Файл: Учебное пособие Издво Алтгту барнаул 2007 ббк 75. 812. 6 я73.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 466
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы географии туризма
1.1 Понятие географии туризма и методы ее изучения
1.2 Классификация видов туризма
1.5 Рекреационное районирование
1.6 Туристско-рекреационное зонирование
1.7 Туристские районы и центры
Вопросы к разделам первой главы
2 Рекреационные ресурсы и туризм России
2.1 Рекреационные районы Европейского севера России
2.2 Рекреационные районы центра России
2.3 Рекреационные районы юга Европейской России
2.4 Рекреационные районы азиатской РоссиИ
зависимости от выделенной на отдых части доходов, возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.
К социально-экономическим факторам, влияющим на увеличение масштабов регионального туризма, относится повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах.
Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения: развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменения условий безопасности путешествий.
Внутренние (эндогенные) факторы - это факторы, воздействующие непосредственно в сфере регионального туризма. К ним относятся материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма в регионе. Главные из них связаны с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т. д. К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:
3. Факторы развития туризма можно классифицировать на природные (физико-географические) и социально-экономические.
Природные факторы. Характер природных условий оказывает большое влияние на выбор туристами маршрута или района путешествия. Туристы принимают во внимание климатические и ландшафтные особенности, богатство и уникальность растительного и животного мира, естественные возможности для активного отдыха. Как правило, стремление отдохнуть, сменить обстановку сочетается у многих людей с желанием познакомиться с экзотикой. Экзотические природные объекты являются одним из важнейших туристских ресурсов. Наиболее широко для привлечения туристов используется уникальная природа и ее достопримечательности.
Весьма важную для туризма роль играет географическое положение района или страны, прежде всего, здесь следует отметить близость к морю, к горным и лесным массивам, характер береговой линии, положение страны по отношению к основным поставщикам туристов, нахождение региона на важных транзитных путях и т.д.
Стремясь к полноценному отдыху, туристы предпочитают маршруты и времена года, характеризующиеся благоприятными погодными условиями. Нередкие капризы природы, присущие районам с неустойчивым климатом, а также стихийные бедствия способствуют снижению числа гостей в такие места.
Учитывая требования туристов к погодно-климатическим условиям, главные туристские регионы расположены в зонах умеренного климата обоих полушарий, а также на островах жаркого пояса, где высокая температура воздуха компенсируется морскими ветрами. Однако, в последние десятилетия возрос интерес туристов к экзотическим уголкам земного шара, что способствует расширению зоны международного туризма. Наличие в стране морских и океанских побережий благоприятствует развитию туристских регионов. В условиях комфортного климата, хорошо прогреваемой у берегов морской воды и наличия удобных пляжей могут формироваться морские курорты. Морские побережья обеспечивают удобство сообщения, возможность проведения круизных путешествий, являются великолепным естественным украшением ландшафта.
Реки и озера также являются важными рекреационными ресурсами. Они украшают ландшафт, формируют благоприятный микроклимат, предоставляют туристам возможность отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта, обеспечивают туристские центры водой. В настоящее время приозерные курорты и зоны отдыха Финляндии, Польши, Венгрии, Швейцарии и других стран являются популярными районами туризма.
К рекреационным ресурсам относятся и леса, благодаря которым в местах отдыха создается обстановка, позволяющая «изолироваться» от внешнего мира и«цивилизации». Лес имеет очень большое оздоровительное значение, снижает уровень шума в зонах отдыха.
Для большинства туристов характер животного мира посещаемого района никакой роли не играет, тем не менее, в ряде мест для привлечения гостей большое внимание уделяется их интересу к экзотическим животным. Множество национальных парков, заповедников и открытых для охоты зон стали настоящими туристскими центрами.
В некоторых регионах важным рекреационным ресурсом являются минеральные воды и грязи, обладающие целебными свойствами. Курорты на минеральных водах привлекают достаточно устойчивые потоки туристов (Кавказские Минеральные Воды, Белокуриха).
