Файл: 1 Общественное производство основа жизни и развития человеческого общества. Факторы общественного производства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2) снижение покупательской способности национальной денежной единицы;
3) снижение курса национальной валюты относительно курсов других валют;
4) рост банкротства предпринимателей;
5) снижение среднего жизненного уровня всего населения страны;
- Конкретные последствия инфляции зависят от темпов роста цен, т.е. от видов инфляции.
К основным мерам долговременной политики по контролю над уровнем инфляции относятся следующие.
По скорости осуществления различают два варианта проведения антиинфляционной политики:
а) медленная, постепенная политика, рассчитанная на долгие годы;
б) быстрая, резкая ("шоковая терапия").
11 Сущность, функции, структура рынка. Инфраструктура рынка.
4. Свобода труда. Работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны.
6.Ограниченная роль государства в установлении и осуществлении хозяйственных процессов.
-множество мелких, ничем не ограниченных (свободных) продавцов и покупателей;
-свободный вход на рынок и выход из него.
Отрицательные последствия монополизации рынков:
Кредит выступает в двух основных формах:
-Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – совокупность сделок по купле-продаже ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг выполняет следующие функции.
Структура рынка ценных бумаг многообразна.
По срокам инвестированиярынок ценных бумаг делится на:
По организации продажрынок ценных бумаг делится на:
По способу продажрынок ценных бумаг разделяется на:
Основные макроэкономические показатели:
Экономический рост – это скорость увеличения (прироста)ВВП за определенное время (обычно за год).
Финансы выполняют следующие функции:
Внутренний долг– это долг своему населению.
Формы международных экономических связей:
Известны три режима установления возможных курсов:
а) на основе золотых паритетов (при золотом стандарте);
в) система плавающих курсов валют (устанавливается на торгах на валютной бирже).
Плавающий курс любой валюты определяется следующими факторами:
а) покупательная способность данной валюты;
б) спрос и предложение данной валюты;
в) политические, экономические и военные ожидания на мировом и региональном уровнях.
- Общие последствия возникают при инфляции вообще, независимо от вида инфляции. Все они отрицательные и степень их негативности проявляется в конкретных (видовых) последствиях:
1) рост цен;
2) снижение покупательской способности национальной денежной единицы;
3) снижение курса национальной валюты относительно курсов других валют;
4) рост банкротства предпринимателей;
5) снижение среднего жизненного уровня всего населения страны;
6) социальная дифференциация населения, увеличение разрыва между "крайними" группами получателей дохода;
7) экономическая (замедление производства), политическая (недоверие правительству) и социальная (рост числа акций неповиновения и протеста) нестабильность в стране.
- Конкретные последствия инфляции зависят от темпов роста цен, т.е. от видов инфляции.
-
Мягкая, ползучая инфляция оживляет экономику, повышая норму прибыли и стимулируя производство.
- Галопирующая инфляция наносит значительный экономический ущерб прежде всего неопределенностью рыночной конъюнктуры, когда цена перестает быть объективным сигналом потребности в конкретных товарах, затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики, подрывает стимулы к денежным накоплениям, возрождает бартер, вызывает банкротство банков. Отставание роста номинальной и реальной заработной платы от роста цен и снижение покупательной способности фиксированных доходов населения вызывает рост социального напряжения в стране.
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на контроль над уровнем инфляции.
Антиинфляционная политика государства:
-
контроль количества денег в обращении (ЦБ); -
стимулирование создания товарной массы (снятие препона (препятствия) для ведения бизнеса)
Кейнсианский подход: активная бюджетная политика – изменение государственных расходов и налогов в целях воздействия на платежеспособный спрос.
Неоклассический подход предписывает денежно-кредитное регулирование, которое косвенно и гибко воздействует на экономическую ситуацию. Центробанк страны осуществляет дефляционные меры, ограничивая количество денег в обращении.К основным мерам долговременной политики по контролю над уровнем инфляции относятся следующие.
-
таргетирование- установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, чтобы не выпускать в обращение "пустые" деньги. темпы прироста денежной массы = темпам прироста ВВП.
-
сокращение бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства.
-
политика регулирования цен и доходов с целью увязывания роста зарплаты и роста цен.
-
уменьшение внешнего инфляционного воздействия за счет сокращения импорта товаров.
По скорости осуществления различают два варианта проведения антиинфляционной политики:
а) медленная, постепенная политика, рассчитанная на долгие годы;
б) быстрая, резкая ("шоковая терапия").
11 Сущность, функции, структура рынка. Инфраструктура рынка.
Рынок – система взаимосвязанных экономических отношений, складывающаяся в ходе сделок, взаимовыгодной купли – продажи товаров и услуг с использованием денег.
