Файл: Учебное пособие для солдат и сержантов. М. Воениздат. 2003. 112 с. Учебное пособие разработано на основе положений Закона рф Об охране окружающей среды.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 820
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИИ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
1.2. ПРИРОДА И ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
2.1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
2.2. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НОРМАТИВАХ КАЧЕСТВА
2.4. ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2.5. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ И ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
3.2. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ВОЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
3.3. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОЕННОМ ОБЪЕКТЕ ПРИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
3.4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ОЧИСТКА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
4.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
4.3. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ
4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ
5 1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ
5.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ С ЯДОВИТЫМИ, АГРЕССИВНЫМИ И ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ
5.3. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ОТ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
6.1. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И УЧЕНИЯХ
6.3. ТРАНСПОРТИРОВКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
6.4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНО-ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Вода - самое распространенное неорганическое вещество на Земле, основа всех жизненных процессов. Загрязняющие вещества из атмосферы и из отходов попадают в воду, значительно сокращая и без того ограниченные запасы пресной воды. Главную опасность в данном случае представляют промышленные, сельскохозяйственные и бытовые сточные воды. К настоящему времени близки к качественному исчерпанию воды полного мирового речного стока, а во многих странах мира они уже исчерпаны. В мировом масштабе основным загрязнителем поверхностных вод суши и Мирового океана являются нефть и нефтепродукты. Поступление нефти в океан достигло 25-30 млн тонн в год. При этом одна тонна нефти загрязняет акваторию площадью 12 кв. километров.
Почва - верхний слой литосферы, обеспечивающий значительную часть процессов взаимодействия между живой и неживой природой. В результате хозяйственной деятельности человека происходит уничтожение почвы, ее загрязнение и изменение состава. Громадные площади буквально погибают при горнопромышленных работах, при строительстве городов, предприятий, при создании водохранилищ, из-за эрозии. Только из-за ускоренной эрозии почв за последнее столетие на планете потеряно 2 млрд гектаров плодородных земель. Эрозия почв стала мировой проблемой.
Таким образом, стремление человека обладать все большими благами привело к возникновению угрозы разрушения среды его обитания вследствие его хозяйственной и иной деятельности.
Военная деятельность относится к экологически опасным видам деятельности. В Вооруженных Силах Российской Федерации имеется большое число потенциально опасных в экологическом отношении военных объектов - таких, как ядерные энергетические установки, ядерные исследовательские реакторы, хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов, хранилища отработанного ядерного топлива, хранилища и склады боеприпасов, вооружения, военной техники, горючего и смазочных материалов, боевых химических веществ. На этих объектах могут происходить аварии, влекущие за собой загрязнение природной среды - атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод, растительности и животного мира. Однако вредное воздействие на окружающую среду оказывают не только экологически опасные объекты, но и все другие объекты, на которых эксплуатируется, хранится и утилизируется вооружение и военная техника (ВБТ), проводится боевая подготовка войск, протекает жизнь и быт личного состава воинских частей и подразделений. Суммарный эффект от деятельности Вооруженных Сил сопоставим с влиянием на природную среду одной из отраслей промышленности среднего масштаба. Следовательно, личный состав Вооруженных Сил должны волновать те же вопросы, что и любого другого жителя планеты, а именно: взаимоотношения с природной средой. А взаимоотношения эти в настоящее время достигли такого состояния, которое подавляющее большинство ведущих ученых и государственных деятелей мирового сообщества определяют как экологический кризис.
Основной признак экологического кризиса на данном этапе развития человеческого общества - резкое качественное изменение биосферы, происшедшее за последние 50 лет.
Более того, на границе второго и третьего тысячелетий новой эры появились признаки перерастания экологического кризиса в экологическую катастрофу, при которой начинаются необратимые процессы разрушения биосферы. Преодолеть создавшуюся ситуацию можно только путем критического пересмотра приоритетов на всех направлениях человеческой деятельности. В рамках тех видов деятельности, без которых люди не могут существовать, следует тщательно продумывать каждый серьезный шаг с учетом необходимости щадящего режима эксплуатации ресурсов природы и задач сохранения здоровья человека.
К решению проблем взаимоотношений человека и природы можно подходить и с технологической, и с гуманитарной позиций. Преобладающая на практике технологическая позиция предусматривает применение ресурсосберегающих технологий, систем очистки и охрану природы с помощью ограничительных и запретительных мер. Гуманитарная позиция ориентируется на формирование экологической культуры как составляющей части общей культуры человека.
Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
Экологическая культура включает в себя экологическое сознание и экологическое поведение. Экологическое сознание - это совокупность экологических и природоохранных представлений человека, а экологическое поведение выражается в конкретных действиях и поступках людей, связанных с воздействием на природную среду в рамках их профессиональной деятельности и в быту.