Отметим, что чем большим числом разнообразных природных ресурсов, пригодных для рекреации, располагает определенный район, тем больше у него возможностей для привлечения туристов.
Социально-экономические факторы занимают особое место в развитии туризма. Н.С. Мироненко и М. Бочварова [25] факторы условно подразделяют на две большие группы: порождающие потребность в организации рекреационной деятельности и реализующие, т. е. обеспечивающие возможность организации отдыха. Следует различать влияние этих факторов на организацию рекреационной деятельности вообще и на территориальную локализацию систем отдыха в частности.
Попытки систематизации социально-экономических факторов предпринимались многими исследователями. Среди ведущих факторов, прежде всего, назывались развитие производительных сил страны, повышение материального благосостояния и культурного уровня населения.
Развитие производительных сил сказывается на росте общего бюджета внерабочего и свободного времени. Уменьшение времени, приходящегося на трудовую деятельность, и увеличение времени, приходящееся на отдых, резко меняет сферу сервиса и туризма. Кроме того, следует учитывать свободное время пенсионеров и учащихся и их процентное соотношение. Необходимо учитывать, что бюджет свободного времени крайне неоднороден. Он включает время отпусков и каникул, выходные и праздничные дни, свободное время в рабочие дни, время до школы и после выхода на пенсию.
Развитие производительных сил и их территориальная концентрация находит отражение и в увеличении урбанизации. Так как около половины населения мира живет в городах, то такое скопление людей в городах и, особенно в больших агломерациях, где воздух сильно загрязнен, микроклимат изменен, очень шумно, мало солнца и зелени, влияет отрицательно на их здоровье. Вследствие необратимого процесса урбанизации, увеличиваются рекреационные потребности населения. В странах, испытывающих тенденцию к урбанизированной жизни, повышается роль рекреации на природе.
Существенное влияние на развитие рекреационной деятельности, в частности на функциональное разнообразие и размещение рекреационных систем, оказывает возрастная структура населения. Например, отдых на море предпочитают туристы в возрасте от 20-45 лет. С другой стороны, наблюдения показывают, что ряд других видов рекреационной деятельности (дачный отдых, пешеходный туризм в горах) более популярен среди населения в возрасте старше 45 лет. В возрасте примерно от 45 до 65 лет наблюдается самый заметный рост доходов, и с этим могут быть связаны более дорогие виды отдыха. Бальнеологические курорты охотнее посещают люди старшего возраста, когда мобильность людей снижается.
Соотношение отдельных возрастных групп оказывает влияние на общий объем рекреационных потребностей и функциональное разнообразие систем отдыха.
На рекреационную активность влияет профессиональная структура населения. Считается, что в рекреации нуждаются, прежде всего, рабочие и служащие ввиду относительно более интенсивного труда, за ними следуют учащиеся, а на последнем месте — занятые в сельскохозяйственном производстве и пенсионеры. В зависимости от региональных различий, в соотношении между этими профессиональными группами населения следует прогнозировать и проектировать новые рекреационные системы.
Очень важно, чтобы жизненный уровень населения пересек ту границу, выше которой структура потребления стабильна, мало подвержена изменениям. В России за последние годы большинство населения не имело необходимых доходов, позволяющих нормально поддерживать свое физическое состояние. Развитие сферы туризма шло за счет богатых людей. А большой разрыв между очень богатыми и бедными не может привести к устойчивому развитию туризма.
Необходимо учитывать различия в динамичности социально-экономических факторов. Автомобилизация и образовательный уровень, например, более динамичны, чем уровень доходов и возрастная структура населения.
Существенным фактором является соотношение между туристами-иностранцами и отдыхающими жителями страны. Причем иностранные туристы часто используют страну для транзита или посещают наиболее разрекламированные или оборудованные для туризма районы. Для оценки объема потребностей иностранных туристов важен показатель длительности поездки.
