Файл: 1 Общественное производство основа жизни и развития человеческого общества. Факторы общественного производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- Общие последствия возникают при инфляции вообще, независимо от вида инфляции. Все они отрицательные и степень их негативности проявляется в конкретных (видовых) последствиях:

1) рост цен;

2) снижение покупательской способности национальной денежной единицы;

3) снижение курса национальной валюты относительно курсов других валют;

4) рост банкротства предпринимателей;

5) снижение среднего жизненного уровня всего населения страны;

6) социальная дифференциация населения, увеличение разрыва между "крайними" группами получателей дохода;

7) экономическая (замедление производства), политическая (недоверие правительству) и социальная (рост числа акций неповиновения и протеста) нестабильность в стране.

- Конкретные последствия инфляции зависят от темпов роста цен, т.е. от видов инфляции.

Кейнсианский подход: активная бюджетная политика – изменение государственных расходов и налогов в целях воздействия на платежеспособный спрос.

К основным мерам долговременной политики по контролю над уровнем инфляции относятся следующие.

По скорости осуществления различают два варианта проведения антиинфляционной политики:

а) медленная, постепенная политика, рассчитанная на долгие годы;

б) быстрая, резкая ("шоковая терапия").

11 Сущность, функции, структура рынка. Инфраструктура рынка.

Рынок – система взаимосвязанных экономических отношений, складывающаяся в ходе сделок, взаимовыгодной купли – продажи товаров и услуг с использованием денег.

Структура рынка:

1.Множество мелких, экономически обособленных производителей и потребителей. Формой экономической обособленности, как правило, является частная собственность.

4. Свобода труда. Работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны.

5.Личный экономический интерес, как главный мотив поведения: каждый экономический субъект стремится делать то, что выгодно ему лично.

6.Ограниченная роль государства в установлении и осуществлении хозяйственных процессов.

Все названные характеристики свободного рынка формируют конкретнуюрыночную ситуацию свободного выбора:

-множество мелких, ничем не ограниченных (свободных) продавцов и покупателей;

-стандартный товар – однородный по маркам, оформлению, с одинаковым качеством. И покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар;

-свободный вход на рынок и выход из него.

Все эти характеристики рыночной ситуации одновременно являются условиями свободной совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – это широкое рассредоточение (разделение) экономической власти между множеством субъектов рыночного хозяйства.

Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенное влияние на цену товара.

Отрицательные последствия монополизации рынков:

Положительные последствия.

-Кредит– это предоставление денежных ресурсов в долг на условиях возвратности и платности. Кредитный механизм выражает способ реализации собственности на денежный капитал.

Кредит выполняет ряд функций:

Кредит выступает в двух основных формах:

Современное рыночное хозяйство характеризуется многообразием разновидностей основных форм кредитования:

-Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – совокупность сделок по купле-продаже ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг выполняет следующие функции.

Особенностью рынка ценных бумаг по сравнению с другими рынками является посредничество в торговых сделках.  Посредники разделяются на дилеров и брокеров.

Структура рынка ценных бумаг многообразна.

По срокам инвестированиярынок ценных бумаг делится на:

По организации продажрынок ценных бумаг делится на:

По способу продажрынок ценных бумаг разделяется на:

Фондовая биржа– это посредническая некоммерческая организация, целью которой является оказание услуг в сфере торговли ценными бумагами.

Основные макроэкономические показатели:

Экономический рост – это скорость увеличения (прироста)ВВП за определенное время (обычно за год).

Финансы выполняют следующие функции:

Внутренний долг– это долг своему населению.

Формы международных экономических связей:

Валютный курс - цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежной единице другой страны или международных счетных валютных единицах.

Известны три режима установления возможных курсов:

а) на основе золотых паритетов (при золотом стандарте);

б) система фиксированных курсов валют (официальное соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке);

в) система плавающих курсов валют (устанавливается на торгах на валютной бирже).

Плавающий курс любой валюты определяется следующими факторами:

а) покупательная способность данной валюты;

б) спрос и предложение данной валюты;

в) политические, экономические и военные ожидания на мировом и региональном уровнях.

Экономический рост – это скорость увеличения (прироста)ВВП за определенное время (обычно за год).


  • Измеряется в трлн. Руб. = ВВП(2015) -ВВП(2014)

  • Темп роста измеряется в % = (ВВП(2015) -ВВП(2014)) /ВВП(2014)

  • Факторы экономического роста:

  1. Наличное население с его трудовыми навыками (Последнее время идёт ухудшение рабочей силы)

  2. Наличные природно-климатические условия

  3. Наличные полезные ископаемые, вовлеченные в хозяйственный оборот.

  4. Факторы предложения – это потенциал ресурсов, необходимых для производства: количество и качество рабочей силы в стране; объем и качественный состав основного капитала; уровень технологии и организации производства; количество и качество природных ресурсов.

  5. Факторы спроса – это те элементы экономики, которые определяют возможность реализации созданного продукта: уровень расходов на приобретение созданного ВВП со стороны потребителей, предпринимателей, государства и заграницы; фаза цикла деловой активности в стране; освоение новых рынков сбыта и др.

