Файл: Учебное пособие для солдат и сержантов. М. Воениздат. 2003. 112 с. Учебное пособие разработано на основе положений Закона рф Об охране окружающей среды.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 796
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИИ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
1.2. ПРИРОДА И ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
2.1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
2.2. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НОРМАТИВАХ КАЧЕСТВА
2.4. ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2.5. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ И ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
3.2. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ВОЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
3.3. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОЕННОМ ОБЪЕКТЕ ПРИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
3.4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ОЧИСТКА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
4.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
4.3. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ
4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ
5 1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ
5.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ С ЯДОВИТЫМИ, АГРЕССИВНЫМИ И ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ
5.3. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ОТ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
6.1. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И УЧЕНИЯХ
6.3. ТРАНСПОРТИРОВКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
6.4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНО-ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
проведение предохранительных прививок против выявленного вида возбудителя болезни.
При обнаружении возбудителей особо опасных инфекционных болезней (чумы, холеры, натуральной оспы и других) и возникновении соответствующей угрозы безопасности личного состава устанавливается карантин.
Карантин кроме мероприятий, проводимых при обсервации, дополнительно предусматривает:
-
полную изоляцию личного состава подразделений, находящихся в очаге заражения, от других войск и от местного населения; -
вооруженную охрану очага заражения; -
снабжение войск, находящихся в карантине, по специальному режиму.
На первый взгляд в данном разделе мы отошли от экологических проблем, но это не совсем так. Биологическое загрязнение среды обитания человека угрожает здоровью и самой жизни людей, что в конечном счете обусловливает необходимость медицинского вмешательства для ликвидации последствий опасного изменения условий существования людей и для восстановления нормального состояния их здоровья. Таким образом, усилия обеих наук, экологии и медицины, в конечном счете направлены на решение одной общей задачи.
Сегодня ученые говорят, что экология - это наука не только о нашем доме, но и о порядке в нем. А порядок организации жизни и деятельности войск в военных городках или в полевых условиях определяется уставами, достаточно четко отражающими санитарно-гигиенические, медицинские и экологические требования.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что в спальных помещениях казарм на одного человека должно приходиться не менее 12 куб. метров воздуха. Для соблюдения правил гигиены оборудуются умывальные комнаты, душевые, ножные ванны, место для стирки обмундирования. Во всех жилых помещениях для питья оборудуются специальные фонтанчики с питьевой водой; бачки с питьевой водой ежедневно прополаскиваются и заполняются свежей водой; один раз в неделю они дезинфицируются. Все помещения обеспечиваются урнами для мусора, а в местах, отведенных для курения, устанавливаются урны с водой (обеззараживающей жидкостью). Туалеты должны содержаться в чистоте, иметь хорошую вентиляцию, ежедневно дезинфицироваться. Подобные требования предъявляются к кухням, столовым и другим служебно-бытовым объектам военного городка.
Устав обязывает каждого военнослужащего беречь природу и охранять ее богатство, строго выполнять предусмотренные правилами и инструкциями мероприятия по предотвращению загрязнения воды, воздуха, почвы и по сохранению животного и растительного мира.
Другие разновидности биологического загрязнения связаны с нарушением структуры животно-растительных сообществ (биоценозов) в районах дислокации и действий войск. Как известно, ведущую роль в биоценозе играют растения. Заселяя свободное пространство, они кладут начало сообществу и формируют его. Вследствие жизнедеятельности растений изменяется характер почвы, возникает особый микроклимат. Животные появляются вслед за первыми растениями, находя в них укрытие от хищников, непогоды и в первую очередь питание. Появившись в растительном сообществе, животные начинают воздействовать и на растительность, и на почву, нередко изменяя при этом весь биоценоз. Таким образом, между различными организмами - составляющими биоценоза - устанавливаются тесные связи. В основе этих связей лежат цепи питания.
