Файл: Семинарского типа Тема Предмет, система и методы психологии Занятие семинарского типа (2 часа) Цель и задачи занятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Занятие семинарского типа (2 часа)
Тема 2. Познавательные психические процессы, их роль в регуляции поведения людей
Занятие семинарского типа (4 часа)
Тема 3. Личностная регуляция поведения
Занятие семинарского типа (4 часа)
Тема 4. Психология личности и индивидуальных различий
Занятие семинарского типа (2 часа)
Тема 5. Социальная психология малых групп
Занятие семинарского типа (2 часа)
Тема 6. Психология профессионального общения в деятельности сотрудника ОВД
Занятие семинарского типа (4 часа)
Тема 7. Психотехника диагностики личности в общении
Занятие семинарского типа (4 часа)
Тема 8. Техника установления психологического контакта и доверительного общения
в) Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчёта.
г) Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий для работы.
д) Использование определённых потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал.
е) Использование определённых установок и психических состояний.
ж) Постановка существенно значимых целей и задач деятельности.
Литература
Основная:
-
Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Владос, 2016. - Кн. 3. Психодиагностика . Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 641 с. : ил., схем., табл. - ISBN 978-5-691-00552-7; ISBN 978-5-691-01134-4 (Кн. 3) ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455593(дата обращения: 19.02.2018). -
Ступницкий, В.П. Психология : учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02063-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453939 (дата обращения: 19.02.2018).
Дополнительная:
-
Гуревич, П.С. Психология и педагогика : учебник / П.С. Гуревич. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 320 с. - (Учебники профессора П.С. Гуревича). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00904-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117 (дата обращения: 19.02.2018). -
Кислицына, И.Г. Психология делового общения : учебное пособие / И.Г. Кислицына ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. - 112 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-1886-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477381 (дата обращения: 19.02.2018).
Вопросы для самостоятельного изучения по данной теме
-
Перечислите и раскройте основные закономерности и свойства ощущений. Каково их значение в профессиональной деятельности сотрудника полиции? -
Определите значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности сотрудника полиции. -
Приведите примеры иллюзий восприятия. Каким образом они могут повлиять на формирование свидетельских показаний? -
Какие закономерности памяти влияют на запоминание и воспроизведение информации человеком? -
Опишите основные мнемические приемы, улучшающие запоминание. -
Какова роль внутренней речи в регуляции поведения человека? -
В чем состоят особенности творческого мышления и какие основные его закономерности необходимо учитывать в профессиональной деятельности сотрудника полиции?
Тема 3. Личностная регуляция поведения
Занятие семинарского типа (4 часа)
Цель и задачи занятия: сформировать представление об индивидуальных особенностях эмоционально-волевой регуляции психики; сформировать практические навыки использования знаний о механизмах личностной регуляции поведения человека.
Учебные вопросы:
-
Мотивы и потребности: понятие, виды, роль в регуляции поведения. -
Цели в регуляции поведения (понятие, виды, признаки реализуемых целей, понятие эффективного целеобразования). -
Установка как неосознаваемый механизм регуляции поведения: понятие, виды (операциональная, целевая, смысловая). -
Роль эмоций в регуляции поведения. Психологическая характеристика эмоциональных состояний стресса, аффекта, фрустрации. -
Психологическая характеристика волевых действий.
Темы докладов и презентаций
-
Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Понятие бессознательной мотивации. -
Волевые качества человека, условия и пути их развития, значение в деятельности сотрудников ОВД. -
Учет особенностей эмоциональных состояний в работе сотрудника ОВД. -
Значение установки и учет в работе сотрудника полиции.
Практические задания:
Диагностика и самооценка эмоциональных состояний. Психологический тренинг эмоциональной саморегуляции.
Примеры заданий:
Задание 1.
Методика «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк)
Цель исследования – оценить степень выраженности тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
Инструкция: «Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит – 0 баллов».
I
1. Не чувствую в себе уверенности.
2. Часто из-за пустяков краснею.
3. Мой сон беспокоен.
4. Легко впадаю в уныние.
5. Беспокоюсь о только еще воображаемых неприятностях.
6. Меня пугают трудности.
7. Люблю копаться в своих недостатках.
8. Меня легко убедить.
9. Я мнительный.
10.Я с трудом переношу время ожидания.
II
1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований обвинять себя.
4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
6. Я нередко чувствую себя беззащитным.
7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
8. Я чувствую растерянность перед трудностями.
9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
10.Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III
1. Оставляю за собой последнее слово.
2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
3. Меня легко рассердить.
4. Люблю делать замечания другим.
5. Хочу быть авторитетом для других.
6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
10. Я мстительный.
IY
1. Мне трудно менять привычки.
2. Мне легко переключать внимание.
3. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
4. Меня трудно переубедить.
5. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы
освободиться.
6. Нелегко сближаюсь с людьми.
7. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
8. Нередко я проявляю упрямство.
9. Неохотно иду на риск.
10 Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
I. (1…10 вопрос) – тревожность;
II. (11…20 вопрос) – фрустрация;
III. (21…21 вопрос) – агрессивность;
IY . (31…40 вопрос) – ригидность.
Оценка и интерпретация баллов
I. Тревожность: 0-7 баллов – не тревожны; 8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня; 15-20 баллов – очень тревожны.
II. Фрустрация: 0-7 баллов – устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8…14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место; 15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность: 0-7 баллов – вы спокойны, выдержанны; 8-14 баллов – средний уровень агрессивности; 15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IY. Ригидность: 0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость; 8-14 баллов – средний уровень; 15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.
Задание 2.
Укажите, какой стратегией борьбы со стрессом пользуется каждый из описанных ниже персонажей (решает проблему, изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею).
а) Гражданка А. попала в автомобильную катастрофу и получила травму шеи. Она утверждает, что в результате этого несчастного случая стала лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.
б) В ресторане господин Н. и его новая знакомая были вынуждены более получаса ждать, пока их обслужат. Он начал отпускать шутки по поводу медлительности официантов и в конце концов решил, что в результате этой задержки у них оказалось больше времени на беседу.
в) Начальник крайне низко оценил работу своего сотрудника В. Тот думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. В итоге он выбрал последний вариант.
г) Стол госпожи Х. в офисе стоит рядом со столом женщины, у которой громкий визгливый голос. Чтобы снять напряжение, госпожа Х. каждый день во время обеденного перерыва совершает спокойную пробежку по парку.
Задание 3.
Опишите ситуации профессиональной деятельности сотрудника полиции, в которых проявляются различные виды стресса. Разработайте рекомендации, как можно оптимизировать влияние стресса на человека в данных ситуациях.
Литература
Основная:
-
Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Владос, 2016. - Кн. 3. Психодиагностика . Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 641 с. : ил., схем., табл. - ISBN 978-5-691-00552-7; ISBN 978-5-691-01134-4 (Кн. 3) ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455593(дата обращения: 19.02.2018). -
Ступницкий, В.П. Психология : учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02063-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453939 (дата обращения: 19.02.2018).