Условия существования рынка:
| Функции рынка:
|
Структура рынка:
По объектам продаж:
-
рынок потребительских товаров и услуг; -
рынок товаров промышленного назначения; -
рынок промежуточных товаров; -
рынок ноу-хау; -
сырьевой рынок; -
рынок труда; -
рынок ценных бумаг и т.д.
По объемам продаж:
-
местный рынок; -
региональный; -
национальный; -
мировой.
По способу проявления экономической власти:
-
свободный, -
стихийный рынок; -
монопольный рынок; -
смешанный рынок.
По видам сделок:
-
спотовый (торговля реальными товарами с немедленной доставкой); -
срочный рынок (торговля контрактами о будущей поставке).
По степени соблюдения законности:
легальные и нелегальные ("черные").
По характеру продаж:
оптовый рынок; розничный рынок.
По инфраструктуре:
-
простой, примитивный рынок (без всякой инфраструктуры); -
среднеорганизованный рынок; -
высокоорганизованный рынок (функционирование банков, бирж и др. видов инфраструктуры).
Степень развития рынка проявляется через развитие инфраструктуры.
Инфраструктура рынка– это совокупность специализированных организаций и вспомогательных служб, обеспечивающих более эффективное (быстрое и качественное) функционирование рынка. В инфраструктуру рынка входят: банки; страховые компании; биржи (фондовая, товарная, биржа труда); ярмарки; аукционы; магазины, базары, транспорт, связь и пр. Чем больше таких организаций и вспомогательных служб, тем более высоко организован рынок.
12 Механизм функционирования рынка. Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена.
Механизм рынка состоит из трех основных элементов: спроса, предложения и цены. Обязательным условием нормального функционирования рынка является наличие конкуренции.
Спрос – это то количество товара или услуги, которое потребитель хочет и может купить в определенном месте, в определенное время и по определенной цене. Спрос – это не просто потребность, а платежеспособная потребность. Потребность, не подкрепленная какими-либо платежными средствами, для рынка спросом не является.
Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров.
Исключения из закона спроса:
-
Эффект Гиффена – в условиях кризиса, при росте цен на товары первой необходимости, спрос на них не убывает. -
Парадокс Веблена (эффект Веблена) – ситуация, когда покупатели воспринимают снижение цены товара как сигнал о снижении его качества или престижности, а повышение цены, наоборот, делает товар более привлекательным. Все товары Веблена относятся к премиальному сегменту, и по мере роста цены на них растет и желание целевой аудитории ими обладать. Ярчайший пример – произведения современного искусства. -
Эффект Сноба отражает противоположно направленное изменение величины спроса на блага одним потребителем, в ответ на изменение величины спроса других потребителей. -
Понятным языком, человек стремится купить то, что не покупают другие. Его задача выделиться из толпы, подчеркнуть собственную уникальность. Чем больше спрос на какую-либо категорию товара, тем меньше вероятность того, что её приобретет подобный покупатель.
Факторы спроса:
-
Географический -
Культурно-исторический -
Религиозные факторы -
изменение потребностей и вкусов (предпочтений) потребителей; -
изменение численности потребителей (прямая зависимость); -
изменение денежных доходов потребителей (прямая зависимость);; -
изменение цен на взаимодополняющие товары (автомобиль-бензин, фотоаппарат-фотопленка) и на товары-субституты (заменители) (масло-маргарин, пальто-куртка); -
изменение потребительских ожиданий:
-изменения наличия товаров;
-изменения цен;
-изменения денежных доходов.
Предложение – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время и по определенной цене.
Закон предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и объемом предложения. Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров, и, наоборот – чем ниже цена, тем меньше предложение.
Факторы предложения:
-
Географический (наличие полезных ископаемых) -
Наличие средств производства (машины оборудование, технологии) -
Наличие соответствующей рабочей силы -
Величина издержек производства – обратная зависимость. -
Цены на ресурсы производства (напр., сырье и энергоносители) - обратная зависимость. -
Степень монополизма в отрасли – обратная зависимость. -
Степень технического прогресса (новые технологии) – прямая зависимость. -
Уровень налогообложения – обратная зависимость.
Продавец выходит на рынок со своим вариантом цены, а покупатель приходит на рынок со своим вариантом. Первоначальные (исходные) варианты цен продавца и покупателя, естественно, не совпадают. Однако рынок сближает и объединяет их. Сама сделка купли-продажи может быть осуществлена лишь при условии, что уровень спроса равен уровню предложения, т.е. – в основе рыночных отношений лежит равенство между спросом и предложением: D=S. И выходя на рынок со своими вариантами цен, продавец и покупатель попадают под пресс жесткой необходимости такого равенства. Сам факт купли-продажи свидетельствует, что рынок скорректировал поведение и запросы продавцов и покупателей и привел их к соглашению.
-Избыточный спрос подталкивает цены покупателя к росту до тех пор, пока они не сравняются с ценами продавцов. При этом действует обычная функциональная зависимость: чем больше дефицит товаров, тем выше цена покупателя.
