Файл: Руководство образовательного учреждения должно создавать условия для регулярного профессионального общения учителей в общеобразовательном учреждении (ОУ) и устанавливать реальные и практические задачи, требующие совместной деятельности..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 2 Управление образовательным процессом
Педагогический процесс должен быть подчинен целям и потребностями развития общества XXI века. Это условие выражается в полной и правильной ориентации педагогического процесса и его субъектов на достижение цели и получение результата, полностью отвечающего ей. Педагогике в целом и образованию в частности принадлежит роль катализатора общественного развития. Это фактор долговременного развития. В целях педагогического процесса должна реализовываться опережающая функция. Стержень педагогической работы - целенаправленность, деятельность ориентированная результат и обеспечивающая его достижение.
Педагогический процесс должен быть ориентирован на обучаемых. Любое образовательное учреждение создается и функционирует для учеников.
Главная цель педагогического процесса в подготовке всесторонне развитой личности.
Главный результат - высокообразованный с устойчивыми морально-нравственными принципами человек. Без высокого уровня образованности, морали и культуры человек скорее будет вреден в трудовом коллективе, на государственной службе, проявит себя как формалист, равнодушный к результатам деятельности, не ищущий способов повышения качества и производительности деятельности, не заинтересованный в новых формах и методах работы. Еще одно важное условие - максимальная интенсификация учения обучаемых. Ничему нельзя научить человека без его собственной активной деятельности. Все компоненты личности – продукт собственных, упорных и длительных усилий педагога и ученика. Ошибочно считать, что преподавание – это передача знаний ученикам, а их учение - это восприятие и запоминание их. Учение эффективно, когда представлено активной, педагогически и психологически насыщенной деятельностью личности. Успехи в педагогическом процессе прямо пропорциональны характеру и силе его мотивации, моральных отношений, воли [30].
Максимальная интенсификация учения требует обучения учеников способам и приемам работы, создания благоприятных условий для самостоятельной работы, большего времени в педагогическом процессе для этого. Необходимо заинтересовать и увлечь учебой, создать систему стимулов к формированию себя как личности и профессионала. Важно обеспечить в образовательном учреждении стиль работы, при котором не заставляют обучающегося учиться, а создают обстановку, в которой самому индивиду хотелось бы учиться. Образовательный процесс в настоящее время Построение образовательного процесса на основе современных психолого-педагогических технологий очень важно в современном мире.
За последние время многое изменилось в организации образования, но очень мало меняется в педагогических технологиях, формах и методах преподавания. Педагогические технологии включают методические разработки, специфичные педагогические микросистемы. Переход педагогического сознания от традиционных методов к педагогическим технологиям повышает уровень его целеустремленности, системности. В педагогике они особенно необходимы и эффективны. Очень важно грамотное, профессиональное управление педагогическим процессом. Этим должны заниматься педагоги-профессионалы, люди с высокой педагогической культурой. Каждый педагог является одновременно проектировщиком, технологом, организатором и чернорабочим на определенном участке образовательного процесса.
Рис. 3 Функции управления
Отношения между педагогом и учащимся Эффективный педагогический процесс предполагает установление субъект-субъектных отношений между педагогом и обучаемыми. Учащийся выступает одновременно объектом преподавания и субъектом учения. Объектом деятельности в данном случае является содержание образования. Педагог в свою очередь выступает субъектом преподавания. Его деятельность также нацелена на содержание образования [23].
Рис. 4 Деятельность педагога
Основой сотворчества педагога и ученика в педагогическом процессе является сотрудничество в разнообразной деятельности. Это может быть труд, познание или общение. Такое сотрудничество составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном педагогическом процессе. Определение Сотворчество – это одновременно плодотворное общение педагога и обучаемого с помощью языковой деятельности и совместное преобразование действительности, создание новой педагогической реальности. Творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности всех участников педагогического процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества [10].
Методическая работа в образовательном учреждении – это комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта; направленный на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства педагогов.
Методическая работа в современном образовательном учреждении осуществляется в соответствии с задачами и основными направлениями образовательной организации на основании нормативно-правовых документов: Конституции Российской Федерации; Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава образовательного учреждения. Целью методической работы является обеспечение высокого уровня образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Основными задачами методической работы являются следующие [15]:
-изучение и внедрение передового педагогического опыта;
- ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня педагога;
-повышение профессионального мастерства педагога;
-включение педагога в инновационную деятельность.
Методическая работа в образовательном учреждении должна решать следующие задачи:
- изучение и внедрение в педагогическую практику передового опыта;
- систематическое изучение и анализ учебных программ и технологии их реализации;
- обогащение новыми, прогрессивными и более совершенными методами и средствами обучения;
- постоянное совершенствование навыков самообразовательной работы учителя, оказание ему квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности.
