Файл: 1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений 5.doc
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений
1.1. Эволюция подходов к определению управленческих решений
1.2. Особенности принятия управленческих решений
1.3. Оценка качества управленческих решений
2.Анализ эффективности управленческих решений в СПК «Богородский»
2.1. Характеристика организации
2.2. Оценка эффективности деятельности предприятия
2.3. Анализ эффективности и качества управленческих решений
3.Пути повышения эффективности и качества управленческих решений СПК «Богородский»
3.1.Рекомендации по совершенствованию деятельности
3.2Эффективность предложенных мероприятий
Для того, чтобы определить приоритетность проблемы, может использоваться анализ следующих факторов:
-
последствия после появления проблемы; -
как проблема действует на организацию; -
насколько срочно требуется решить проблему; -
насколько мотивированны люди, задействованные в процессе; -
возможно ли решить проблему без принятия в ней участия менеджера.
По итогам обнаружения проблемы проводится её диагностика. В данном контексте под диагностикой понимается анализ величин параметров системы производства и внешней среды, а также анализ соотношения и изменения этих параметров. Целью диагностики является определение, почему проблема возникла. Для успешной диагностики требуются глубокие знания функциональной структуры объекта управления в условиях обычного (нормального) его функционирования. Диагностику принято производить в несколько этапов:
на первом этапе выявляются признаки затруднений. Индикаторами, в качестве примера, могут служить как низкая прибыль предприятия, спад в производстве или качестве производимой продукции, так и конфликтность внутри коллектива, высокий уровень текучести кадров;
-
далее устанавливаются причины возникновения проблемы. Для этого производится отбор информации как из внутренней среды, так и внешней, с целью дальнейшего анализа; в -
последний шаг требует определить характер проблемы. Этот этап важен тем, что он непосредственно влияет на выбор пути по решению проблемы. Так как последний этап является наиболее значительным и важным, рассмотрим более подробно, какие существуют характеры проблем [17, c. 188].
Проблема имеет функциональный характер, если она проявляется на уровне организационно-производственной системы. Примерами решения могут служить: производство нового вида товара (услуги); выбор иного сектора рынка; изменение отношений с конкурентами и поставщиками; выбор иной формы собственности и др. Проблема, при которой её решение наступает в случае изменения отдельных параметров системы, носит параметрический характер. Также различают внешний и внутренний характеры проблемы. Для определения того, внешний или внутренний характер имеет проблема, исследуются входные и выходные параметры.
Так, если входные находятся в нормальном состоянии, а выходные нет, – проблема носит внутренний характер. Зачастую при наличии внешней проблемы, наблюдаются также и внутренняя. Для выбора наиболее подходящей альтернативы формулируется ряд ограничений, которые, обычно, зависят от того, в каких условиях принимается решения, и от уполномоченного руководителя.
Можно выделить следующие виды ограничений:
-
ресурсные; -
кадровые; -
ограничения научно-технического процесса; -
рыночные; -
административные [10, c. 17].
Ограничения выбираются по приоритетности в той или иной ситуации. Отмечается, что в крупных организаций существует меньшее число ограничений, нежели в малых. Помимо ограничений также требуется определить стандарт оценки альтернатив. Для определения возможных вариантов решения рекомендуется построить так называемое «дерево альтернатив». На практике рассмотреть все существующие альтернативы практически невозможно по причине нехватки достаточного объема информации или времени.
Таким образом, число альтернатив ограничивается наиболее подходящими вариантами. После разработки альтернатив производится их оценка, которая включает в себя определение достоинств (недостатков), а также последствий выбора. В качестве метода сравнения альтернатив используют метод критериев. Критерии могут носить количественное выражение или качественное [4, c. 22].
С учетом ранее установленных ограничений, если альтернатива не удовлетворяет по одному или нескольким критериям, то её не следует рассматривать в силу её низкой эффективности в конечном итоге. Если по итогам пройденных этапов разработки были выполнены тщательно, то далее следует выбор альтернативы, которая в дальнейшем будет реализована. Как правило, выбирается альтернатива, имеющая, по итогам оценки, наиболее благоприятные последствия. После выбора альтернативы осуществляется реализация решения, в процессе которого требуется произвести расчет эффективности, так как именно на этом этапе становится очевидна ценность принятого решения. Последним этапом является контроль за выполнением решения, который подразумевает обеспечение соответствия фактических показателей и плановых, выведенных по результатам оценки. Такой контроль позволяет изменять действия и не допустить нанесения ущерба, если такое возможно. Под эффективностью управленческого решения понимается результативность ресурсов, которые получены после реализации решения.
1.3. Оценка качества управленческих решений
Категория «качество управленческого решения» в научной и учебной литературе представлена достаточно большим числом исследований. Однако в основном акцент делается на требованиях и условиях, обеспечивающих разработку, принятие и реализацию качественных решение, на их свойствах. Безусловно, необходимость такого рода исследований не вызывает сомнения. В то же время мало уделяется внимания проблеме оценки конечного результата, принятого «качественного решения» [5, c. 105].
