Файл: Семинарского типа Тема Предмет, система и методы психологии Занятие семинарского типа (2 часа) Цель и задачи занятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Занятие семинарского типа (2 часа)
Тема 2. Познавательные психические процессы, их роль в регуляции поведения людей
Занятие семинарского типа (4 часа)
Тема 3. Личностная регуляция поведения
Занятие семинарского типа (4 часа)
Тема 4. Психология личности и индивидуальных различий
Занятие семинарского типа (2 часа)
Тема 5. Социальная психология малых групп
Занятие семинарского типа (2 часа)
Тема 6. Психология профессионального общения в деятельности сотрудника ОВД
Занятие семинарского типа (4 часа)
Тема 7. Психотехника диагностики личности в общении
Занятие семинарского типа (4 часа)
Тема 8. Техника установления психологического контакта и доверительного общения
Дополнительная:
-
Гуревич, П.С. Психология и педагогика : учебник / П.С. Гуревич. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 320 с. - (Учебники профессора П.С. Гуревича). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00904-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117 (дата обращения: 19.02.2018). -
Кислицына, И.Г. Психология делового общения : учебное пособие / И.Г. Кислицына ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. - 112 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-1886-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477381 (дата обращения: 19.02.2018). -
Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Н.Д. Эриашвили, М.Е. Каменева, Ю.М. Волынский-Басманов и др. ; под ред. Н.Д. Эриашвили, М.Е. Каменевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. - 199 с. : ил., схем. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-238-02662-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446430 (дата обращения: 19.02.2018).
Вопросы для самостоятельного изучения по данной теме
-
Основы групповой культуры. -
Феномены внутригруппового пристрастия и внутригруппового фаворитизма. -
Роль психологического климата в коллективе. -
Метод социометрии для изучения психологического климата в коллективе. -
Как проявляются особенности групповой динамики и нормы поведения в группе? -
Характерные особенности служебного коллектива сотрудников органов внутренних дел. -
Стадии становления и развития коллектива. -
Чем определяется психологический потенциал коллектива сотрудников органа внутренних дел? -
Основные функции служебного коллектива органа внутренних дел. -
Основные принципы управления в органах внутренних дел. -
Основные стили управления служебным коллективом органа внутренних дел.
Тема 6. Психология профессионального общения в деятельности сотрудника ОВД
Занятие семинарского типа (4 часа)
Цель и задачи занятия: сформировать основы коммуникативной компетентности и первоначальные навыки практического использования психотехник эффективного общения.
Учебные вопросы:
-
Общение: понятие, виды, функции. -
Структура коммуникативного процесса: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. -
Общение как обмен информацией. -
Общение как процесс взаимодействия. -
Общение как восприятие людей друг другом. -
Вербальные и невербальные средства общения. Особенности их использования.
Темы докладов и презентаций
-
Профессиональное общение сотрудников ОВД. Особенности ситуаций общения сотрудников ОВД. -
Психологические особенности и условия эффективного общения в деятельности сотрудников ОВД. -
Понятие дистанции общения, ее виды: интимная, личная, социальная. -
Психотехника самоопределения в ситуациях профессионального общения. -
Психологические приемы эффективного общения. -
Индивидуальный стиль общения.
Практические задания:
Психологический тренинг профессионального общения.
Примеры заданий:
Задание 1.
Объясните, каким образом социальная перцепция обусловлена чувствами воспринимающего человека? Что Вы думаете о следующем высказывании?
«Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей. И человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не
представляемые ими объекты.
Некоторые образы почти у всех нормальных индивидов складываются
по одному шаблону.
Человек представляет Мать добродетельной и ласковой, Отца – суровым, но справедливым, собственное тело – крепким и неповрежденным.
Если есть основания думать иначе, то сама мысль об этом человеку глубоко ненавистна. Он предпочитает чувствовать по-прежнему
, в соответствии с этими универсальными образными шаблонами и независимо от их отношения к действительности…»
Задание 2.
К какому эффекту восприятия можно отнести описание данного эксперимента?
Молодым людям было предложено оценить женский почерк, причем к тексту прилагался женский портрет. В одних группах испытуемых использовался портрет женщины с привлекательной внешностью, а в других – портрет «дурнушки». Более высокие оценки получил почерк красивой женщины.
Задание 3.
