Файл: Учебное пособие для солдат и сержантов. М. Воениздат. 2003. 112 с. Учебное пособие разработано на основе положений Закона рф Об охране окружающей среды.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 803
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИИ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
1.2. ПРИРОДА И ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
2.1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
2.2. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НОРМАТИВАХ КАЧЕСТВА
2.4. ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2.5. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ И ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
3.2. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ВОЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
3.3. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОЕННОМ ОБЪЕКТЕ ПРИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
3.4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ОЧИСТКА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
4.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
4.3. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ
4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ
5 1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ
5.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ С ЯДОВИТЫМИ, АГРЕССИВНЫМИ И ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ
5.3. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ОТ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
6.1. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И УЧЕНИЯХ
6.3. ТРАНСПОРТИРОВКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
6.4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНО-ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» является основным нормативным актом, регулирующим природоохранные отношения в нашей стране. Он призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности общества.
4.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
В качестве главного принципа деятельности, направленной на решение задач охраны окружающей среды, Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон) устанавливает научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества. До некоторых пор в этом сочетании доминировали экономические интересы, однако пришло время, когда возникла настоятельная необходимость исправить такое положение. Поэтому Закон призван сбалансировать указанные интересы, а в случае необходимости обеспечить приоритет интересов охраны природной среды и здоровья человека, поскольку это главные ценности современного цивилизованного общества.
Чтобы обеспечить сохранение качества окружающей среды, Закон формулирует экологические требования, которые предъявляются ко всем хозяйственным и иным структурам: предприятиям, организациям, учреждениям, войскам и гражданам. Экологические требования предписываются без исключения всем экономическим субъектам и ведомствам.
В Законе имеется ряд статей, непосредственно относящихся к войскам (силам) и органам военного управления и содержащих основные понятия, принципы и требования по руководству, организации и осуществлению экологической деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Это прежде всего те статьи Закона, которые устанавливают:
-
основные принципы охраны окружающей среды; -
объекты охраны окружающей среды; -
основы управления и руководства в области охраны окружающей среды; -
права и обязанности граждан, общественных и иных объединений в области охраны окружающей среды; -
экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; -
нормирование в области охраны окружающей среды; -
требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; -
зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных экологических ситуаций; -
природные объекты, находящиеся под особой охраной; -
порядок организации и осуществления экологического контроля и экологического мониторинга; -
основы формирования экологической культуры; -
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Кратко рассмотрим содержание перечисленных статей. При этом будем иметь в виду, что под термином «иная деятельность» следует понимать в том числе и военную деятельность.
Деятельность органов управления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
-
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; -
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; -
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства; -
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; -
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; -
независимость контроля в области охраны окружающей среды; -
презумпция (предположение) экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; -
приоритет (преобладающее значение) сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; -
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов управления, юридических и физических лиц; -
сохранение биологического разнообразия природы; -
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; -
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры. -
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения являются: -
земли, недра, почвы; -
поверхностные и подземные воды; -
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; -
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
При этом в первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся воздействию человека.
Основы управления в области охраны окружающей среды являются полномочиями органов государственной власти, осуществляющих проведение политики в области экологического развития страны, разрабатывающих и устанавливающих порядок и правила осуществления государственного экологического мониторинга и контроля
в области охраны окружающей среды, порядок обращения с радиоактивными отходами, разработку нормативов, государственных стандартов и других нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценку и прогноз изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, на обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности соответствующих требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Законом введены понятия «производственный экологический контроль», «муниципальный экологический контроль», «общественный экологический контроль» - и определено содержание соответствующей деятельности и порядок ее осуществления.
Проводимый в Вооруженных Силах экологический мониторинг является составной частью государственного экологического мониторинга, а войсковой экологический контроль имеет те же функции, что и производственный контроль.
Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды включает:
-
разработку и проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде; -
установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; -
установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления; -
проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; -
возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
-
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ; -
сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади; -
загрязнение недр и почв; -
размещение отходов производства и потребления; -
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитным, ионизирующим излучением и другими видами физического воздействия; -
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении функциональной деятельности, иных нормативов, государственных стандартов и других документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими, биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, уровней радиоактивности и тепла, а также нормативы ПДК микроорганизмов.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а именно:
-
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; -
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; -
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженность электромагнитных полей и др.); -
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; -
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности касаются соблюдения природоохранного законодательства на всех этапах жизненного цикла объектов хозяйственной
, военной и иной деятельности (размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений), оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.
В главе VII Закона, посвященной указанным требованиям, определено, что все требования, предъявляемые к хозяйственным объектам, «в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды» (ст. 41).
В статьях 47-51, 55 Закона общие требования конкретизированы в отношении охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, микроорганизмов, радиоактивных веществ и ядерных материалов негативного биологического и физического воздействия.
В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и негативного воздействия в процессе хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. Для охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг потенциально опасных промышленных зон и военных объектов создаются санитарно-защитные зоны, а на территориях городских и сельских поселений - зоны с ограниченным режимом природопользования.
Воинские части и подразделения размещаются и действуют на местности, зачастую расположенной вблизи природных объектов, находящихся под особой охраной. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также законодательством о природном и культурном наследии. Особенности охраны таких объектов будут рассмотрены в дальнейшем.
Законом установлена всеобщность и комплексность экологического образования, целью которого является формирование экологической культуры, и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды. В целях формирования экологической культуры в обществе осуществляется экологическое просвещение населения.
Законом предусматривается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.