Файл: Семинарского типа Тема Предмет, система и методы психологии Занятие семинарского типа (2 часа) Цель и задачи занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Литература


Основная:

  1. Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Владос, 2016. - Кн. 3. Психодиагностика . Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 641 с. : ил., схем., табл. - ISBN 978-5-691-00552-7; ISBN 978-5-691-01134-4 (Кн. 3) ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455593(дата обращения: 19.02.2018).

  2. Ступницкий, В.П. Психология : учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02063-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453939 (дата обращения: 19.02.2018).

Дополнительная:

  1. Гуревич, П.С. Психология и педагогика : учебник / П.С. Гуревич. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 320 с. - (Учебники профессора П.С. Гуревича). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00904-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117 (дата обращения: 19.02.2018).

  2. Кислицына, И.Г. Психология делового общения : учебное пособие / И.Г. Кислицына ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. - 112 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-1886-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477381 (дата обращения: 19.02.2018).

  3. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Н.Д. Эриашвили, М.Е. Каменева, Ю.М. Волынский-Басманов и др. ; под ред. Н.Д. Эриашвили, М.Е. Каменевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. - 199 с. : ил., схем. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-238-02662-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446430 (дата обращения: 19.02.2018).


Вопросы для самостоятельного изучения по данной теме


  1. Закономерности и эффекты социальной перцепции.

  2. Техника эмпатии.

  3. Информативные признаки поведения в диагностике личности собеседника.

  4. Психотехника рефлексии.

Тема 8. Техника установления психологического контакта и доверительного общения


Занятие семинарского типа (4 часа)



Цель и задачи занятия: формирование комплекса теоретических знаний о психологии общения, практических навыков установления психологического контакта и создания атмосферы доверительного об­щения.

Учебные вопросы:


  1. Понятие, структура, закономер­ности и ста­дии установле­ния пси­­хологического контакта в деятельности сотрудника ОВД.

  2. Психология доверительного общения. Основные психо­тех­нические правила и при­емы установления и развития дове­рительных от­но­ше­ний.

  3. Психоло­гические барьеры личности сотрудника ОВД, за­труд­няю­щие установление психологического контакта и довери­тельного общения в работе с людьми.



Темы докладов и презентаций


  1. Психологические барьеры в установлении и поддержании доверительных отношений.

  2. Межличностная привлекательность и психологическая совместимость как фактор доверительных отношений.

  3. Технология точного восприятия человека в профессиональном общении сотрудников ОВД.

  4. Эффективные психотехники при установлении психологического контакта и доверительных отношений.


Практические задания:

Психологический тренинг навыков доверительного общения.

Примеры заданий:

Задание 1.

«Список качеств, важных для общения»

Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей.
Инструкция: "На первом этапе (5 минут) вы должны самостоятельно и индивидуально составить список качеств, важных для общения. Чем больше их вы включите в этот список, тем интереснее будет работать на втором этапе. При составлении списка постарайтесь представить себе общительного человека. Каким он должен быть? Чем он отличается от других людей? Одним словом, нарисовать ваш образ общительного человека. Вспомните литературных героев, своих знакомых и т.д. Может быть, это поможет составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения.


На втором этапе мы проведем дискуссию, основная цель которой – выработать общий список качеств, важных для общения. При этом любой может высказать свое мнение, разумеется, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества помогали преодолеть то или иное препятствие, улучшить отношения с окружающими. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который оформляется на доске (табло) или большом листе бумаги.
На третьем этапе каждый участник записывает в свой листок только что составленный общий список качеств, важных для общения. Затем каждый из участников по 10-бальной шкале оценивает наличие у себя, перечисленных качеств.

Задание 2.

"Побег"
Ведущий сообщает группе, что половина участников группы попала в плен к "террористам" и стала "заложниками". Но оставшиеся игроки не теряли времени даром и подготовили побег. "Заложникам" нужно сообщить план побега. Так как все они находятся в разных местах, к каждому посылается отдельный игрок сообщить план побега. Естественно, план у каждого свой. Сообщить план побега необходимо только жестами, так как кричать вслух небезопасно: может услышать охрана. Делать это нужно достаточно быстро, в течение 1 – 2 минут, поскольку существует риск быть замеченными "террористами". (Работа идет в парах одновременно.)
После окончания сообщений каждый "заложник" по очереди рассказывает всем о том плане побега, который был подготовлен для него. После рассказа каждого "заложника" свой вариант рассказывает тот, кто готовил этот план. Рассказы сопоставляются. Если они в основных деталях совпадают, то "заложник" считается освобожденным, если нет – остается в плену.

Литература


Основная:

  1. Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Владос, 2016. - Кн. 3. Психодиагностика . Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 641 с. : ил., схем., табл. - ISBN 978-5-691-00552-7; ISBN 978-5-691-01134-4 (Кн. 3) ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455593(дата обращения: 19.02.2018).

  2. Ступницкий, В.П. Психология : учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02063-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453939 (дата обращения: 19.02.2018).


Дополнительная:

  1. Гуревич, П.С. Психология и педагогика : учебник / П.С. Гуревич. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 320 с. - (Учебники профессора П.С. Гуревича). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00904-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117 (дата обращения: 19.02.2018).

  2. Кислицына, И.Г. Психология делового общения : учебное пособие / И.Г. Кислицына ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. - 112 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-1886-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477381 (дата обращения: 19.02.2018).

  3. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Н.Д. Эриашвили, М.Е. Каменева, Ю.М. Волынский-Басманов и др. ; под ред. Н.Д. Эриашвили, М.Е. Каменевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. - 199 с. : ил., схем. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-238-02662-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446430 (дата обращения: 19.02.2018).




Вопросы для самостоятельного изучения по данной теме


  1. Групповые факторы доверительных взаимоотношений.

  2. Психологические барьеры в установлении и поддержании доверительных отношений.

  3. Психологическая совместимость как фактор доверительных отношений.

  4. Психотехнические приемы развития доверительных отношений.


Тема 9. Психологическая характеристика конфликтов в деятельности сотрудника ОВД.
Занятие семинарского типа (4 часа)
Цель и задачи занятия: формирование комплекса теоретических знаний о психологии конфликтов, практических навыков применения психологических приемов разрешения конфликтов в деятельности сотрудника полиции.

Учебные вопросы:


  1. Понятие конфликта, его причин и особенностей протекания в различных сферах общественной жизни.

  2. Виды конфликтов.

  3. Конструктивный и деструктивный конфликт. Открытый конфликт, скрытый конфликт, потенциальный конфликт.

  4. Техника психологического анализа конфликтной ситуации.

  5. Развитие конфликта: латентная стадия, внешние действия, угрозы, динамика борьбы, эскалация конфликта.


Темы докладов и презентаций

  1. Конфликты в деятельности сотрудника ОВД. Пути их разрешения.

  2. Конфликты с лицами, оказывающими активное противодействие ОВД: лица, совершающие преступления, и их коррумпированные связи.

  3. Конфликт и насильственное поведение: причины насильственного поведения, взаимосвязь конфликта и насилия.


Практические задания:

Психологический тренинг. Диагностика индивидуальных стратегий поведения в конфликтах.
Примеры заданий:

Задание 1.

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО - поставьте 3 балла;