Социально-экономические факторы, реализующие рекреационные потребности. Большинство авторов единодушны в определении главных социально-экономических факторов, определяющих реализацию потребностей в рекреационной деятельности: транспортная доступность; наличие рекреационных предприятий в количестве,
удовлетворяющем спрос и сезон пик; развитость инфраструктуры, ориентированной на проведение свободного времени; наличие трудовых ресурсов и т.д. Сеть рекреационного обслуживания, с одной стороны, выступает как один из главных реализующих социально-экономи-ческих факторов, а с другой, является результатом совокупного воздействия всех остальных факторов.
Оптимальная транспортная доступность районов рекреации один - из важных факторов. Например, на Алтае большая часть туристов посещают хорошо доступные районы, через которые проходит Чуйский тракт. Здесь же сосредоточено основное количество гостиниц и туристских комплексов.
К социально-экономическим относят и культурно-исторические факторы. Музеи и картинные галереи, выставки, архитектурные памятники и исторические достопримечательности привлекают туристов. Интерес к истории, культуре, быту и традициям других народов выступает важнейшим катализатором развития туризма. В этом плане культурно-исторические факторы тесно переплетаются с факторами этническими.
Социально-этнические предпосылки развития туризма состоят в том, что нашу планету населяет большое число различных народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Множество людей, вследствие роста образовательного и культурного уровня, стремятся познакомиться с жизнью разных народов в наиболее полном объеме.
Экономико-географические факторы являются объектом, благоприятствующим туризму, в том смысле, что экономика разных стран и районов довольно различна между собой по структуре и уровню всех отраслей хозяйства, по их территориальному размещению и сочетаниям, специфике технологических процессов и т.д., что вызывает интерес у представителей деловых и промышленных кругов. Растущие потребности мировой экономики влекут за собой рост международных контактов. Нередко в программу путешествий бизнесменов и промышленников входит посещение научных центров и производственных предприятий с целью ознакомления с результатами достижений данного региона в научно-технической сфере, изучения опыта, технологий, повышения профессионального уровня и квалификации.
Экономико-географические факторы как средства, способствующие развитию туризма, определяются ростом туристской инфраструктуры и фондов размещения, развитием международных и внутренних коммуникаций, совершенствованием транспортных средств.
К социально-экономическим факторам, влияющим на увеличение масштабов регионального туризма, относится повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах.
Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения: развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменения условий безопасности путешествий.
Внутренние (эндогенные) факторы - это факторы, воздействующие непосредственно в сфере регионального туризма. К ним относятся материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма в регионе. Главные из них связаны с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т. д. К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:
-
процессы спроса, предложения и распространения турпродукта (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный спрос, а также рост индивидуального туризма);
-
возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутрирегиональных туристских сегментов, увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т. д.); -
возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальной интеграции, т. е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом, вертикальной интеграции через создание стратегических туристских союзов и т. д.); -
возрастание роли средств массовой информации и связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов; -
возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышение значения профессиональной подготовки, улучшение организации труда и т, д.); -
возрастание роли частного туристского бизнеса (создание условий, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество малых предприятий, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что порождает потребность в повышении квалификации персонала).
3. Факторы развития туризма можно классифицировать на природные (физико-географические) и социально-экономические.
Природные факторы. Характер природных условий оказывает большое влияние на выбор туристами маршрута или района путешествия. Туристы принимают во внимание климатические и ландшафтные особенности, богатство и уникальность растительного и животного мира, естественные возможности для активного отдыха. Как правило, стремление отдохнуть, сменить обстановку сочетается у многих людей с желанием познакомиться с экзотикой. Экзотические природные объекты являются одним из важнейших туристских ресурсов. Наиболее широко для привлечения туристов используется уникальная природа и ее достопримечательности.
Весьма важную для туризма роль играет географическое положение района или страны, прежде всего, здесь следует отметить близость к морю, к горным и лесным массивам, характер береговой линии, положение страны по отношению к основным поставщикам туристов, нахождение региона на важных транзитных путях и т.д.
Стремясь к полноценному отдыху, туристы предпочитают маршруты и времена года, характеризующиеся благоприятными погодными условиями. Нередкие капризы природы, присущие районам с неустойчивым климатом, а также стихийные бедствия способствуют снижению числа гостей в такие места.
