Файл: Руководство образовательного учреждения должно создавать условия для регулярного профессионального общения учителей в общеобразовательном учреждении (ОУ) и устанавливать реальные и практические задачи, требующие совместной деятельности..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. В последние годы российское образование существенно изменилось: содержание образования значительно меняется; внедряются новые поколения государственных образовательных стандартов; везде внедряются новые методы, инструменты и технологии для образования, обучения и управления; создана общероссийская система оценки качества образования; введен новый порядок аттестации персонала; внедряется отраслевая система оплаты; начался массовый перевод учебных заведений на новые механизмы финансирования.

Главными исполнителями преобразований в системе образования всегда были и остаются педагогический и руководящий состав учебных заведений. Все вышеперечисленные изменения не принесут существенных результатов, пока не улучшится качество педагогической и управленческой деятельности.

Качество педагогической деятельности учителя является интегративной характеристикой, которая отражает способность учителя грамотно и эффективно выполнять педагогическую деятельность.

Одним из основных каналов повышения качества обучения и управления является система методической работы. Методическая работа в образовательных учреждениях является частью системы исполнительного воспитания и учительского состава учреждений.

Методическая работа в образовательных учреждениях представляет собой систему взаимодействующих структур, форм и взаимосвязанных действий, мер по всестороннему улучшению навыков, компетенций и творческого потенциала педагогического персонала и в конечном итоге повышению качества образования.

Руководство образовательного учреждения должно создавать условия для регулярного профессионального общения учителей в общеобразовательном учреждении (ОУ) и устанавливать реальные и практические задачи, требующие совместной деятельности. Следовательно, существует необходимость создания независимых структурных подразделений - методических объединений - для учителей.

Методическое объединение является одной из организационных форм групповой методической работы
, которая представляет собой постоянную или временную, профессиональную, структурно-методическую единицу педагогического состава образовательного учреждения, которая осуществляет реализацию педагогических, организационных, научных, методических, исследовательских, инновационных, экспертных и мероприятий.

В общеобразовательных школах могут создаваться различные постоянные методические объединения (МО), в том числе методический союз классных руководителей.

Методическое руководство классными руководителями берет на себя заместитель начальника методической работы. Заместитель директора по образованию организует текущее и долгосрочное планирование педагогического персонала, координирует работу классных руководителей, педагогов и других учителей по реализации учебных планов и программ, а также разработку необходимой педагогической и методической документации: контроль качества образовательного процесса, объективности оценки результатов образовательной деятельности учащихся, работы кружков, обеспечение уровня образования учащихся в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта, федеральными требованиями.

Основная цель работы классного руководителей - способствовать саморазвитию личности, использовать его творческий потенциал, обеспечивать активную социальную защиту ребенка, создавать необходимые и достаточные условия для усилий детей по решению своих проблем.

В соответствии с концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы стратегической целью государственной образовательной политики является повышение доступности качественного образования, отвечающего потребностям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В этом и ряде других документов: Конвенции о правах ребенка, Законе РФ «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяются конкретные ценностные ориентиры для методической работы.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что особенности организации деятельности классного руководителя отражены в трудах В.П. Сергеева Ф.П. Черноусова, Б.В. Куприянова и других авторов, работающих в сфере образования.



С нормативно-правовой точки зрения деятельность классного руководителя в образовательном учреждении регламентируется такими документами как, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки России от 03.02.2006 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», Положением о классном руководстве.

Проблема исследования. Несмотря на значительное расширение исследований в области управления школой, наблюдается и все более осознается противоречие между современными требованиями к управлению методической работой на основе педагогической диагностики и недостаточным уровнем подготовленности старших воспитателей ее осуществлению. Это обстоятельство обусловило выбор темы нашего исследования: «Управление методической работой в образовательном учреждении». Оно обращено к решению следующей проблемы: каковы условия перехода к управлению методической работой в школе на диагностической основе?

Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения управления методической работой в образовательном учреждении (на примере конкретной школы).

Объект исследования – методическая деятельность в МБОУ «Баратаевская средняя школа» города Ульяновска.

Предмет исследования – управление методической работой в ОО.

Гипотеза – эффективность управления методической работой в современной школе может быть повышена за счёт создания целостной и в то же время вариативной методической службы в образовательном учреждении, что должно привести к более полному и эффективному удовлетворению профессиональных запросов, интересов в деятельности педагогов и руководителей школы.

Для реализации цели выполнялись следующие задачи:

- раскрыть теоретические основы методической работы в общеобразовательном учреждении;

- анализ работы методического объединения классных руководителей МБОУ «Баратаевская средняя школа» города Ульяновска.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

- анализ использованной литературы по рассматриваемой проблеме (метод научного анализа);


- обобщение и синтез точек зрения, представленных в списке использованной литературе (метод научного синтеза и обобщения);

База исследования. МБОУ «Баратаевская средняя школа».

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в 3 этапа.

Первый этап (сентябрь – ноябрь 2015 г.г.).

I. Заседание МО.

Тема: «Основные направления методической работы на 2017/2018 учебный год».

Второй этап (ноябрь 2015 г. – апрель 2016 г.).

II. Заседание МО.

Тема: «Взаимосвязь с родителями, классными руководителями, социум».

Третий этап (апрель – май 2016 г.г.).

III. Заседание МО.

Тема: «Профилактика терроризма и экстремизма в школе».

IV. Тематическое заседание МО.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в магистерской работе

- теоретически обоснована модель технологии управления методической работой в общеобразовательном заведении;

-выделены тенденции развития методической работы и оптимизации управления.

Научная значимость исследования связана с тем, что содержащиеся в нём теоретические положения и выводы, а также практические рекомендации могут быть направлены на совершенствование управления методической работы, позволяющей оптимально организовать учебно-воспитательный процесс. Выявление функциональных особенностей технологии управления методической работы способствовали совершенствованию профессионализма педагогических работников. В целом совокупность выводов исследования даёт возможность руководителям общеобразовательных учебных заведений различных типов создавать условия для эффективного управления методической работой.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1 Теоретические основы методической работы в общеобразовательном учреждении



    1. Понятие о методической работе в общеобразовательном учреждении, ее цели, задачи, функции


Вопросы методического сопровождения образовательной практики в условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. Так как главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена именно учителю, отсюда следует, что современный педагог должен быть креативным: быть открытым новшествам, владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

Образовательные стандарты - государственные нормативные документы, в которых раскрываются основные цели обучения и воспитания, обязательные требования к структурной и содержательной частям образования. Образовательные стандарты представлены федеральным и национально-региональным компонентами. Стандарты определяют: содержание основных образовательных программ; максимальный уровень учебной нагрузки; требования к уровню подготовки выпускников; параметры объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования [6].

Для обучающихся с нарушением в психофизиологическом и физическом развитии, установлены специальные стандарты образования. На их основе готовятся учебно-методические документы, направленные на соответствующие технологии обучения. На основе требований образовательного стандарта разрабатываются примерные образовательные программы, которые определяют содержание образования всех уровней. У образовательного учреждения есть право на договорной основе реализовывать дополнительные образовательные программы.

В России образовательные программы подразделяются на две большие группы: общеобразовательные; профессиональные. К общеобразовательным относятся следующие программы образования: дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего.

Особенность этих программ заключается в том, что каждая последующая программа базируется на предыдущей. Профессиональные образовательные программы призваны решать задачи формирования и повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов. К ним относятся программы образования: начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального. Образовательные программы реализуются во всех типах образовательных учреждений и учреждений профессионального образования. Содержание образования прописано в учебном плане.