитаризм — совокупность характеристик, которые описывают отношение человека к действующей власти.

Эти характеристики включают в себя (Дж.Даккита):

  1. Конвенционализм (стремление к поддержке традиционных норм и традиций),

  2. Авторитарное подчинение — подчинение тем группам, которые обладают властью в обществе и готовность следовать их приказам

  3. Авторитарная агрессия — то есть такая, которая направлена против тех, кто не поддерживает существующую власть.


Авторитаризм правого толка – готовность подчиняться властям, конвенциям и нормам, сопровождающаяся враждебностью к людям, которые не придерживаются их (Б.Алтемейер).

Авторитаризм по Дж.Даккита – модель, содержащая два независимых мотивационных измерения: социальная сплоченность, порядок, стабильность и коллективная безопас­ность («авторитаризм правого толка»); групповое доминирование и превосходство («ориентация на социальное доминирование»)
Поддержание этих мотивационных це­лей зависит от пред­ставлений о социальном мире

  • как об (1) опасном и угрожающем («вера в опасный мир»)

  • как об (2) конкурентном и оже­сточенном («вера в конкурентный мир»).

Эти представления являются результатом личностных различий, обусловленных индивидуальным опытом социализации и воздействием определенной социальной среды. Сами эти представления - согласованные социальные верования, содержащие относительно устойчивые интерпретации или представ­ления о социальном мире и людях в нем.

49. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Условия эффективной коммуникации.


Вербальное коммуникация подразумевает использование человеческой речи, естественного звукового языка, то есть системы фонетических знаков. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. С помощью языка осуществляется передача, кодирование и декодирование информации. Кодирование — это перевод осмысленной идеи в сообщение, удобное для передачи вербальным или невербальным способом. Декодирование — перевод полученных стимулов в конкретную информацию на удобный для получателя символ (язык). Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию.

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Невербальная коммуникация между индивидами включает следующие знаковые системы или коды:

• оптико-кинетическая (жестикуляция, мимика, пантомимика, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи);

• организация пространства и времени коммуникативного процесса;

• предметные контакты, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, толчки, поглаживания, касания);

• ольфакторные (запахи).

Условия эффективной коммуникации:

Эффективность межличностных коммуникаций определяется степенью достижения поставленных целей и выражается в изменении:

• знаний коммуникантов;

• установок, потребностей и мотивов;

• эмоций и поведения;

• уровня сознания, повышении его или понижении.

50. Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация.


Ингрупповой фаворитизм (Г.Теджфел) – социально-психологический феномен, заключающийся в тенденции содействовать членам своей группы в противовес другой группе, включает в себя более позитивные оценки членов ингруппы, влияет на социальную перцепцию (предпочтение мнений, суждений, установок, оценок и тд членов «своей» группы).

Основной механизм – социальная идентичность (поддержка позитивной оценки ингруппы за счет противопоставления аутгруппе). Когда статусные различия между группами признаются справедливыми, степень ингруппового фаворитизма выражена незначительно (Дж.Тернер и Р.Броун). На фоне глубоких объективных противоречий ингрупповой фаворитизм чреват деструктивными социальными последствиями. Конфликты порождают напряженность, предубежденность и усиливают степень ингруппового фаворитизма. Может не проявляться при существовании надгрупповых целей и ценностей.

Аутгрупповая дискриминация – более негативные оценки членов аутгруппы. Является средством поддержания идентичности и стабильность группы (через выход агрессии наружу). Выражена на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях (равно как и ингрупповой фаворитизм).

Данные эффекты не являются неизбежными. Выявлены три группы факторов, обусловливающих их: особенности ситуации межгруппового взаимодействия и восприятия; характеристики групп, участвующих во взаимодействии; особенности субъекта восприятия

51. Влияние группы как один из видов социального влияния.


Группа – сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс)
Личность, как член социальных групп, строит свою деятельность с учетом взглядов, существующих в этих группах, находящих свое выражение в социальных нормах – соответствующих стандартах или правилах
Функциональная ценность норм – поддержание сложившейся организации группы, сохранение ее стабильности, организация движения в направлении имеющихся целей

Групповые нормы формируются через взаимодействие членов группы

Групповые нормы поддерживаются за счет механизма личностной конформности, понимаемого как подчинение личности групповому давлению.
Социальное влияние – процесс изменения оценок, представлений и поведения членов группы под влиянием группы/авторитета

Влияние может быть как конструктивным, так и деструктивным (эксперименты С.Милграма)
Условия подчинения
Близость к жертве. Чем ближе человек находится к своей жертве, тем ниже уровень подчинения.