Вспомните из своей жизни случаи, когда первое впечатление о каком-либо человеке оказалось для вас ошибочным? Что вы испытывали, когда поняли это? Что способствовало созданию неправильного восприятия? Как вы осознали его ошибочность? О каких ошибках, возможно, шла речь?
Задание 4.
Прочитайте эпизод из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Чичиков разглядывал себя в зеркале, примеряя новый фрак наваринского дыма с пламенем, который блестел, как шелк.
"Поворотился направо – хорошо! Повернулся налево – еще лучше! Перегиб такой, как у камергера или у такого господина, который так и чешет по-французски, который, даже и рассердясь, выбраниться не умеет на русском языке, а распечет французским диалектом. Деликатность такая!
Он попробовал, склоня голову несколько набок, принять позу, как бы адресовался к даме средних лет и последнего просвещения: выходила, просто картина».
Почему Чичиков придавал такое большое значение фраку и одежде в своих предприятиях? Какой из эффектов социальной перцепции ему должен был помочь в осуществлении его планов? Найдите единственный правильный ответ:
а) эффект ореола;
б) эффект новизны;
в) эффект стереотипизации.
Литература
Основная:
-
Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Владос, 2016. - Кн. 3. Психодиагностика . Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 641 с. : ил., схем., табл. - ISBN 978-5-691-00552-7; ISBN 978-5-691-01134-4 (Кн. 3) ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455593(дата обращения: 19.02.2018). -
Ступницкий, В.П. Психология : учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02063-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453939 (дата обращения: 19.02.2018).
Дополнительная:
-
Гуревич, П.С. Психология и педагогика : учебник / П.С. Гуревич. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 320 с. - (Учебники профессора П.С. Гуревича). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00904-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117 (дата обращения: 19.02.2018). -
Кислицына, И.Г. Психология делового общения : учебное пособие / И.Г. Кислицына ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. - 112 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-1886-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477381 (дата обращения: 19.02.2018). -
Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Н.Д. Эриашвили, М.Е. Каменева, Ю.М. Волынский-Басманов и др. ; под ред. Н.Д. Эриашвили, М.Е. Каменевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. - 199 с. : ил., схем. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-238-02662-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446430 (дата обращения: 19.02.2018).
Вопросы для самостоятельного изучения по данной теме
-
Что понимается под коммуникативной компетентностью сотрудника полиции? -
Раскройте содержание коммуникативной стороны общения. -
В результате каких причин возникают коммуникативные барьеры, какие обстоятельства влияют на их появление? -
Что представляют собой средства невербальной коммуникации? Раскройте их роль в установлении и развитии психологического контакта между людьми. -
Раскройте понятие эмпатии. Каким образом эмпатия влияет на установление психологического контакта?
Тема 7. Психотехника диагностики личности в общении
Занятие семинарского типа (4 часа)
Цель и задачи занятия: сформировать комплекс теоретических знаний психологических закономерностей восприятия и понимания человека человеком, навыки диагностики поведенческих признаков собеседника и умения использовать на практике.
Учебные вопросы:
-
Психология восприятия и понимания человека человеком -
Типичные ошибки восприятия и понимания личности собеседника. -
Индивидуальные особенности и типология представления информации в сознании (визуальный, аудиальный и кинестетический способы представления информации в сознании). -
Психотехника понимания личности собеседника и ситуации общения. -
Понятие и диагностика поведенческих признаков собеседника в ситуации общения.
Темы докладов и презентаций
-
Понятие поведенческих маскировок. -
Рефлексия и эмпатия как психологические средства понимания личности собеседника и ситуации контакта. -
Диагностика психологических особенностей человека по внешне наблюдаемым поведенческим признакам. -
Учет модальностей собеседника в установлении коммуникативного контакта сотрудника полиции с лицом включенных в круг профессиональных интересов.
Практические задания:
Психологический тренинг. Диагностика защитных механизмов личности, анализ их роли в восприятии и понимании собеседника и ситуации общения. Диагностика состояния собеседника по внешним признакам поведения.
Примеры заданий:
Задание 1.
Упражнение «Ведущая модальность в общении»
Каждому участнику дается иллюстративный материал (лучше репродукции пейзажей) - нужно составить небольшой рассказ по данной иллюстрации и записать.
Несколько рассказов зачитываются. По используемым предикатам определяется ведущая модальность.
Задание 2.
Упражнение «Первое впечатление, восприятие партнера в общении»
Проводится в форме групповой дискуссии на тему: «Первое впечатление и его составляющие».