В начале каждой цепи находится то или иное растение, которое служит пищей растительноядным животным, являющимся в свою очередь нишей для хищников. Таких пищевых цепей в биоценозе много. Возникает сложная паутина связей, включающая большое число элементов, так или иначе зависящих один от другого. Поэтому урожай или неурожай растительного корма, возрастание или падение числа травоядных или хищников неизбежно сказываются на всем биоценозе.
Соотношения организмов в биоценозе могут быть легко нарушены как естественным путем, так и вследствие деятельности человека. Причем ведущим экологическим фактором в жизни отдельных видов и их сообществ является деятельность человека, то есть антропогенный фактор. Например, вырубка леса, распашка целинных степей, лесные и степные пожары приводят к миграции животных в другие места, где они могут найти питание. Истребление отдельных зверей и птиц, особенно в периоды появления потомства, также ведет к нежелательным последствиям.
Особенно губительно для биоценозов и для экосистем в целом такое явление, как массовое размножение опасных насекомых - саранчи, шелкопряда, колорадского жука и многих других, которые в огромных масштабах повреждают посевы, луга и целые лесные массивы
, а иногда и полностью их уничтожают. Еще в первые десятилетия XX в. нашествиями саранчи опустошались целые регионы и страны. Там, где прошла саранча, буквально не оставалось ни одного стебелька - ведь только одно подобное насекомое съедает в течение жизни 300 граммов зеленого корма. Академик В.И. Вернадский подсчитал, что одна крупная стая саранчи весит больше, чем все цветные металлы, добытые человеком за все годы от бронзового века до наших дней, И эта огромная прожорливая масса вдруг поднимается на крыло и летит, перемещаясь иногда на сотни и даже тысячи километров, а где она опустится на землю, там остается одна пустыня.
Нарушение соотношения организмов в биоценозе может быть вызвано неосторожным, необдуманным внесением в экосистему новых, ранее не существовавших в ней видов животных и растений. Подобное нарушение произошло, например, когда из Европы в Австралию были завезены кролики; они, не имея там естественных противников, размножились до сотен миллионов особей, лишив других животных травяного корма, и уничтожили многие виды растений. Кролики стали самой большой экологической проблемой данного континента.
Вызывают тревогу также факты проникновения вредных организмов из природы в техносферу. По сообщениям печати, южноамериканский муравей - мономориум, имеющий очень малые размеры (всего лишь 2,5 мили-метра в длину), но живущий огромными колониями, проник в компьютерные системы и освоился в терминалах компьютеров, где пожирает чипы и изоляцию.
Биологическое загрязнение вызывает также различные заболевания у животных и растений (коровью чуму, бешенство лис, ржавчину пшеницы, табачную мозаику, фитофтору и др.), нанося этим колоссальный ущерб природным комплексам и сельскому хозяйству. Некоторые заболевания животных могут передаваться человеку контактным путем или при употреблении изготовленных из них продуктов питания. Поэтому военнослужащие должны быть чистоплотными в быту и внимательными на полевых занятиях и учениях. Действовать надо так, чтобы не причинять вреда природной среде, если это не вызывается особыми обстоятельствами и необходимостью.
Знаете ли вы, что...
.. .Экологические требования в законе РФ «Об охране окружающей среды» сформулированы в отношении следующих направлений деятельности:
-
природопользование (пользование землей, ее недрами, лесами, атмосферным воздухом, животным миром) - для усиления защиты природных объектов от воздействия со стороны человека и от его неправомерной деятельности; -
различные отрасли и объекты хозяйственной и военной деятельности - для зашиты природы от техногенной, или производственной, деятельности; -
деятельность в определенных регионах, на особых территориях и в специально охраняемых зонах (например, на Байкале, Белом озере, на территориях Крайнего Севера, Прикарпатья. Волжского бассейна, в акваториях Черного и Азовского морей); -
объекты в населенных пунктах; здесь действуют градостроительные, планировочные, санитарно-эпидемиологические нормы и правила?