Наиболее высокий уровень подчинения наблюдается, когда человек не видит и не слышит жертву, а наиболее низкий — когда он прикасается к ней
Близость авторитетной фигуры. Чем ближе человек находится к авторитетному лицу, тем выше

уровень подчинения. Наиболее высокий уровень наблюдается, когда авторитет находится рядом, а наиболее низкий — когда человек не видит его
Противоречивость приказов. Чем больше похожи приказы нескольких авторитетных лиц,

тем выше уровень подчинения
Поведение окружающих. Чем больше окружающие одобряют приказы авторитета, тем выше уровень подчинения

52. Межгрупповой конфликт. Подходы к пониманию межгрупповых конфликтов.


Межгрупповой конфликт – вид конфликтов, в котором субъектами взаимодействия являются группы.
Конфликт между большими социальными группами называют социальным конфликтом

Истоки – приверженность своим и враждебность к чужим (как механизм поддержания сплоченности группы по З.Фрейду). Групповая идентичность усиливает групповые притязания, вызывающие депривацию.

Межгрупповой конфликт более подвержен эскалации, чем межличностный.

Источники межгрупповых конфликтов: конфликт интересов и социально-психологические эффекты группы.
Реалистическая теория группового конфликта Д. Кэмпбелла.

  • «конфликт интересов различных групп может вызвать межгрупповой конфликт;

  • конфликт интересов, а также имевший место в прошлом межгрупповой конфликт обусловливают восприятие ситуации как потенциально угрожающей отдельным членам группы со стороны другой группы;

  • угроза обусловливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы; угроза обусловливает внутригрупповую солидарность;

  • угроза обусловливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности;

  • угроза увеличивает непроницаемость групповых границ;

  • угроза уменьшает отклонение индивидов от групповых норм;

  • угроза увеличивает меру наказания и степень отверженности лиц, нарушивших верность своей группе;

  • угроза приводит к необходимости наказания членов группы, отклоняющихся от групповых норм;

ошибочное восприятие членами группы угрозы со стороны внешней группы также обусловливает повышенную внутригрупповую солидарность и враждебность в отношении внешней группы».
Подходы к пониманию межгруппового конфликта (И. А. Мещерякова):

  • мотивационный

  • ситуационный

  • когнитивный

  1. В рамках мотивационного подхода (З. Фрейд, Л. Берковиц, М. Дойч, Г. Тэджфел и др.) межгрупповой конфликт понимается как следствие внутренних проблем групп, использующих внешний конфликт для разрешения своих внутренних проблем.

  2. В рамках ситуационного подхода (М. Шериф, Р. Блейк и др.) межгрупповой конфликт обусловлен особенностями ситуации, и в первую очередь столкновением реальных интересов группы.

  3. Когнитивный подход подчеркивает роль когнитивных установок групп в отношении друг друга: межгрупповая враждебность возможна и без противоречия интересов, но при условии негативных предрасположенностей. Роль установок может быть двоякой: как подчеркивающей (при конкуренции), так и затушевывающей (при кооперации) воспринимаемые различия между группами».


Природа межгрупповых конфликтов:

1. конфликтность межгруппового взаимодействия в значительной степени определяется самим фактом объединения людей в группы, изменяющим их поведение;

2. «развязывание» межгрупповых конфликтов не связано исключительно с лидерами, групповая конфликтность проецируется на каждого члена группы;

3. спонтанность межгрупповых конфликтов в немалой степени обусловлена непрозрачностью, скрытостью механизмов влияния групп на индивидов;

4. избежать межгрупповых конфликтов нельзя, но можно снизить их издержки; социально-психологические способы уменьшения таких издержек заключаются в исправлении искаженного восприятия, улучшении коммуникаций между группами (расширение общения) и в коррекции процедур их взаимодействия с учетом особенностей группового влияния.

53. Конформность – феномен, виды, факторы.


Конформность (влияние большинства) - изменение человеком своих представлений, оценок и поведения в результате реального или воображаемого давления группы, некритическое принятие стандартов большинства
Типы конформности:


  • Уступчивость – податливость, заключающаяся в внешнем согласии с нормами при внутреннем несогласии

  • Интернализация – глубокое принятие мнения группы


Виды влияния, побуждающие к конформному поведению (социальная зависимость, Франзои):


  • Информационное – желание быть правым (уверенность в правоте группы и сомнения в своем мнении)

  • Нормативное – желание нравиться (стремление получить одобрение или избежать неодобрения)


Факторы, влияющие на конформность:


  • Внешние (ситуационные) факторы: величина группы (3-4), уровень определенности задачи, групповая сплоченность (взаимная привлекательность членов группы), наличие «оппозиционера» в группе (Аш)




  • Внутренние (личностные) факторы: особенности Я-концепции (преобладание «частного» самосознания или «общественного»; наличие потребности в уникальности), ценности личности.