-Избыточное предложение, наоборот, снижает цены продавцов до тех пор, пока они не сравняются с ценами покупателей. Это состояние также выражается в функциональной зависимости: чем больше превышение предложения над спросом (затоваривание рынка), тем ниже цена продавца.
Результатом действия двух указанных противоположных процессов является сближение и уравновешивание цены покупателя и цены продавца и формирование на их основе равновесной рыночной цены.
Равновесная рыночная цена - это цена такого уровня, при котором спрос равен предложению.
В точке равновесия спроса и предложения – цена соответствует стоимости.
В современные условия ситуация рыночного равновесия бывает крайне редко из-за развития промышленности, науки и технологий, монополий.
13 Эластичность спроса и предложения. Факторы, влияющие на эластичность. Товары неэластичного спроса.
Эластичность спроса - степень изменения спроса под воздействием изменения цены. Определяют эластичность спроса по цене и по доходу. Ценовая эластичность спроса по цене определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены:
Эластичность по цене:
КЭЛ = объем спроса / изменение цены,
В зависимости от размера КЭЛ выделяют следующие виды эластичности спроса:
-
эластичный спрос — КЭЛ больше 1 (небольшое изменение цены может вызвать относительно большее изменение спроса на товар) -
неэластичный спрос — КЭЛ меньше 1 -
спрос единичной эластичности — КЭЛ равен 1 -
совершенно эластичный спрос — КЭЛ стремится к бесконечности (по одной и той же цене потребитель купит бесконечное количество данного товара; цена постоянная) -
совершенно неэластичный спрос — КЭЛ величина постоянная (при любом уровне цен потребитель купит одно и то же количество товара; спрос постоянен)
Эластичость по доходам:
КЭЛ = объем спроса / изменение доходов
-чем больше доход, тем выше спрос;
-чем ниже доход, тем выше спрос на товары заменители.
Перекрёстная эластичность:
КЭЛ = объем спроса на товар А / изменение цены на товар Б
-товары-субституты - взаимозаменяемые товары, например, сливочное масло и маргарин; При росте цены на один товар среди субститутов, спрос на товар-заменитель возрастет. Так, рост цен на сливочное масло вызовет рост спроса на маргарин.
- товары - комплементы – взаимодополняемые товары, например, автомобиль и бензин; При росте цены на товар-комплемент спрос на взаимодополняемый товар снизится. Так, рост цен на бензин, вызовет снижение спроса на автомобили.
- независимые товары, например, бумага и молоко. При изменении цены на один независимый товар спрос на другой товар не изменится. Так, если вырастут цены на бумагу, спрос на молоко не изменится.
Эластичность предложения по цене характеризует чувствительность, реакцию предложения на изменение цены товара определяется аналогично эластичности спроса по цене:
КЭЛ = изменение предложения/ изменение цены,
В зависимости от размера коэффициента эластичности (аналогично спросу) выделяют:
-
эластичное предложение ( КЭЛ больше 1 ) -
неэластичное предложение ( КЭЛ меньше 1, производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены или из-за ограниченности природных ресурсов) -
предложение единичной эластичности (КЭЛ равен) -
абсолютно эластичное предложение ( КЭЛ стремится к бесконечности) -
абсолютно неэластичное предложение (КЭЛ величина постоянная)
Эластичность предложения зависит от следующих факторов:
-
способности к длительному хранению и стоимость хранения; -
особенностей производственного процесса; -
временной фактор (производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены).
14 Конкуренция в рыночной системе: сущность , функции, виды.
Конкуренция– это форма соперничество в сфере товарных отношений, это рыночное соперничество, это борьба за наибольший доход, это стремление опередить соперника в присвоении наибольшего дохода. Конкуренция может проявляться только при определенных условиях.
Во-первых, экономическая обособленность факторов и результатов производства. Наиболее четко соперничество за наибольший доход проявляется при частной собственности. Однако и при коллективной собственности борьба за опережение соперника проявляется повсеместно (напр., соревнование корпораций). Конкуренция практически не проявляется лишь в условиях господства общей неделимой собственности (напр., социалистическое соревнование в СССР).
Во-вторых, равные исходные характеристики участников конкуренции. Как в обычной жизненной ситуации не могут соревноваться, например, министр и бомж, студент и генерал, так и в экономической сфере необходимы одинаковые исходные условия хозяйственной деятельности для соперников. Например, не могут конкурировать малое предприятие и олигополия. Конкуренция возможна лишь по горизонтальному положению участников, а не по вертикальному.
В-третьих, условия свободного выбора действий: предпринимательства, наемного труда, покупок, продаж, ценообразования и пр.
