Файл: Семинарского типа Тема Предмет, система и методы психологии Занятие семинарского типа (2 часа) Цель и задачи занятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Занятие семинарского типа (2 часа)
Тема 2. Познавательные психические процессы, их роль в регуляции поведения людей
Занятие семинарского типа (4 часа)
Тема 3. Личностная регуляция поведения
Занятие семинарского типа (4 часа)
Тема 4. Психология личности и индивидуальных различий
Занятие семинарского типа (2 часа)
Тема 5. Социальная психология малых групп
Занятие семинарского типа (2 часа)
Тема 6. Психология профессионального общения в деятельности сотрудника ОВД
Занятие семинарского типа (4 часа)
Тема 7. Психотехника диагностики личности в общении
Занятие семинарского типа (4 часа)
Тема 8. Техника установления психологического контакта и доверительного общения
-
Содержание занятий семинарского типа:
Тема 1. Предмет, система и методы психологии
Занятие семинарского типа (2 часа)
Цель и задачи занятия: сформировать комплекс теоретических знаний о предмете, системе, методах психологии и практический навык их использования, активизировать мотивацию к использованию психологических знаний для самопознания и саморазвития.
Учебные вопросы:
-
Современная психология: предмет, задачи, основные проблемы. -
Психология как наука о душе, сознании и поведении. Современные представления о предмете психологии. Специфика психологических знаний. -
Понятие, функции психики. Понятие и виды психических явлений. -
Методы психологии.
Темы докладов и презентаций
-
История развития психологии в Западной Европе.
-
История развития психологии в США. -
История развития психологии в России. -
Понятие, цели и задачи психологической подготовки сотрудников ОВД. -
Основные направления современной психологи и проблемы внедрения психологических знаний в деятельность ПОО.
Практические задания:
Примеры заданий:
Задание 1.
Определите, к какой группе психических явлений – психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям - относятся каждое явление, описанное ниже. Дополните каждую группу ещё двумя своими примерами.
Утомление, выдержка, воображение, ярость, любовь к Родине, преодоление усталости, запоминание, активность во время учебного занятия, эмоциональная неустойчивость, страх, трусость, борьба мотивов.
Задание 2.
Какие методы психологии применены в следующих примерах?
А. Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются
приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или состояний организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.
Б. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля старшеклассников.
В. Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.
Г. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится весёлая игра - «Танец кукол». Всё идёт хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководительница предлагает Ларисе выйти на середину круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня, хотя и не отказывается от предложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя (самая
бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но её движения неуверенные, чувствуется скованность.
Д. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все десять слов.
Задание 3.
Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых необходимы психологические знания и умения.
Задание 4.
Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:
а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.
б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.
в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.
г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.
д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.
Литература
Основная:
-
Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Владос, 2016. - Кн. 3. Психодиагностика . Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 641 с. : ил., схем., табл. - ISBN 978-5-691-00552-7; ISBN 978-5-691-01134-4 (Кн. 3) ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455593(дата обращения: 19.02.2018). -
Ступницкий, В.П. Психология : учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02063-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453939 (дата обращения: 19.02.2018).
Дополнительная:
-
Гуревич, П.С. Психология и педагогика : учебник / П.С. Гуревич. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 320 с. - (Учебники профессора П.С. Гуревича). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00904-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117 (дата обращения: 19.02.2018). -
Кислицына, И.Г. Психология делового общения : учебное пособие / И.Г. Кислицына ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. - 112 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-1886-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477381 (дата обращения: 19.02.2018).
Вопросы для самостоятельного изучения по данной теме
1. Что является предметом психологии? Назовите ее составные части.
2. Какие задачи решает современная психология?
3. Какие этапы в своем развитии прошла психология?
4. Каким образом общественно-политические взгляды в России во второй половине XIX в. оказали влияние на формирование психологии?
5. Назовите имена известных ученых, юристов, общественных деятелей, внесших свой вклад в развитие психологии у нас в стране и за рубежом.
6. Какое место занимает психология в системе общенаучных знаний, какие у нее существуют междисциплинарные связи с другими отраслями психологической, правовой и экономической науки?