55. Социальное расслабление – феномен, причины. Как избежать социального расслабления?


Социальное расслабление - потеря индивидуальной эффективности при групповой работе. То есть чем больше компания – тем меньше каждый конкретный человек старается на ее благо. Когда усилия каждого отдельного индивида объединены таким образом, что судить об индивидуальном вкладе трудно или даже совсем невозможно индивиды часто работают менее усердно по сравнению с их работой в одиночестве.Пример: соревнования по перетягиванию каната.

Причина: люди, работая в группе, понимают, что их собственная индивидуальная производительность будет "потеряна в толпе". Как результат, они чувствуют меньшую персональную ответственность за свои индивидуальные действия, и их исполнительские усилия снижаются.

Избежать социальное расслабление можно путем возможности распознавания вклада каждого участника в групповые усилия. Если человек считает, что его вклад будет оценен, социального расслабления можно избежать. Однако иногда достаточно простого обеспечения участников какой-либо групповой деятельности определенными стандартами оценки своих собственных действий или действий группы в целом, чтобы предотвратить социальное расслабление.

Обещание вознаграждения за высокую групповую продуктивность также может уменьшить социальное расслабление.

Анонимность иногда может улучшить групповую продуктивность.




56. Психологическое здоровье, его составляющие. Факторы, помогающие избегать проблем организационной среды.


Психологическое здоровье

Рассматривается как способность психической адаптации человека к изменяющимся экологическим, идеологическим, техническим, организационным и социальным условиям бытия (К.Рифф). Составляющие:

  • эмоциональное гедонистическое благополучие;

  • социальное эвдемоническое благополучие (вклад в общество, ощущение принадлежности, развития, принятия и связности общества);

  • психологическое эвдемоническое благополучие (принятие себя, управление окружением, позитивные отношения, личностный рост, автономию и наличие цели в жизни). Основа концепта (К.Киз): психологическое здоровье и психическая болезнь представляют собой независимые (ортогональные) измерения (Е.Н. Осин, Д.А.Леонтьев, 2020).

Психическое здоровье

Рассматривается как состояние и как результат процесса (преимущественно воздействия внешних, в том числе, рабочих факторов), включает в себя медицинскую составляющую. При этом рассматривается также как общественная категория, имеющая социальную ценность.
Проявления нарушений психического здоровья

Пограничные состояния:

  • смена настроения и эмоциональные проблемы (например, неудовлетворенность),

  • нервное истощение

  • агрессия как копинг-стратегия

  • эмоциональное выгорание

  • посттравматический депрессивный синдром (ПТДС)

  • психозы

  • когнитивные нарушения и органические расстройства, которые рассматриваются не только в контексте профессиональной среды и имеют «вторичный» характер (Houtman, Kompier)

Аддиктивное поведение. Иллюзия безопасности и восстановления равновесия путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях

Девиантное поведение («мелкие» некритичные девиации, Фернхам).

Девиация как ответ на «провоцирующие факторы» – факторы стресса (Робинсон и Беннет, 1997) Девиация как отклик на нарушение психологического контракта (Фернхам и Тейлор, 2005)
Девятифакторная структура организационных параметров, влияющих на психическое здоровье (Warr, 1994)

  • Возможность контроля

  • Возможность использовать умения

  • Цели и требования задач (структурированность задач, временные аспекты задач)

  • Разнообразие

  • Ясность окружения

  • Финансовая защищенность

  • Физическая защищенность

  • Возможность межличностного контакта

  • Ценимая социальная позиция

Факторы, помогающие избегать проблем организационной среды

1. Стратегии рационализации: «Победа через поражение», анализ ошибок на организационном уровне. Технологии анализа ошибок, в том числе, в рамках внутреннего контроля.

2. Анализ и контроль жизнеспособности персонала. Жизнеспособность (А.В.Махнач, 2017): «Самоэффективность», «Настойчивость», «Внутренний локус контроля», «Совладание и адаптация», «Духовность», «Семейные и социальные взаимосвязи». Прикладные программы оценки уровня жизнеспособности.

3. Организационная социализация как ценностно-нормативный фактор взаимодействия человека и организации. Адаптационные программы, управление карьерой, тренинговое сопровождение.