Файл: Семинарского типа Тема Предмет, система и методы психологии Занятие семинарского типа (2 часа) Цель и задачи занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 5. Социальная психология малых групп


Занятие семинарского типа (2 часа)



Цель и задачи занятия: формирование комплекса теоретических знаний о психологии малых групп и практических навыков пси­хо­ло­ги­ческого ана­лиза взаимоотношений в малых группах.

Учебные вопросы:


  1. Понятие и социально-психологическая классификация малых групп (первичные и вторичные группы, формальные и неформальные группы, открытые и закрытые группы, группы членства и референтные группы).

  2. Функции группы.

  3. Социально-психологическая характеристика малых групп: состав, лидерство и руководство, групповая динамика, механизмы развития, групповое влияние и конформизм, принятие групповых решений.

  4. Социально-психологические феномены поведения людей в малых группах: лидерство, конформизм, принятие групповых решений.

  5. Социально-психологическая характеристика коллектива ОВД. Психология стиля и методов руководства коллективом ОВД.



Темы докладов и презентаций


  1. Конформизм и конформное поведение.

  2. Понятие и виды организационной культуры.

  3. Личность в группе: статус, позиция, социальная роль.

  4. Понятие, особенности психологического климата в коллективах сотрудников ОВД.

  5. Методы изучения психологического климата в организации.


Практические задания:

Примеры заданий:

Задание 1.

Прокомментируйте данное высказывание:

«…В группе у людей, во-первых, появляются и проявляются психические качества и состояния, которых прежде не было; во-вторых, группа предстает перед нами как определенная целостная структура, у которой есть свои особые качества. Вы можете прекрасно знать каждого члена группы, но о том, как они будут проявлять себя при непосредственном общении, как будет проявлять себя группа в целом, вы еще почти ничего сказать не можете. Для этого надо изучить группу как что-то целое, единое. Естественно, все это относится в основном к группам, которые имеют более или менее длительную историю».

Задание 2.

Составьте социально-психологическую характеристику любой группы, которую Вы хорошо знаете, с описанием психологических характеристик и всех параметров группы.

Задание 3.

Прокомментируйте данную ситуацию.


В одном из экспериментов группа склеивала коробочки. Члены группы работали с разной скоростью – одни перевыполняли задание, а другие не дотягивали. После того, как экспериментатор объявил средний по группе результат, передовики сбавили темп и трудились медленнее, а отстающие его ускорили, стараясь достичь их показателей.

Задание 4.

«Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири)

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для изучения взаимоотношений в малых группах.

Инструкция: Вам предлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и решить, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если соответствует, то пометьте ее знаком «плюс» или напишите напротив нее «да». Если не соответствует – ничего не пишите.

Опросник

I

1. Другие думают о нем благосклонно
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем

II

5. Обладает чувством достоинства
6. Независимый
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявлять безразличие

III

9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим

IV

13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявлять недоверие
16. Часто разочаровывается

V

17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
20. Уступчивый

VI

21. Благодарный
22. Восхищающийся, склонный к подражанию
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения

VII

25. Способен к сотрудничеству
26. Стремится ужиться с другими
27. Дружелюбный, доброжелательный
28. Внимательный, ласковый

VIII

29. Деликатный
30. Одобряющий
31. Отзывчивый на призывы о помощи
32. Бескорыстный

I

33. Способен вызвать восхищение
34. Пользуется у других уважением
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность

II

37. Уверен в себе
38. Самоуверен, напорист
39. Деловитый, практичный
40. Любит соревноваться

III

41. Строгий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный
43. Раздражительный
44. Открытый, прямолинейный

IV

45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный

V

49. Легко смущается
50. Не уверенный в себе
51. Уступчивый
52. Скромный

VI

53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других

VII

57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
59. Общительный, уживчивый
60. Добросердечный

VIII

61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный, мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
64. Бескорыстный, щедрый

I

65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значимости
67. Начальственно-повелительный
68. Властный

II

69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
72. Хитрый, расчетливый

III

73. Нетерпим к ошибкам других
74. Своекорыстный
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен

IV

77. Озлобленный
78. Жалобщик
79. Ревнивый
80. Долго помнит свои обиды

V

81. Склонный к самобичеванию
82. Застенчивый
83. Безынициативный
84. Кроткий

VI

85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак

VII

89. Легко поддается влиянию друзей
90. Готов довериться любому
91. Благорасположен ко всем без разбору
92. Всем симпатизирует

VIII

93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен, терпим к недостаткам
96. Стремится покровительствовать

I

97. Стремится к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
100. Деспотичный

II

101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам)
102. Тщеславный
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый

III

105. Язвительный, насмешливый
106. Злой, жестокий
107. Часто гневлив
108. Бесчувственный, равнодушный

IV

109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
111. Упрямый
112. Недоверчивый, подозрительный

V

113. Робкий
114. Стыдливый
115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться
116. Мягкотелый

VI

117. Почти никогда и никому не возражает
118. Навязчивый
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив

VII

121. Стремится сыскать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
123. Всегда дружелюбен
124. Любит всех

VIII

125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
127. Заботится о других в ущерб себе
128. Портит людей чрезмерной добротой



Обработка результатов и интерпретация

Обратите внимание, что список характеристик разбит на блоки с I по VIII по 4 вопроса в каждом блоке. Блоки с I по VIII повторяются, отвечающий "проходит" их 4 раза. Оценив наличие у себя всех предложенных 128 характеристик, суммируйте количество "+" по каждому блоку. Выпишите результат:
I блок - ... баллов (т.е. общая сумма плюсов при ответе на I блок, который встречается 4 раза);
II блок - ... баллов и так до VIII блока.

Анализ личностного профиля

Типы отношений к окружающим по результатам каждого из восьми блоков:
I. Авторитарный
13-16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9-12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II. Эгоистический
13-16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0-12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
III. Агрессивный

13-16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9-12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0-8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13-16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).
9-12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0-8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13-16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9-12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0-8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый

13-16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0-8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9-16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0-8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический
9-16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).
0-8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.


Литература


Основная:

  1. Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Владос, 2016. - Кн. 3. Психодиагностика . Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 641 с. : ил., схем., табл. - ISBN 978-5-691-00552-7; ISBN 978-5-691-01134-4 (Кн. 3) ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455593(дата обращения: 19.02.2018).

  2. Ступницкий, В.П. Психология : учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02063-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453939 (дата обращения: 19.02.2018).