Учитывая требования туристов к погодно-климатическим условиям, главные туристские регионы расположены в зонах умеренного климата обоих полушарий, а также на островах жаркого пояса, где высокая температура воздуха компенсируется морскими ветрами. Однако, в последние десятилетия возрос интерес туристов к экзотическим уголкам земного шара, что способствует расширению зоны международного туризма. Наличие в стране морских и океанских побережий благоприятствует развитию туристских регионов. В условиях комфортного климата, хорошо прогреваемой у берегов морской воды и наличия удобных пляжей могут формироваться морские курорты. Морские побережья обеспечивают удобство сообщения, возможность проведения круизных путешествий, являются великолепным естественным украшением ландшафта.
Реки и озера также являются важными рекреационными ресурсами. Они украшают ландшафт, формируют благоприятный микроклимат, предоставляют туристам возможность отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта, обеспечивают туристские центры водой. В настоящее время приозерные курорты и зоны отдыха Финляндии, Польши, Венгрии, Швейцарии и других стран являются популярными районами туризма.
К рекреационным ресурсам относятся и леса, благодаря которым в местах отдыха создается обстановка, позволяющая «изолироваться» от внешнего мира и«цивилизации». Лес имеет очень большое оздоровительное значение, снижает уровень шума в зонах отдыха.
Для большинства туристов характер животного мира посещаемого района никакой роли не играет, тем не менее, в ряде мест для привлечения гостей большое внимание уделяется их интересу к экзотическим животным. Множество национальных парков, заповедников и открытых для охоты зон стали настоящими туристскими центрами.
В некоторых регионах важным рекреационным ресурсом являются минеральные воды и грязи, обладающие целебными свойствами. Курорты на минеральных водах привлекают достаточно устойчивые потоки туристов (Кавказские Минеральные Воды, Белокуриха).
Отметим, что чем большим числом разнообразных природных ресурсов, пригодных для рекреации, располагает определенный район, тем больше у него возможностей для привлечения туристов.
Социально-экономические факторы занимают особое место в развитии туризма. Н.С. Мироненко и М. Бочварова [25] факторы условно подразделяют на две большие группы: порождающие потребность в организации рекреационной деятельности и реализующие, т. е. обеспечивающие возможность организации отдыха. Следует различать влияние этих факторов на организацию рекреационной деятельности вообще и на территориальную локализацию систем отдыха в частности.
Попытки систематизации социально-экономических факторов предпринимались многими исследователями. Среди ведущих факторов, прежде всего, назывались развитие производительных сил страны, повышение материального благосостояния и культурного уровня населения.
Развитие производительных сил сказывается на росте общего бюджета внерабочего и свободного времени. Уменьшение времени, приходящегося на трудовую деятельность, и увеличение времени, приходящееся на отдых, резко меняет сферу сервиса и туризма. Кроме того, следует учитывать свободное время пенсионеров и учащихся и их процентное соотношение. Необходимо учитывать, что бюджет свободного времени крайне неоднороден. Он включает время отпусков и каникул, выходные и праздничные дни, свободное время в рабочие дни, время до школы и после выхода на пенсию.
Развитие производительных сил и их территориальная концентрация находит отражение и в увеличении урбанизации. Так как около половины населения мира живет в городах, то такое скопление людей в городах и, особенно в больших агломерациях, где воздух сильно загрязнен, микроклимат изменен, очень шумно, мало солнца и зелени, влияет отрицательно на их здоровье. Вследствие необратимого процесса урбанизации, увеличиваются рекреационные потребности населения. В странах, испытывающих тенденцию к урбанизированной жизни, повышается роль рекреации на природе.
