Файл: Учебное пособие для солдат и сержантов. М. Воениздат. 2003. 112 с. Учебное пособие разработано на основе положений Закона рф Об охране окружающей среды.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 803

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИИ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

1.1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ

1.2. ПРИРОДА И ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

1.3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

1.4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

1.5. РЕСУРСЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

2.1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

2.2. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НОРМАТИВАХ КАЧЕСТВА

2.3. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ Радиационное загрязнение инициирует облучение человека и природных объектов ионизирующими излучениями, которые, проходя через живые ткани, нарушают нормальное функционирование клеток организма, что приводит к патологическим изменениям в нем.Ионизирующее излучение в зависимости от физического механизма распада ядер атомов химических элементов проявляется в виде альфа-, бета- и гамма-излучения.Порции альфа- и бета-излучения называют альфа- и бета-частицами соответственно, а порции гамма-излучения - гамма-квантами, гамма-частицами или фотонами.Поражающее действие радиоактивных веществ и излучений характеризуется дозой облучения, то есть количеством переданной организму энергии в результате воздействия ионизирующих излучений. Основными видами доз облучения являются: доза поглощенная (или просто доза) - фундаментальная доза, метрическая величина; доза эквивалентная.Поглощенная доза облучения - это количество энергии ионизирующего излучения, поглощенное единицей массы вещества. В системе СИ поглощенная доза измеряется в джоулях, деленных на килограмм (Дж/кг), и имеет специальное название - грей (Гр). Внесистемная единица - рад; 1 рад равен 0,01 грея.Эквивалентная доза облучения - поглощенная доза в органе или ткани, умноженная на взвешивающий коэффициент W, отражающий поражающую способность данного вида излучения.Для различных видов излучения при расчете эквивалентной дозы коэффициенты W принимаются равными указанным далее величинам:

2.4. ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2.5. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ И ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

3.2. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ВОЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

3.3. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОЕННОМ ОБЪЕКТЕ ПРИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК

3.4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ОЧИСТКА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК

4.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК

4.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

4.3. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ

4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ

5 1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ

5.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ С ЯДОВИТЫМИ, АГРЕССИВНЫМИ И ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ

5.3. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ОТ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

6.1. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И УЧЕНИЯХ

6.2. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

6.3. ТРАНСПОРТИРОВКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

6.4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНО-ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

7.2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕКОМЕВДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК


Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» является основным нормативным актом, регулирующим природоохранные отношения в нашей стране. Он призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности общества.

4.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК


В качестве главного принципа деятельности, направленной на решение задач охраны окружающей среды, Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон) устанавливает научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества. До некоторых пор в этом сочетании доминировали экономические интересы, однако пришло время, когда возникла настоятельная необходимость исправить такое положение. Поэтому Закон призван сбалансировать указанные интересы, а в случае необходимости обеспечить приоритет интересов охраны природной среды и здоровья человека, поскольку это главные ценности современного цивилизованного общества.

Чтобы обеспечить сохранение качества окружающей среды, Закон формулирует экологические требования, которые предъявляются ко всем хозяйственным и иным структурам: предприятиям, организациям, учреждениям, войскам и гражданам. Экологические требования предписываются без исключения всем экономическим субъектам и ведомствам.

В Законе имеется ряд статей, непосредственно относящихся к войскам (силам) и органам военного управления и содержащих основные понятия, принципы и требования по руководству, организации и осуществлению экологической деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Это прежде всего те статьи Закона, которые устанавливают:

  • основные принципы охраны окружающей среды;

  • объекты охраны окружающей среды;

  • основы управления и руководства в области охраны окружающей среды;

  • права и обязанности граждан, общественных и иных объединений в области охраны окружающей среды;

  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

  • нормирование в области охраны окружающей среды;

  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

  • зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных экологических ситуаций;

  • природные объекты, находящиеся под особой охраной;

  • порядок организации и осуществления экологического контроля и экологического мониторинга;

  • основы формирования экологической культуры;

  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.


Кратко рассмотрим содержание перечисленных статей. При этом будем иметь в виду, что под термином «иная деятельность» следует понимать в том числе и военную деятельность.

Деятельность органов управления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства;

  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

  • независимость контроля в области охраны окружающей среды;

  • презумпция (предположение) экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

  • приоритет (преобладающее значение) сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

  • обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов управления, юридических и физических лиц;

  • сохранение биологического разнообразия природы;

  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

  • организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.

  • Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения являются:

  • земли, недра, почвы;

  • поверхностные и подземные воды;

  • леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

При этом в первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся воздействию человека.

Основы управления в области охраны окружающей среды являются полномочиями органов государственной власти, осуществляющих проведение политики в области экологического развития страны, разрабатывающих и устанавливающих порядок и правила осуществления государственного экологического мониторинга и контроля

в области охраны окружающей среды, порядок обращения с радиоактивными отходами, разработку нормативов, государственных стандартов и других нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценку и прогноз изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, на обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности соответствующих требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Законом введены понятия «производственный экологический контроль», «муниципальный экологический контроль», «общественный экологический контроль» - и определено содержание соответствующей деятельности и порядок ее осуществления.

Проводимый в Вооруженных Силах экологический мониторинг является составной частью государственного экологического мониторинга, а войсковой экологический контроль имеет те же функции, что и производственный контроль.

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды включает:

  • разработку и проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде;

  • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

  • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления;

  • проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

  • возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:


  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;

  • сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;

  • загрязнение недр и почв;

  • размещение отходов производства и потребления;

  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитным, ионизирующим излучением и другими видами физического воздействия;

  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении функциональной деятельности, иных нормативов, государственных стандартов и других документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими, биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, уровней радиоактивности и тепла, а также нормативы ПДК микроорганизмов.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а именно:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженность электромагнитных полей и др.);

  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности касаются соблюдения природоохранного законодательства на всех этапах жизненного цикла объектов хозяйственной
, военной и иной деятельности (размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений), оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.

В главе VII Закона, посвященной указанным требованиям, определено, что все требования, предъявляемые к хозяйственным объектам, «в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды» (ст. 41).

В статьях 47-51, 55 Закона общие требования конкретизированы в отношении охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, микроорганизмов, радиоактивных веществ и ядерных материалов негативного биологического и физического воздействия.

В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и негативного воздействия в процессе хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. Для охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг потенциально опасных промышленных зон и военных объектов создаются санитарно-защитные зоны, а на территориях городских и сельских поселений - зоны с ограниченным режимом природопользования.

Воинские части и подразделения размещаются и действуют на местности, зачастую расположенной вблизи природных объектов, находящихся под особой охраной. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также законодательством о природном и культурном наследии. Особенности охраны таких объектов будут рассмотрены в дальнейшем.

Законом установлена всеобщность и комплексность экологического образования, целью которого является формирование экологической культуры, и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды. В целях формирования экологической культуры в обществе осуществляется экологическое просвещение населения.

Законом предусматривается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.