Подумаем вместе о том...
...Не остаются ли экологические требования «вещью в себе», пустыми декларациями, так как в повседневной жизни мы часто видим их нарушения (оранжевый дым из труб химических предприятий, нефтяные пленки на воде, свалки мусора вне мест, отведенных для этой цели)?
К сожалению, часто на этот вопрос можно дать положительный ответ, потому что кое-кто из руководителей предприятий сознательно идет на нарушения экологических требований чтобы не тратить средств на системы очистки. Органы государственного, ведомственного и производственного контроля не выполняют своих обязанностей. Что же касается деятельности воинских частей и подразделений, то здесь часто просто нет средств на внедрение систем очистки, особенно сточных вод. Организовать же уборку территорий от производственного и бытового мусора может любой командир части. Еще лучше, если каждый военнослужащий будет аккуратно складировать мусор в специально отведенных местах. Ведь каждый из нас ежедневно оставляет после себя 2-3 килограмма бытового и 1-1,5 килограмма производственного мусора в виде твердых отходов.
Вопросы и задания:
1. Проведите экскурсию по территории военного городка и району дислокации воинской части и попытайтесь выяснить, где же нарушаются экологические требования и кто несет за это ответственность. Начнем с казармы, перейдем к столовой, обойдем котельную и складские помещения. Неплохо было бы ознакомиться с территориями автопарка, стрельбища автодрома танкодрома, склада ГСМ и т. п.
2. Какие очистные сооружения и средства очистки используются в вашей воинской части?
3. Как осуществляется хранение и утилизация твердых и жидких бытовых и производственных отходов в вашей воинской части?
4. Интересно, почему американцам сбыт отходов выгоднее, чем их захоронение? Для этого существуют даже специальные биржи отходов. Можно ли пойти по этому пути в нашей стране? Ведь цена захоронения отходов на свалках с каждым годом будет возрастать.
Глава 6
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Основа подготовки воина - его полевая выучка. Поле - академия солдата. Все, изученное и отработанное в классе, в парке, на спортивном городке, нужно для того, чтобы применить полученные знания и навыки в комплексе на полевых занятиях, при выполнении учебно-боевых задач. Комплексное обучение воинов и подразделений наиболее полно реализуется на тактических (тактико-специальных) занятиях и учениях. На тактических занятиях воины овладевают искусством умело и слаженно действовать на марше, в бою, при совершении маневрирования и в ходе преодоления водных преград в обстановке, максимально приближенной к реальной боевой действительности. Именно здесь воплощается принцип «учить войска тому, что необходимо на войне». Но война - это особое состояние общества, особые условия, когда необходимость выполнить боевой приказ с минимальными потерями в личном составе и технике превалирует над другими задачами, в том числе и над задачей сохранения природной среды. Хотя и здесь ни один истинный военачальник не допустит преднамеренного и бесцельного уничтожения природных комплексов. Вполне понятно, что и в ходе полевых занятий по боевой подготовке в мирное время нельзя уподобляться слону в посудной лавке или другому литературному персонажу - тому бурсаку, который похвалялся, что наплевал в кадушку с капустой. Природа легко ранима, но раны ее требуют длительного лечения.
6.1. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И УЧЕНИЯХ
В ходе полевых занятий и учений особо оберегаются водоохранные зоны, заповедники и заказники, природные памятники, сельскохозяйственные и лесные угодья, водоочистные сооружения, плотины, дамбы.
Передвижения подразделений на местности. Каждое полевое занятие связано с передвижениями в пешем порядке, на автомобилях и боевых машинах. Начиная с выхода на занятия из военного городка и кончая действиями на местности, все связано с перемещениями: отработка учебных вопросов, сбор подразделений и возвращение их в пункт дислокации. В зависимости от состояния погоды и местности передвижения совершаются либо в пешем порядке, либо на машинах. При этом следует придерживаться следующих выработанных и установленных правил: