Файл: 1 Общественное производство основа жизни и развития человеческого общества. Факторы общественного производства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2) снижение покупательской способности национальной денежной единицы;
3) снижение курса национальной валюты относительно курсов других валют;
4) рост банкротства предпринимателей;
5) снижение среднего жизненного уровня всего населения страны;
- Конкретные последствия инфляции зависят от темпов роста цен, т.е. от видов инфляции.
К основным мерам долговременной политики по контролю над уровнем инфляции относятся следующие.
По скорости осуществления различают два варианта проведения антиинфляционной политики:
а) медленная, постепенная политика, рассчитанная на долгие годы;
б) быстрая, резкая ("шоковая терапия").
11 Сущность, функции, структура рынка. Инфраструктура рынка.
4. Свобода труда. Работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны.
6.Ограниченная роль государства в установлении и осуществлении хозяйственных процессов.
-множество мелких, ничем не ограниченных (свободных) продавцов и покупателей;
-свободный вход на рынок и выход из него.
Отрицательные последствия монополизации рынков:
Кредит выступает в двух основных формах:
-Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – совокупность сделок по купле-продаже ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг выполняет следующие функции.
Структура рынка ценных бумаг многообразна.
По срокам инвестированиярынок ценных бумаг делится на:
По организации продажрынок ценных бумаг делится на:
По способу продажрынок ценных бумаг разделяется на:
Основные макроэкономические показатели:
Экономический рост – это скорость увеличения (прироста)ВВП за определенное время (обычно за год).
Финансы выполняют следующие функции:
Внутренний долг– это долг своему населению.
Формы международных экономических связей:
Известны три режима установления возможных курсов:
а) на основе золотых паритетов (при золотом стандарте);
в) система плавающих курсов валют (устанавливается на торгах на валютной бирже).
Плавающий курс любой валюты определяется следующими факторами:
а) покупательная способность данной валюты;
б) спрос и предложение данной валюты;
в) политические, экономические и военные ожидания на мировом и региональном уровнях.
Финансы выполняют следующие функции:
- Воспроизводственная функция– это обеспечение и обслуживание кругооборота производственного капитала, как обязательного условия устойчивости, динамичности, пропорциональности и сбалансированности расширенного воспроизводства.
-
Распределительная функция– это государственные мероприятия по аккумулированию, распределению и перераспределению денежных потоков.
-
Стимулирующая функция– это воздействие государственных органов с помощью использования денежных потоков на эффективность производства и его конечные результаты.
-
Контрольная функция– это контроль государственных финансовых органов за соблюдением финансовой дисциплины.
Государственные финансы – все финансовые средства предприятий страны, а также средства государственного банка и бюджета страны.
Государственный бюджет –финансовый план правительства на год. Состоит из расходной и доходной части.
Доход:
-
Налоги (госпошлины) -
Доходы от государственных предприятий и долей государства в коммерческих предприятиях -
Аренда государственного имущества и земли
Расходы:
-
Военные расходы -
На содержание аппарата управления -
Промышленность -
Сельское хозяйство -
Спорт -
Медицина -
Образование и наука -
Культура
Основные функции госбюджета:
1) перераспределение национального дохода;
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение социальной политики;
4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Методы формирования государственного бюджета:
-
Автоматический метод– это включение в бюджет будущего года сумм по отдельным статьям в размере прошедшего года с учетом имеющихся законодательных изменений (например, изменение налоговых ставок, установление новых налогов, отмена каких-либо видов налогов и пр.). -
Статистический метод– это включение в бюджет сумм, взятых из прошедшего года с поправочным коэффициентом. Поправочный коэффициент устанавливается статистически исходя из среднего процента прироста или уменьшения доходов и расходов за несколько предыдущих лет. -
Метод непосредственных оценок - при этом методе размеры бюджетных назначений на предстоящий год устанавливаются на основе изучения динамики показателей хозяйственной конъюнктуры. Этот метод – комбинированный и может быть применен лишь при наличии определенных условий в конкретной стране. К таким условиям относятся следующие: развитая система достоверной экономической информации; высокий уровень использования новейшей вычислительной техники; техника и опыт макроэкономического прогнозирования.
Дефицитом государственного бюджета –это превышение расходов над доходами. Покрывается за счет заимствований, а также за счет печати денег.
Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:
-
Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности. -
Рост неоплаченного государственного долга. -
Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса. -
Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия) -
Неэффективность финансовой системы государства. -
Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами. -
Коррупция в государственном секторе. -
Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.
- Государственный долг– это сумма накопленных за все время существования государства бюджетных дефицитов. Образуется за счет заимствований на внутреннем рынке посредством распространения государственных ценных бумаг.
Различают внешний и внутренний государственный долг.
-
Внешний государственный долг– это задолженность иностранным государствам, организациям и отдельным иностранным лицам.
- 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Внутренний долг– это долг своему населению.
39 Налоги, их функции и виды. Принципы налогообложения. Фискальная политика государства.
-
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Различают следующие функции налогов:
-
Фискальную - обеспечение финансирования государственных расходов; -
Регулирующую - активное воздействия государства на экономические и социальные процессы. -
стимулирующую - состоит в воздействии государства на общественное воспроизводство. Используя величину налогов, государство может стимулировать, ограничивать и контролировать воспроизводство в целом и развитие отдельных отраслей -
контролирующую - оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику
-
Налоги бывают:
Федеральные
| Региональные
Местные
|
-
Виды налогов по характеру налогообложения:
-
пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода); -
прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается); -
регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
-
Виды налогов по способу взимания:
-
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налоги на имущество как юридических, так и физических лиц; -
Косвенные- это надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг.