Чтобы избежать ситуации, когда «качество разрабатывается ради качества как такового», рассмотрим качество принятия решений с позиций:
-
результативности (результативность — effectiveness) как степени реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов; -
эффективности (эффективность — efficiency) как соотношения между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
При рассмотрении проблемы оценки качества управленческого решения обратимся к определению термина «качество», сформулированному в Национальном стандарте серии ИСО: «Качество — степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям» [3].
Каждое отдельное решение может быть вполне качественным, но в силу каких-либо причин оно не даст того эффекта, на который можно было рассчитывать. Качество управленческого решения может рассматриваться с разных сторон: организационной, экономической, социальной и др. Но при этом требуется определить, что более важно с позиции конечного результата: результативность или эффективность.
Для этого рассмотрим соотношение аксиологических (оценочных) понятий: качество, результат, эффективность.
Приступая к оценке качества, важно выявить, какой из показателей — результативность или эффективность — более весомый для оптимизации деятельности хозяйственной системы в определенный момент времени. И здесь, с учетом обстоятельств, могут быть разные решения. Результативность — понятие тонкое.
Часто руководители (люди) стараются быть более рациональными и быстрее принимать решения (быстрое достижение цели).
Результат (прибыль либо удовлетворение требований потребителя) ставится во главу угла, провоцирует бизнес-субъектов не слишком обращать внимание на пути достижения поставленных целей [11, c. 575].
Срабатывает лозунг — цель оправдывает средства. Который, впрочем, не всегда этичен. Эффективность можно определить как набор навыков, инструментов, методик, которые дают возможность организовать работу более эффективно, быстрее получить результат, достичь цели. В этой связи уместно привести слова Джона Рокфеллера: «Кто работает целый день, тому некогда зарабатывать деньги» .
Таким образом, ответ на вопрос о том, что более важно в бизнесе — получить результат или побыстрее расправиться с задачей — остается открытым. И решение о том, на что направлено и как оценивать качественное решение, по результату или эффективности, остается в каждом конкретном случае за лицом, принимающим решение.
2.Анализ эффективности управленческих решений в СПК «Богородский»
2.1. Характеристика организации
Организация СПК «Богородский» зарегистрирована 30 августа 2002 года по адресу: 617875, Пермский край, Октябрьский р-н, с. Богородск, ул. Школьная 4. Компании был присвоен ОГРН 1025902304889 и выдан ИНН 5943050086. Основным видом деятельности является смешанное сельское хозяйство. Компанию возглавляет Несмиянов Виктор Васильевич. За 2020 год прибыль компании составила 5.325 млн.руб.
Специализация хозяйства: молочно – мясная. Кроме основной отрасли предприятие выращивает картофель, зерновые и кормовые культуры. Ведется направление в развитие выращивания овощей и рассады. Хозяйство имеет племенное стадо черно-пестрой породы с поэтапным ведением в стадо элементов Голштино-фризской породы.
Для оценки экономического положения предприятия СПК «Богородский» на рынке рассчитаем и проанализируем динамику финансовых результатов. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Динамика финансовых результатов предприятия
Показатель | 2018 г, тыс. рублей | 2019 г, тыс. рублей | 2020 г, тыс. рублей | Изменение 2019 от 2018 | Изменение 2019 от 2018 | ||
Тыс. рублей,+/- | темп роста, % | Тыс. рублей,+/- | темп роста, % | ||||
Выручка | 50 393 | 59 834 | 58 462 | 9 441 | 118,73 | -1 372 | 97,71 |
Себестоимость продаж | 51362 | 58338 | 58279 | 6 976 | 113,58 | -59 | 99,90 |
Валовая прибыль | -969 | 1 496 | 183 | 2 465 | -154,39 | -1 313 | 12,23 |
Коммерческие расходы | 0 | 0 | 0 | 0 | - | 0 | - |
Управленческие расходы | 0 | 0 | 0 | 0 | - | 0 | - |
Прибыль от продаж | -969 | 1 496 | 183 | 2 465 | -154,39 | -1 313 | 12,23 |
Прибыль до налогообложения | 9862 | 8430 | 5337 | -1 432 | 85,48 | -3 093 | 63,31 |
Чистая прибыль | 9862 | 8389 | 5314 | -1 473 | 85,06 | -3 075 | 63,34 |
Анализ финансовых результатов работы предприятия свидетельствует о неустойчивой финансовой ситуации на предприятии. Так выручка предприятия в 2020 году уменьшилась по сравнению с 2019 годом на 2,3 % и составила 58462 тыс. рублей против 59384 тыс. рублей. Валовая прибыль отчетного периода составила 183 тыс. рублей. Стабильный рост прочих доходов (реализация основных средств, полученные штрафы и пени) позволил обеспечить получение высокого уровня чистой прибыли. Размер чистой прибыли на протяжении анализируемого периода сохраняет тенденцию к снижению. Динамика показателей чистой прибыли приведена на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика чистой прибыли предприятия
Так сумма чистой прибыли в 2020 году меньше чем в 2019 – на 37 %.
На предприятии применяется система планирования финансово-хозяйственных показателей работы на ближайший год. Ответственным за организацию планирования является экономист. Ответственным за составление отчетности является главный бухгалтер, который ведет бухгалтерский учет с использованием программы 1С Бухгалтерия 8.3