  6. Факторы распределения – это те элементы, которые вначале воздействуют на спрос, а затем уже через него – на предложение. К ним относятся: уровень доходов работников и предпринимателей; социальная политика правительства; социальная стабильность в стране и пр.

  7. Прямые факторы – это те элементы, которые прямо и непосредственно обеспечивают возможность роста ВВП. Например, к прямым факторам относятся количество и качество природных ресурсов, рабочей силы и др.

  8. Косвенные факторы показывают условия реального использования возможностей роста ВВП. К ним относятся: уровень конкуренции и монополизации в экономике; возможность получения кредитов; уровень налогообложения; величина инвестиций со стороны населения и правительства; уровень конкурентоспособности отечественных товаров и пр.

  • Типы экономического роста:
  1. Экстенсивный тип (количественный) –это рост производства за счет наращивания факторов производства (применяемых средств производства и количественного роста работников).

  2. Интенсивный тип (качественный) –это рост производства за счет прогрессивной техники, передовой технологии, достижений науки и квалифицированных кадров. При этом увеличение чистого продукта опережает рост численности занятых.



36 Цикличность развития рыночной экономики. Промышленный цикл и его фазы. Эволюция современного цикла.

37.Необходимость, методы и формы государственного воздействия на экономику. Функции государства.

-Государственное регулирование экономики – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях стабилизации существующей социально-экономической системы в изменяющихся условиях.

-Необходимость государственного вмешательства в экономику обуславливается несовершенством рыночного механизма. Как правило, рынок обуславливает эффективное распределение ресурсов. Но по разным причинам данный принцип не срабатывает. Эту ситуацию экономисты называют несостоятельностью рынка, то есть рынок не в состоянии регулировать все рыночные процессы. В тех отраслях, где проявляется несостоятельность рыночного механизма, вступает в силу государственное регулирование экономики.

Функции, которые не может осуществить рынок и которые берет на себя государство:

  • Создание правовой базы рыночной экономики.

  • Регулирование внешних эффектов.

  • Удовлетворение потребностей общества в общественных благах и услугах.

  • Перераспределение доходов.

  • Активизация конкуренции

  • Стабилизация экономики

-Государство в политике регулирования экономики ставит ряд целей. Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Кроме того, в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени целями государственной экономической политики могут быть:

поддержание сбалансированности общественного производства;

  • стимулирование роста производства;

  • обеспечение полной занятости;

  • повышение эффективности общественного производства;

  • справедливое распределение дохода;

  • стабильность цен, недопущение инфляции;

  • сохранение природной и окружающей среды.

-Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от задач, конкретно-экономических обстоятельств, национальных условий, материальных возможностей, накопленного опыта регулирования. Условно выделяются три 

группы регуляторов.

  1. Правовые регуляторы – законы и институты, определяющие и защищающие права собственности, гарантирующие соблюдение контрактов и регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка.

  2. Административные регуляторы – директивное регулирование цен, заработной платы, условий труда, валютное и антимонопольное регулирование, – то есть инструменты, связанные с принуждением, прямым подчинением хозяйствующих субъектов решениям государственных органов.

  3. Экономические регуляторы – основные инструменты регулирования рыночной экономики, не предполагают прямого вмешательства государства в деятельность субъектов рынка. Цели, которые ставит перед собой государство, достигаются не принуждением, а созданием такой экономической среды, которая заставляет субъектов экономики действовать в желательном для государства русле.

-Экономические регуляторы используются государством с целью прямого и косвенного воздействия на экономику.

  • Методы прямого воздействия на экономику: различные формы целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм, в виде субвенций или субсидий, дотаций, пособий из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов; система государственных закупок и заказов, т.е. государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах либо на уникальную, особо дефицитную продукцию. В рыночной экономике предприятия конкурируют за получение государственных заказов, поскольку госзаказ гарантирует сбыт продукции; развитие государственного предпринимательства в капиталоемких и малорентабельных отраслях, таких как угольная промышленность, водный и железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог.

  • Методы косвенного воздействия на экономику – это бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, социальная, внешнеэкономическая политика государства.


Функции государства
-это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Различают внутренние и внешние функции государства.

1. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1.1 Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры, выработке программ экономического развития и т. п.

1.2Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения.

1.3. Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья для малооплачиваемых, налаживание четкой работы транспорта и связи - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию.

1.4. Правоохранительная функция -это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами.

1.5. Экологическая функция

2. Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.


2.1. Функция обороны - регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение.

2.2. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того. какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют.

2.3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты.

2.4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. 2.5. 2.5Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

2.6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).
38 Государственные финансы. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит.
  • Финансы– это денежные ресурсы, находящиеся в обороте страны. В хозяйстве любой страны одновременно с движением товаров осуществляется относительно самостоятельное движение денег. На предприятиях, в домохозяйствах и в государственных организациях образуются денежные ресурсы, функционирующие как финансы.