Файл: Семинарского типа Тема Предмет, система и методы психологии Занятие семинарского типа (2 часа) Цель и задачи занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дополнительная:

  1. Гуревич, П.С. Психология и педагогика : учебник / П.С. Гуревич. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 320 с. - (Учебники профессора П.С. Гуревича). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00904-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117 (дата обращения: 19.02.2018).

  2. Кислицына, И.Г. Психология делового общения : учебное пособие / И.Г. Кислицына ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. - 112 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-1886-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477381 (дата обращения: 19.02.2018).

  3. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Н.Д. Эриашвили, М.Е. Каменева, Ю.М. Волынский-Басманов и др. ; под ред. Н.Д. Эриашвили, М.Е. Каменевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. - 199 с. : ил., схем. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-238-02662-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446430 (дата обращения: 19.02.2018).



Вопросы для самостоятельного изучения по данной теме


  1. Основы групповой культуры.

  2. Феномены внутригруппового пристрастия и внутригруппового фаворитизма.

  3. Роль психологического климата в коллективе.

  4. Метод социометрии для изучения психологического климата в коллективе.

  5. Как проявляются особенности групповой динамики и нормы поведения в группе?

  6. Характерные особенности служебного коллектива сотрудников органов внутренних дел.

  7. Стадии становления и развития коллектива.

  8. Чем определяется психологический потенциал коллектива сотрудников органа внутренних дел?

  9. Основные функции служебного коллектива органа внутренних дел.

  10. Основные принципы управления в органах внутренних дел.

  11. Основные стили управления служебным коллективом органа внутренних дел.




Тема 6. Психология профессионального общения в деятельности сотрудника ОВД


Занятие семинарского типа (4 часа)



Цель и задачи занятия: сформировать основы коммуникативной компетентности и первоначальные навыки практического использования психотехник эффективного общения.

Учебные вопросы:


        1. Общение: понятие, виды, функции.

        2. Структура коммуникативного процесса: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.

        3. Общение как обмен информацией.

        4. Общение как процесс взаимодействия.

        5. Общение как восприятие людей друг другом.

        6. Вербальные и невербальные средства общения. Особенности их использования.



Темы докладов и презентаций


  1. Профессиональное общение сотрудников ОВД. Особенности ситуаций общения сотрудников ОВД.

  2. Психологические особенности и условия эффективного общения в деятельности сотрудников ОВД.

  3. Понятие дистанции общения, ее виды: интимная, личная, социальная.

  4. Психотехника самоопределения в ситуациях профессионального общения.

  5. Психологические приемы эффективного общения.

  6. Индивидуальный стиль общения.


Практические задания:

Психологический тренинг профессионального общения.

Примеры заданий:

Задание 1.

Объясните, каким образом социальная перцепция обусловлена чувствами воспринимающего человека? Что Вы думаете о следующем высказывании?

«Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей. И человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не

представляемые ими объекты.

Некоторые образы почти у всех нормальных индивидов складываются

по одному шаблону.

Человек представляет Мать добродетельной и ласковой, Отца – суровым, но справедливым, собственное тело – крепким и неповрежденным.

Если есть основания думать иначе, то сама мысль об этом человеку глубоко ненавистна. Он предпочитает чувствовать по-прежнему

, в соответствии с этими универсальными образными шаблонами и независимо от их отношения к действительности…»

Задание 2.

К какому эффекту восприятия можно отнести описание данного эксперимента?

Молодым людям было предложено оценить женский почерк, причем к тексту прилагался женский портрет. В одних группах испытуемых использовался портрет женщины с привлекательной внешностью, а в других – портрет «дурнушки». Более высокие оценки получил почерк красивой женщины.

Задание 3.

Вспомните из своей жизни случаи, когда первое впечатление о каком-либо человеке оказалось для вас ошибочным? Что вы испытывали, когда поняли это? Что способствовало созданию неправильного восприятия? Как вы осознали его ошибочность? О каких ошибках, возможно, шла речь?

Задание 4.

Прочитайте эпизод из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Чичиков разглядывал себя в зеркале, примеряя новый фрак наваринского дыма с пламенем, который блестел, как шелк.