Методическая работа является особым и очень важным звеном в совокупности мер, способствующих повышению мастерства педагогов. Методическая работа в современном образовательном учреждении - важная составляющая системы непрерывного образования педагога. Содержание и характер методической работы тесно связаны с педагогическими проблемами образовательного учреждения в целом и результатами реального учебнометодического процесса, изменениями в качестве знаний, умений, и навыков обучающихся, в уровне их воспитанности и развитости. Если методическая работа в образовательном учреждении проходит в живом, конкретном, развивающемся педагогическом коллективе, единство и сплоченность которого создают особенно благоприятные условия для постановки методической работы, то все это закономерно приводит к дальнейшему творческому развитию педагогического коллектива. Коллективная разработка актуальных педагогических, психологических и иных проблем позволяет добиться заметных практических результатов.
Педагогический коллектив - это коллектив педагогов образовательного учреждения, трудовой коллектив, который имеет определенные цели и задачи, образовательную программу своей деятельности. Создается педагогический коллектив с целью выполнения функции - образования обучающихся. Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива образовательного учреждения, куда входит в качестве составной части коллектив обучающихся. Педагогический коллектив имеет свои специфические особенности, как и любой другой коллектив. К особенностям педагогического коллектива можно отнести коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности, высокая степень самоуправляемости.
Полифункциональность педагога как профессионала заключается в отсутствии временных рамок выполнения тех или иных видов педагогического труда. Преимущественно женский состав, что не может не отложить отпечаток на характер коллектива и стиль его деятельности. Педагогический коллектив имеет особую структуру организации. Структура педагогического коллектива определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива. В организационных рамках осуществляет работу педагогический совет, методические объединения педагогов и классных руководителей, администрация школы.
В коллективе педагогов существует понятие как разделение труда и кооперация. Педагог должен владеть такими навыками как коммуникационное общение, сотрудничество, умение совместно работать и добывать информацию, умение понять и принять точку зрения коллеги. От педагога, который функционирует в условиях педагогического коллектива необходимо требовать навыков делового сотрудничества. Совместная деятельность педагогов возможна только при установлении взаимовыгодных отношений между педагогами. Отношения, которые складываются в процессе общения между коллегами-педагогами можно условно разделить на две группы: официальные и неофициальные. Первая группа это укрупненная группа, которая охватывает весь педагогический и административный состав с общей системой нравственно-психологических отношений. Вторая группа складывается на взаимных симпатиях между коллегами, которые поддерживают отношения отдельными группами.
Деятельность педагогического коллектива является успешной в том случае, если достигаются высокие показатели по следующим критериям:
-обученность воспитанников;
-успешная методическая деятельность;
-оперативность в решении задач;
-самосовершенствование педагогов;
-высокая профессиональная квалификация членов педагогического коллектива.
Во многом эффективность взаимовыгодного сотрудничества в педагогическом коллективе определяется психологическим климатом в составе. Самочувствие педагога в школе, его стремление к плодотворному труду и самоотдаче зависит от настроений коллектива в целом. Творческие способности учителя также более благоприятно проявляются в позитивно настроенной среде работы.
Климат педагогического коллектива формируется следующими показателями:
-стиль руководства;
-совместимость педагогов на социально-психологическом уровне;
-администрацией образовательного учреждения;
-установок определяемых педагогическим коллективом.
Приятная атмосфера работы предполагает совместный труд, который приносит чувство удовлетворения, радости общения и социальной защищенности. Коллектив, который объединен не только общей целью работы, но также соединен узами дружбы становится средой для успешного обучения и воспитания детей.
Проектирование и реализация образовательного процесса на основе комплексного осуществления учебно-методической работы обеспечиваетвысокую результативность обучения. Чем качественнее она сформирована, тем продуктивнее достигаются поставленные цели, а значит, формируется настоящий специалист. В современных условиях стремительного развития научно-технического прогресса, интенсивного увеличения научной и научно-технической информации наблюдается тенденция к увеличению числа учителей, которые участвуют в семинарах, где они выступают с докладами, отправляют статьи для участия в заочных научно-практических конференциях, распространяют свой опыт и сами пополняют багаж педагогических знаний. Особое значение приобретает подготовка в системе среднего профессионального образования специалистов, имеющих высокую профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в практическую деятельность новейших прогрессивных результатов и технологий.
Таким образом, система методической работы представляет собой совокупность взаимосвязанных мер, действий, мероприятий различного характера и профессиональных объединений, реализующих эти мероприятия, при этом уровень профессиональной квалификации персонала образовательных учреждений напрямую зависит от эффективности методической работы.