Файл: Семинарского типа Тема Предмет, система и методы психологии Занятие семинарского типа (2 часа) Цель и задачи занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дополнительная:

  1. Гуревич, П.С. Психология и педагогика : учебник / П.С. Гуревич. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 320 с. - (Учебники профессора П.С. Гуревича). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00904-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117 (дата обращения: 19.02.2018).

  2. Кислицына, И.Г. Психология делового общения : учебное пособие / И.Г. Кислицына ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. - 112 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-1886-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477381 (дата обращения: 19.02.2018).


Вопросы для самостоятельного изучения по данной теме


  1. Дайте характеристику эмоциям и чувствам человека.

  2. Назовите функции эмоций.

  3. Какие виды эмоций и чувств вы знаете?

  4. Сформулируйте определение психического состояния.

  5. Перечислите способы и правила преодоления отрицательных эмоциональных состояний, возникающих в профессиональной деятельности сотрудника полиции?

  6. Что представляет собой аутотренинг?



Тема 4. Психология личности и индивидуальных различий


Занятие семинарского типа (2 часа)



Цель и задачи занятия: сформировать комплекс теоретических знаний о психологии личности и индивидуальных различий, актуализировать и развить интерес и практические навыки самопознания психологических особенностей личности, значимых для достижения успеха в профессии сотрудника полиции.

Учебные вопросы:


  1. Проблема личности в психологии. Психологическая характеристика человека как индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности.

  2. Психологическая структура личности.

  3. Психологическая характеристика темперамента.

  4. Психологическая характеристика направленности личности (потребности, мотивы, ценности, убеждения, интересы и др.).

  5. Психология характера: понятие, средства диагностики, степень выраженности.



Темы докладов и презентаций


  1. Современные и классические теории личности (теория личности З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона, А. Маслоу, К. Роджерса и др.).

  2. Экстраверсия и интроверсия как базисные черты характера.

  3. Акцентуации характера (понятие, типы, условия формирования).

  4. Учет темперамента в профессиональной деятельности сотрудника полиции.

  5. Способности и задатки. Роль деятельности, среды и наследственности в формировании способностей.

  6. Самосознание личности. Идентичность, самооценки, уровень притязаний, образы «Я», Я-концепция, самоотношение.


Практические задания:

Психодиагностика темперамента, акцентуаций характера. Составление психологического автопортрета.
Примеры заданий:

Задание 1.

Методика изучения степени развития силы воли

Сила воли относится к базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов.

Цель исследования : определить степень развития силы воли.

Инструкция: «Отвечая на предложенные вопросы, выберите один из трех вариантов ответов – «да», «нет» или «не знаю» (иногда)».
Вопросы:

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая Вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?



2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво с максимальной объективностью.?

4. Если вам прописана диета, сможете ли преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдете ли вы утром силы встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли вы сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет немало хлопот, иными словами – являетесь ли вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку в незнакомый город?

12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли вы неодобрительно к должникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной работы. Так ли это?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни показались вам слова «противоположной стороны»?

Обработка результатов

Ответ «да» оценивается в 2 балла, «нет» – 0 баллов, «не знаю» (иногда) – 1 балл.

Уровень развития силы воли:

Баллы Степень выраженности силы воли

0–12 низкая

13–21 средняя

22–30 высокая

Анализ результатов

Под силой воли обычно понимают качество личности, связанное с волевым усилием для достижения поставленной цели, с преодолением внешних и внутренних препятствий.

Сила воли связана с особенностями развития произвольности психических процессов.

При низком уровне развития силы воли люди делают то, что легче и интересней для них. К обязанностям относятся спустя рукава. Позиция таких людей выражается известным изречением – «что мне, больше всех надо?». Любую просьбу, любую обязанность воспринимают чуть ли не как


физическую боль.

Если вы набрали 0-12 баллов, постарайтесь взглянуть на себя с учетом такой оценки, может это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся – от этого вы только выиграете.

Люди, имеющие средний уровень силы воли, сталкиваясь с препятствием, начинают действовать, чтобы преодолеть его. Но если видят обходной путь, тут же им воспользуются. Неприятную работу выполняют без лишнего усердия. Дополнительные обязанности стараются на себя не брать. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к ним руководителей, не с лучшей стороны характеризует в глазах окружающих. Если вы набрали 13-21 балл – тренируйте волю, и тогда вы достигнете в жизни большего.

Если вы набрали 22-30 баллов, вы характеризуетесь высоким уровнем развития силы воли. На вас можно положиться.
Задание 2.

Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, эффективность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность (высокая чувствительность).
Задание 3.

Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбуждённое состояние, сосредоточенность внимания.

Литература


Основная:

  1. Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Владос, 2016. - Кн. 3. Психодиагностика . Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 641 с. : ил., схем., табл. - ISBN 978-5-691-00552-7; ISBN 978-5-691-01134-4 (Кн. 3) ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455593(дата обращения: 19.02.2018).

  2. Ступницкий, В.П. Психология : учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02063-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453939 (дата обращения: 19.02.2018).


Дополнительная:

  1. Гуревич, П.С. Психология и педагогика : учебник / П.С. Гуревич. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 320 с. - (Учебники профессора П.С. Гуревича). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00904-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117 (дата обращения: 19.02.2018).

  2. Кислицына, И.Г. Психология делового общения : учебное пособие / И.Г. Кислицына ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. - 112 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-1886-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477381 (дата обращения: 19.02.2018).



Вопросы для самостоятельного изучения по данной теме


  1. Дайте определение темперамента.

  2. Назовите свойства темперамента.

  3. Охарактеризуйте сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический темпераменты.

  4. Что такое характер?

  5. В чем связь направленности личности и характера?

  6. Приведите классификацию черт характера.

  7. Назовите виды акцентуаций характера (А.Е. Личко, К. Леонгард), дайте их характеристику.

  8. В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?

  9. Назовите структурные компоненты личности в теории З. Фрейда.

  10. Перечислите психологические особенности интровертов и экстравертов?