7. В чем состоят различия между житейской и научной психологией?
Тема 2. Познавательные психические процессы, их роль в регуляции поведения людей
Занятие семинарского типа (4 часа)
Цель и задачи занятия: сформировать комплекс теоретических знаний о познавательных психических процессах, приемах их изучения и саморазвития, а также практический навык их использования.
Учебные вопросы:
-
Познавательные психические процессы: понятие и виды. -
Основные виды и свойства ощущений (латентность, модальность, адаптация, сенсибилизация, синестезии, пороги ощущений и др.). -
Восприятие как психический процесс: понятие, виды и основные свойства (константность, предметность, осмысленность, целостность и др.) -
Внимание: виды (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное); свойства (концентрация, объем, распределение, переключение, истощаемость и др.). -
Память как познавательный психический процесс: виды, свойства. -
Законы памяти (закон незавершенного действия, эффект края, закон магического числа и др.) и их учет в деятельности сотрудника ОВД. -
Мышление: понятие и виды.
Темы докладов и презентаций
-
Иллюзии восприятия. -
Методы развития памяти. -
Креативность как способность находить новое, нетрадиционное решение проблемы. -
Мышление и речь. Виды и функции речи. -
Стереотипы мышления и их роль в типичных ошибках анализа и решения проблемных ситуаций. -
Воображение: понятие, виды и особенности как познавательного психического процесса. -
Воображение и творчество.
Практические задания:
Диагностика исходного объема памяти и индивидуальных особенностей внимания. Тренировка памяти, внимания, наблюдательности.
Примеры заданий:
Задание 1. Методика изучения объема кратковременной памяти
Цель исследования: определение объема кратковременного запоминания по методике Джекобсона.
Процедура исследования. Экспериментатор зачитывает набор цифровых рядов. После команды «Записывайте» обучающиеся должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.
Обработка результатов
В процессе обработки результатов начисляют баллы: за каждую правильно воспроизведенную цифру на правильном месте присуждается по 1 баллу, за пропущенную или неверную цифру – штраф в 1 балл, за перестановку места правильно воспроизведенной цифры – штраф в 0,5 балла.
Определяются баллы по каждому ряду. Находится максимально высокий показатель в любом из предъявленных рядов. Объем кратковременной памяти равен максимальному баллу. В среднем объем памяти составляет 5–9 единиц информации.
Набор цифровых рядов:
2 7 3
7 1 9 6
4 6 1 7 3
2 5 4 8 6 1
7 2 8 1 5 4 9
8 2 7 4 6 3 7 5
6 1 5 8 4 2 4 9 3
4 7 5 9 3 1 8 4 2 9
Задание 2. Методика изучения непроизвольного запоминания
Цель исследования: определение эффективности непроизвольного запоминания.
Инструкция: «С вами проводится простейший опыт на скорость классификации слов. Я буду читать слова (в быстром темпе), а вы должны их записывать в один из трех столбиков: животные, профессии, научные абстракции».
Список слов, зачитываемых экспериментатором
Экономист, носорог, черепаха, гипотеза, химик, суждение, аналогия, электрик, тигр, теорема, медведь, знание, антилопа, лисица, физик, биолог, вывод, лось, закон, юрист, обезьяна, анализ, геолог, инженер, рысь, дизайнер, аксиома, оператор, синтез, леопард.
После окончания записи слов экспериментатор дает команду быстро перевернуть листки. Затем экспериментатор отвлекает испытуемых на две-три минуты беседой., после чего испытуемым дается новая инструкция: «Вспомните слова, которые я вам читал, и запишите их в столбик на этой стороне листа в том порядке, как они вспоминаются».
Обработка результатов
После окончания опыта вычисляется общий коэффициент запоминания по формуле
k = m/n 100%/,
где k – общий коэффициент запоминания,
m – общее количество правильно воспроизведенных слов,
n – количество зачитанных слов (n=30).
Задание 3. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие - непроизвольного внимания?
а) Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определённого отрезка времени.
б) Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.