Существенное влияние на развитие рекреационной деятельности, в частности на функциональное разнообразие и размещение рекреационных систем, оказывает возрастная структура населения. Например, отдых на море предпочитают туристы в возрасте от 20-45 лет. С другой стороны, наблюдения показывают, что ряд других видов рекреационной деятельности (дачный отдых, пешеходный туризм в горах) более популярен среди населения в возрасте старше 45 лет. В возрасте примерно от 45 до 65 лет наблюдается самый заметный рост доходов, и с этим могут быть связаны более дорогие виды отдыха. Бальнеологические курорты охотнее посещают люди старшего возраста, когда мобильность людей снижается.
Соотношение отдельных возрастных групп оказывает влияние на общий объем рекреационных потребностей и функциональное разнообразие систем отдыха.
На рекреационную активность влияет профессиональная структура населения. Считается, что в рекреации нуждаются, прежде всего, рабочие и служащие ввиду относительно более интенсивного труда, за ними следуют учащиеся, а на последнем месте — занятые в сельскохозяйственном производстве и пенсионеры. В зависимости от региональных различий, в соотношении между этими профессиональными группами населения следует прогнозировать и проектировать новые рекреационные системы.
Очень важно, чтобы жизненный уровень населения пересек ту границу, выше которой структура потребления стабильна, мало подвержена изменениям. В России за последние годы большинство населения не имело необходимых доходов, позволяющих нормально поддерживать свое физическое состояние. Развитие сферы туризма шло за счет богатых людей. А большой разрыв между очень богатыми и бедными не может привести к устойчивому развитию туризма.
Необходимо учитывать различия в динамичности социально-экономических факторов. Автомобилизация и образовательный уровень, например, более динамичны, чем уровень доходов и возрастная структура населения.
Существенным фактором является соотношение между туристами-иностранцами и отдыхающими жителями страны. Причем иностранные туристы часто используют страну для транзита или посещают наиболее разрекламированные или оборудованные для туризма районы. Для оценки объема потребностей иностранных туристов важен показатель длительности поездки.
Социально-экономические факторы, реализующие рекреационные потребности. Большинство авторов единодушны в определении главных социально-экономических факторов, определяющих реализацию потребностей в рекреационной деятельности: транспортная доступность; наличие рекреационных предприятий в количестве,
удовлетворяющем спрос и сезон пик; развитость инфраструктуры, ориентированной на проведение свободного времени; наличие трудовых ресурсов и т.д. Сеть рекреационного обслуживания, с одной стороны, выступает как один из главных реализующих социально-экономи-ческих факторов, а с другой, является результатом совокупного воздействия всех остальных факторов.
Оптимальная транспортная доступность районов рекреации один - из важных факторов. Например, на Алтае большая часть туристов посещают хорошо доступные районы, через которые проходит Чуйский тракт. Здесь же сосредоточено основное количество гостиниц и туристских комплексов.
К социально-экономическим относят и культурно-исторические факторы. Музеи и картинные галереи, выставки, архитектурные памятники и исторические достопримечательности привлекают туристов. Интерес к истории, культуре, быту и традициям других народов выступает важнейшим катализатором развития туризма. В этом плане культурно-исторические факторы тесно переплетаются с факторами этническими.
Социально-этнические предпосылки развития туризма состоят в том, что нашу планету населяет большое число различных народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Множество людей, вследствие роста образовательного и культурного уровня, стремятся познакомиться с жизнью разных народов в наиболее полном объеме.
Экономико-географические факторы являются объектом, благоприятствующим туризму, в том смысле, что экономика разных стран и районов довольно различна между собой по структуре и уровню всех отраслей хозяйства, по их территориальному размещению и сочетаниям, специфике технологических процессов и т.д., что вызывает интерес у представителей деловых и промышленных кругов. Растущие потребности мировой экономики влекут за собой рост международных контактов. Нередко в программу путешествий бизнесменов и промышленников входит посещение научных центров и производственных предприятий с целью ознакомления с результатами достижений данного региона в научно-технической сфере, изучения опыта, технологий, повышения профессионального уровня и квалификации.
Экономико-географические факторы как средства, способствующие развитию туризма, определяются ростом туристской инфраструктуры и фондов размещения, развитием международных и внутренних коммуникаций, совершенствованием транспортных средств.