Принципы налогообложения. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.
-
Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям. -
Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому. -
Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными. -
Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.
- 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Фискальная политика –это комплекс мер государства, направленных на изменение правил изъятия налогов и расходования средств госбюджета.
Цели фискальной политики:
- повышение темпов экономического роста;
- достижение высокого уровня занятости;
- сглаживание амплитуды колебаний экономического цикла;
- контроль за уровнем инфляции.
Воздействовать на развитие экономики правительство может двумя способами:
а) расходованием бюджетных средств;
б) сокращением доходов госбюджета за счет снижения налогов.
Прямые методы– это бюджетное финансирование четко выделенных направлений, таких, как расширенное воспроизводство, развитие инфраструктуры, развитие науки, структурная перестройка, содержание ВПК и др. Косвенные методы– это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение через систему налогообложения. Такое воздействие может осуществляться путем использования налоговых льгот, изменения необлагаемого минимума доходов, политики ускоренной амортизации и т.д.
40 Кредитно-денежная система государства. Банковская система. Центральный банк и его функции.
-
Кредитно-денежная система представляет собой совокупность институтов, организующих денежное обращение в стране, включающих банковские структуры, страховые, инвестиционные, кредитные и другие учреждения, включенных в процесс обмена финансовыми активами как внутри страны, так и за ее пределами.
Современной рыночной экономике присуща 2-хуровневая банковская система:
1. Верхний уровень представлен Центральным банком, который непосредственно не кредитует фирмы и домохозяйства, но выдает ссуды коммерческим банкам и осуществляет денежную эмиссию (наделен монопольным правом выпуска банкнот).
2. Нижний уровень составляют универсальные коммерческие банки, занятые размещением кредитов среди различных экономических агентов.
ЦБ – государственное учреждение, являющееся центром денежно-кредитной системы.
В соответствии с принятым в нашей стране законодательством Центральный банк РФ выполняет следующие основные функции:
-
Во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. -
Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организовывает их обращение. -
Хранит золотовалютные резервы страны. -
Является финансовым агентом правительства: предоставляет кредиты и выполняет расчетные и переводные операции для правительства. -
Аккумулирует и хранит обязательные резервы коммерческих банков. -
Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывает систему рефинансирования. -
Устанавливает правила осуществления расчетов в стране, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы. -
Проводит государственную регистрацию кредитных организаций и осуществляет надзор за их деятельностью -
Регулирует прохождение валюты, определяет порядок расчетов с иностранными государствами. -
Дает консультации и предоставляет финансовую информацию.
41 Коммерческие банки. Функции коммерческих банков. Основные операции. Формирование прибыли коммерческих банков.
Коммерческий банк – это юридическое лицо, которое на основании лицензии Центробанка имеет исключительное право осуществлять банковские операции для юридических и физических лиц, целью является получение прибыли за оказание банковских услуг.
Услуги, которые предоставляют коммерческие банки юридическим лицам:
-
расчетно-кассовое обслуживание; -
кредитование юридических лиц, в т. ч. малого бизнеса; -
выпуск корпоративных пластиковых карт и зарплатные проекты; -
проведение документарных операций и валютный контроль; -
другие специализированные операции, в т. ч. факторинг, лизинг и пр.
Услуги коммерческих банков для физических лиц:
-
расчетно-кассовое обслуживание; -
выпуск пластиковых карт; -
размещение срочных вкладов и депозитов; -
кредитование, в т. ч. выдача потребительских, автокредитов, ипотечных займов.
К основным функциям коммерческих банков относятся:
-
мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; - кредитование предприятий, государства и населения; -
осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; -
выпуск и размещение ценных бумаг; -
создание кредитных денег; -
консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.
-
Доход банков складывается из двух основных составляющих: разницы между ценой привлечения и размещения денежных средств и комиссией за предоставляемые услуги. Помимо того, не основной, но значимой статьей дохода являются штрафы и пени (например, за просрочки платежей по предоставленным ссудам). Прибыль банков – часть прибавочной стоимости, созданная промышленными капиталистами и переданная банкирам за их услуги.
42 Предложение денег в национальной экономике. Структура денежной массы. Кредитно-денежная политика государства.
Предложение денег — количество денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве.
-
В современной рыночной экономике предложение денег обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерческие банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссуды бизнесу и населению. -
Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка. -
Предложение денег (Ms) включает в себя наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок (фактически это агрегат Ml)
Денежный мультипликатор – это отношение предложения денег к денежной базе.
Чаще всего в структуре денежной массы выделяют четыре следующих агрегата:
-
M0 - банкноты и монеты, находящиеся в обращении вне банковской системы (наличные деньги); -
M1 - наличные деньги плюс вклады в коммерческих банках до востребования без депозитов органов государственного управления, которые быстро можно превратить в наличные деньги; -
M2 - сумма M1 и среднесрочных (до 4 лет) вкладов в коммерческих банках, которые нельзя быстро превратить в наличные (депозиты в иностранной валюте…); -
M3 - сумма M2 и долгосрочных вкладов в коммерческих банках, акции, облигации (квази-деньги).
Денежно-кредитная политика (монетарная политика) — это совокупность мер государственного воздействия на состояние денежного и кредитного рынков для достижения определенных макроэкономических целей и регламентирующих деятельность рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы.
Основные цели кредитно-денежной политики государства:
|
|
В России денежно-кредитную политику, определяет и проводитЦБ.
Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться: