Файл: Руководство образовательного учреждения должно создавать условия для регулярного профессионального общения учителей в общеобразовательном учреждении (ОУ) и устанавливать реальные и практические задачи, требующие совместной деятельности..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В современном учебном плане базовое образование является основой последующей специализации. Поэтому общее и специальное образование взаимно обусловлены. Образование XXI века должно отличаться непрерывностью и поликультурностью. Оно уже не ограничивается знаниями данными в учебном заведении, а предполагает интеграцию учебы, труда и досуга людей [7].
Для функционирования образовательной системы России сформирована цепочка образовательных институтов. Она состоит из следующих звеньев: системы дошкольного воспитания; общеобразовательной школы; профессионально-технического образования; среднее специального образования; высшего образования; послевузовского образования; системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Каждое звено системы образования представлено образовательными учреждениями, которые обеспечивают реализацию образовательных программ.
Существуют различные организационно-правовые формы образовательных учреждений: государственные; муниципальные; негосударственные: частные, религиозные, общественные организации. Законодательство в равной степени распространяется на все образовательные учреждения.
Образовательная система России имеет определенные типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее; специальные (коррекционные); учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот. Дошкольные образовательные учреждения для воспитания детей до шести лет. Их основная цель охрана и укрепление физического здоровья детей, развитие индивидуальных способностей и при необходимости коррекции недостатков развития.
Функции управления образованием выполняют органы различного уровня: государственные органы, местные (муниципальные) органы. К государственным органам исполнительной власти, осуществляющим непосредственно управление образованием относятся: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации; федеральные ведомственные органы управления образованием; органы государственного управления образованием субъектов РФ [12].
На органы государственного управления образованием возложены следующие функции: разработка и реализация федеральных и международных программ; разработка образовательных стандартов; государственная аккредитация образовательных учреждений
; формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий, направлений и специальностей; прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений; создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений; контроль исполнения законов Российской Федерации, образовательных стандартов, а также исполнение бюджетной и финансовой дисциплины образовательными учреждениями. В субъектах Российской Федерации органами, ведающими областью образования, выступают: министерства или комитеты в республиках; департаменты, главные управления, отделы образования в прочих субъектах.
Задачи повышения профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса решает методическая служба.
Методическая работа - это целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-методического процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья обучающихся.
Методическая работа – это органическая часть учебно-методического процесса школы, которая направлена на реализацию задач развития и формирования культуры личности.
Методическая работа обеспечивает саморазвитие учащихся, самореализацию и самосовершенствование личности учащихся на основе актуализации интеллектуальных, культурных, а также духовно- нравственных ценностей. Это есть цель методической работы.
Методическая работа является важным звеном системы непрерывного образования педагога. Организуя методическую работу, возможно в течение длительного времени изучать деятельность учителей, уровень их готовности к различным видам деятельности, что позволяет осмысленно содействовать повышению их профессиональной квалификации, управлять данной деятельностью с помощью создания определенных условий [18].
По определению педагогического словаря, методическая работа - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их теоретического и общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и их профессионального мастерства [1].
В настоящее время понятие методической работы обогащается. В частности, методическая работа - составная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты (разработки, конспекты, рекомендации), обеспечивающие педагогические и управленческие действия.
Предметом методической работы выступают не только средства профессионально-педагогической коммуникации (формы, методы, приемы, средства), но и содержание обучения (учебные материалы).
Основные требования к подготовке педагога определены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Более подробно остановимся на описании данных требований. Данный стандарт предусматривает изучение гуманитарного, социального, экономического циклов, математического и естественнонаучного циклом, а также профессионального цикла. Каждый учебный цикл представлен базовой (обязательной) частью и вариативной (профильной) частью, которая устанавливается школой.
Каждый учебный цикл и раздел сопровождается описанием проектируемых результатов освоения в виде общекультурных и профессиональных компетенций. В документе представлены также компетентностные характеристики педагогической деятельности.
В связи с чем считаем необходимым развести понятия «компетенция» и «компетентность». Под компетентностью понимается способность действовать в ситуации неопределенности. Профессиональная компетентность может быть представлена в виде интегральной характеристики личности и профессионализма учителя, которая позволяет определить его способности в результативном решении профессиональных задач, возникающих в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях [6].
В ФГОС ВПО отмечены следующие основные компетенции, которыми должен овладеть выпускник.
Общекультурные компетенции (ОК) «владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5) …» и т.д.
Всего представлено 16 общекультурных компетенций. В ФГОС ВПО представлены общие профессиональные компетенции (ОПК), и компетенции в области педагогической деятельности (ПК) среди которых: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); и др. (перечень из 18 компетентностей) [8].
Рис. 1 Матричные структуры управления методической службой школы
Квалификационная характеристика учителя представлена следующими структурными компонентами: описанием должностных обязанностей, перечнем необходимых знаний, требованиями к квалификации. В должностные обязанности педагога входит: осуществление обучения и воспитания школьников с учётом возрастных и психолого-физиологических особенностей специфики преподаваемого предмета; формирование общей культуры личности, социализация, осознанный выбор и освоение образовательных программ с использованием разнообразных форм, приёмов, методов и средств обучения; обоснованный выбор программ и учебно-методического обеспечения; проведение учебных занятий с опорой на достижения в области педагогики и психологии; планирование и осуществление учебного процесса в строгом соответствии с образовательными программами образовательного учреждения, разработка рабочей программы по предмету, курсу с опорой на примерные общеобразовательные программы и обеспечение её выполнения, организация и поддержание разнообразных видов деятельности учащихся с ориентацией на личность, развитие его мотивации, познавательного интереса, способностей, организация самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской, реализация проблемного обучения, осуществление связи обучения по предмету, курсу, программе с практикой, обсуждение с учащимися актуальных событий современности; обеспечение достижения и подтверждения учащимися уровней образования; оценка эффективности и результатов обучения школьников по предмету (курсу, программе) с учётом освоения знаний, овладения умениями, развития опыта творческой деятельности и познавательных интересов; соблюдение прав и свобод школьников, поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий, уважение человеческого достоинства, чести и репутации обучающихся; осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательно-методическом процессе, используя современные способы оценивания в условиях применения информационно-коммуникационных технологий; внесение предложений по совершенствованию образовательно-методического процесса в образовательном учреждении; участие в деятельности педагогического совета образовательного учреждения, а также в деятельности методического объединения и других формах методической работы; обеспечение охраны жизни и здоровья школьников во время образовательно-методического процесса; осуществление связи с родителями или лицами, их заменяющими; выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности [11].
Педагог должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику методической работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Основными требованиями к квалификации педагога являются: наличие высшего профессионального или среднего профессионального образования без особых требований к стажу работы [20].
Педагогический процесс эффективен только при определенных психолого-педагогических условиях, в частности: педагогический процесс должен быть подчинен целям, которые находились бы в соответствии с потребностями развития общества; ориентация педагогического процесса на обучаемых; формирование всесторонне развитой личности; максимальная интенсификация учения; построение педагогического процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических технологий; грамотное управление педагогическим процессом.