"Поворотился направо – хорошо! Повернулся налево – еще лучше! Перегиб такой, как у камергера или у такого господина, который так и чешет по-французски, который, даже и рассердясь, выбраниться не умеет на русском языке, а распечет французским диалектом. Деликатность такая!

Он попробовал, склоня голову несколько набок, принять позу, как бы адресовался к даме средних лет и последнего просвещения: выходила, просто картина».

Почему Чичиков придавал такое большое значение фраку и одежде в своих предприятиях? Какой из эффектов социальной перцепции ему должен был помочь в осуществлении его планов? Найдите единственный правильный ответ:

а) эффект ореола;

б) эффект новизны;

в) эффект стереотипизации.

Литература


Основная:

  1. Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Владос, 2016. - Кн. 3. Психодиагностика . Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 641 с. : ил., схем., табл. - ISBN 978-5-691-00552-7; ISBN 978-5-691-01134-4 (Кн. 3) ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455593(дата обращения: 19.02.2018).

  2. Ступницкий, В.П. Психология : учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02063-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453939 (дата обращения: 19.02.2018).


Дополнительная:

  1. Гуревич, П.С. Психология и педагогика : учебник / П.С. Гуревич. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 320 с. - (Учебники профессора П.С. Гуревича). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00904-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117 (дата обращения: 19.02.2018).

  2. Кислицына, И.Г. Психология делового общения : учебное пособие / И.Г. Кислицына ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. - 112 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-1886-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477381 (дата обращения: 19.02.2018).

  3. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Н.Д. Эриашвили, М.Е. Каменева, Ю.М. Волынский-Басманов и др. ; под ред. Н.Д. Эриашвили, М.Е. Каменевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. - 199 с. : ил., схем. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-238-02662-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446430 (дата обращения: 19.02.2018).



Вопросы для самостоятельного изучения по данной теме


  1. Что понимается под коммуникативной компетентностью сотрудника полиции?

  2. Раскройте содержание коммуникативной стороны общения.

  3. В результате каких причин возникают коммуникативные барьеры, какие обстоятельства влияют на их появление?

  4. Что представляют собой средства невербальной коммуникации? Раскройте их роль в установлении и развитии психологического контакта между людьми.

  5. Раскройте понятие эмпатии. Каким образом эмпатия влияет на установление психологического контакта?



Тема 7. Психотехника диагностики личности в общении


Занятие семинарского типа (4 часа)



Цель и задачи занятия: сфор­ми­ровать комплекс теоретических знаний психологических закономерно­стей восприятия и понима­ния человека челове­ком, навыки диагностики поведенческих при­зна­ков собеседника и умения использовать на практике.

Учебные вопросы:


  1. Психология восприятия и понимания человека человеком

  2. Типичные ошибки восприятия и понимания личности собеседника.

  3. Индивидуальные особенности и типология представления информации в сознании (визуальный, аудиальный и кинестетический способы представления информации в сознании).

  4. Психотехника понимания личности собеседника и ситуации общения.

  5. Понятие и диагностика поведенческих признаков собеседника в ситуации общения.



Темы докладов и презентаций


  1. Понятие поведенческих маскировок.

  2. Рефлексия и эмпатия как психологические средства понимания личности собеседника и ситуации контакта.

  3. Диагностика психологических особенностей человека по внешне наблюдаемым поведенческим признакам.

  4. Учет модальностей собеседника в установлении коммуникативного контакта сотрудника полиции с лицом включенных в круг профессиональных интересов.


Практические задания:

Психологический тренинг. Диагностика защитных механизмов личности, анализ их роли в восприятии и понимании собеседника и ситуации общения. Диагностика состояния собеседника по внешним признакам поведения.

Примеры заданий:

Задание 1.

Упражнение «Ведущая модальность в общении»

Каждому участнику дается иллюстративный материал (лучше репродукции пейзажей) - нужно составить небольшой рассказ по данной иллюстрации и записать.

Несколько рассказов зачитываются. По используемым предикатам определяется ведущая модальность.

Задание 2.

Упражнение «Первое впечатление, восприятие партнера в общении»

Проводится в форме групповой дискуссии на тему: «Первое впечатление и его составляющие».