Функции:
-
Конкуренция обеспечивает динамичность экономики, поступательное развитие производства, исключает застой в хозяйстве. -
Конкуренция "принуждает" производителей искать все новые способы роста производительности, применять все новейшие изобретения и открытия, искать соответствующие условия для применения своих способностей и навыков. Конкуренция – это движение. Отсутствие или ограничение конкуренции – это застой или торможение в развитии.
По сферам проявления:
-
а) внутрифирменная конкуренция между работниками за наибольшую зарплату; -
б) внутриотраслевая конкуренция между предприятиями (фирмами) за покупателей и, в конечном счете, за наибольшую прибыль (результатом является рыночная цена); -
в) межотраслевая конкуренция между предприятиями (фирмами) за наиболее выгодные отрасли и, в конечном счете, за наибольшую прибыль; -
г) международная конкуренция между странами за объемы мирового рынка.
По способам конкурентной борьбы:
-
а) ценовая конкуренция; -
б) неценовая конкуренция (реклама, лучшие технологии).
По видам рынков:
а) совершенная конкуренция (имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема; товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей; отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя).
б) несовершенная конкуренция (соперничество участников рынка при наличии монополий).
Классификация конкуренции по видам рынков – самая важная в теории конкуренции. Уже отмечалось, что конкуренция может существовать только при определенных условиях. И эти условия концентрируются в рыночной ситуации. Рыночная ситуация – это степень свободы выбора действийдля производителей (продавцов) и потребителей (покупателей).
Показатели рыночных ситуаций:
-
количество производителей и потребителей на рынке; -
степень дифференциации отраслевого товара; -
способ формирования цен на отраслевые товары; -
возможность вхождения новых участников на отраслевой рынок и выход из него.
15 Свободный рынок и совершенная конкуренция, её достоинства и недостатки.
Свободный стихийный рынок–это хозяйственный механизм, обеспечивающий свободный выбор предпочтений и действий.
Основные черты свободного рынка:
1.Множество мелких, экономически обособленных производителей и потребителей. Формой экономической обособленности, как правило, является частная собственность.
2.Свобода покупок и продаж. Всякий потребитель имеет возможность выбора в объеме своих денежных ресурсов необходимого (лучшего для него) товара и лучшего по обслуживанию продавца. Всякий продавец имеет возможность выбора вариантов торговли и использования полученного дохода. Продавец и покупатель свободны в выборе вариантов торговой сделки: кассовый платеж, кредит, бартер, льготы, скидки и др. 3.Свобода предпринимательства. Предприниматель имеет возможность выбора экономических ресурсов, ассортимента производимых товаров или услуг, конкретной отрасли и перемены ее. Частные предприятия вправе организовывать производство товаров по своему выбору и продавать их на любых рынках. Владельцы денежных ресурсов вправе использовать их по собственному усмотрению.4. Свобода труда. Работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны.
5.Личный экономический интерес, как главный мотив поведения: каждый экономический субъект стремится делать то, что выгодно ему лично.
6.Ограниченная роль государства в установлении и осуществлении хозяйственных процессов.
Все названные характеристики свободного рынка формируют конкретнуюрыночную ситуацию свободного выбора:
-множество мелких, ничем не ограниченных (свободных) продавцов и покупателей;
-стандартный товар – однородный по маркам, оформлению, с одинаковым качеством. И покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар;
-господство стихийно формирующейся равновесной цены. Отдельные продавцы и покупатели, свободные в своих индивидуальных действиях и индивидуальной цене, не могут воздействовать на рыночную цену из-за своего незначительного объема в общем рыночном обороте;
-свободный вход на рынок и выход из него.
Все эти характеристики рыночной ситуации одновременно являются условиями свободной совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – это широкое рассредоточение (разделение) экономической власти между множеством субъектов рыночного хозяйства.
Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенное влияние на цену товара.
Основные черты совершенной конкуренции:
1. имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема;
2. товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей;
3. отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и свободного выхода из отрасли; К основным входным барьерам относят:
3.1исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли); возможны юридические барьеры (лицензирование экспорта, государственная регистрация видов деятельности);
3.2требуются большие капиталы для вхождения в отрасль (производство самолетов и т.п.);
3.3производство данного товара защищено патентом;
3.4закрыт доступ к материальным ресурсам и др. факторам производства в силу отсутствия их на свободном рынке;
3.5реклама (издержки на рекламу так велики, что могут стать входным барьером, т.к. они не всем под силу);
4. полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов;
5. рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключается.
Преимуществам рынка совершенной конкуренции:
-
самый эффективный механизм рынка — рынок свободной, или совершенной, конкуренции; -
рыночная экономика не знает, что такое дефицит, товарный голод, очереди за товаром; -
ни один из участников рыночных отношений не способен влиять на цену; -
только здесь реально существует экономическая свобода — свобода предпринимательства; -
рыночная система является динамичной, но недостаточно стабильной.