Формирование экологической культуры человека является задачей общегосударственного значения, что определено Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды». Законом устанавливается система всеобщего, комплексного, непрерывного экологического воспитания и образования, связывающая воедино все звенья учебно-воспитательного процесса - от дошкольных учреждений до послевузовских форм повышения квалификации. Принцип всеобщности и комплексности предполагает вовлечение в этот процесс каждого гражданина страны на протяжении всей его жизни.
Серьезная задача по экологическому образованию и формированию экологической культуры граждан России возлагается на Вооруженные Силы в период прохождения российскими гражданами действительной военной службы. Для приобретения личным составом подразделений необходимых знаний по вопросам экологии, практических навыков в выполнении правил и мер экологической безопасности при исполнении своих должностных и служебных обязанностей, а также для обеспечения их уверенных действий в случае возникновения аварий и катастроф с опасными экологическими последствиями в Вооруженных Силах Российской Федерации организуется экологическая подготовка.
Основной задачей экологической подготовки является овладение военнослужащими минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры, усвоение ими практических навыков бережного отношения к природе, в ходе выполнения учебных и боевых задач, при эксплуатации вооружения и техники, а также в быту.
Военнослужащему, как и любому другому гражданину нашей страны, должно быть совсем не безразлично, в каких условиях проходят его жизнь и служба. Важна его заинтересованность в том, что он лично может сделать не только для сохранения, но и, еще лучше, для приумножения природного наследия, которое нам досталось. Это наследие ныне далеко не в лучшем состоянии, потому что длительное время к природе относились потребительски, черпая из нее, как из кладовой, не задумываясь о последствиях.
Автор надеется, что данное пособие поможет солдатам и сержантам изучить основные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой в процессе прохождения военной службы, будет способствовать формированию у военнослужащих бережного отношения к природе, сознательному соблюдению ими экологических ограничений, и более того - возникновению у них стремления лично участвовать в охране природы и ее защите.
Настоящее учебное пособие является составной частью единого учебного комплекса, разработанного в Управлении начальника экологической безопасности Вооруженных Сил (ВС) Российской Федерации (РФ) для экологической подготовки солдат (матросов) и сержантов (старшин). Помимо данного пособия в состав указанного комплекта входят:
-
учебное пособие для руководителей занятий по экологической подготовке солдат и сержантов ВС РФ; -
типовой учебный план экологической подготовки солдат и сержантов ВС РФ; -
методические рекомендации по организации экологической подготовки солдат и сержантов воинских частей и подразделений ВС РФ.
Глава 1
ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИИ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
На протяжении всей истории своего развития человек стремился разорвать путы, связывающие его с природой. Овладев огнем, он смог пережить ледниковый период, потом приручил животных, начал сеять хлеб. Человек преодолел силу тяжести: ему стали доступны полеты не только над облаками, но и в ближнем космосе. Иначе говоря, человек все время достаточно успешно «покорял» природу, и с каждым годом ему удавались все новые и новые свершения.
Вместе с тем непрерывно росла зависимость человека от природы, так как все, что требовалось для поддержания жизни, он во все больших масштабах черпал из природной кладовой. Этот процесс продолжается, и он будет продолжаться, так как вряд ли в ближайшее время человечество сможет отказаться от использования нефти, угля, газа и других полезных ископаемых, если мы не хотим снова вернуться в каменный век.
1.1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ
Как самостоятельная наука экология сформировалась в XX столетии, хотя факты, составляющие ее содержание, привлекали внимание человека с давних времен. В современном виде экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук: биологией, геологией, физикой, химией, генетикой и др.
Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов или их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология», образованный из двух греческих слов: ойкос - дом, жилище, родина и логос - наука, был предложен немецким биологом Э. Геккелем в 1869 г. и обозначает буквально «изучение собственного дома», или «наука о местообитании».
Экология тесно связана с другими биологическими науками - зоологией и ботаникой. В период становления этих наук основное внимание исследователей было сосредоточено на систематике и строении живых организмов. Но уже в первых сочинениях по флоре описание каждого вида растения стало сопровождаться указанием мест его произрастания. В ходе исследований фауны ученые также пришли к выводу, что образ жизни животного и среда его обитания взаимосвязаны. Очевидно то, что большинство сведений из этих областей одновременно является предметом изучения экологии.
Огромное значение экологии было осознано обществом совсем недавно - когда ввиду постоянно усиливающегося антропогенного воздействия на природную среду со всей очевидностью возникла проблема сохранения жизни на нашей планете, сохранения человеческой цивилизации.
Нельзя бездумно относиться к природе, безжалостно ее эксплуатировать! Человеческое общество может жить и развиваться, только находясь в гармонии с природой. Для этого необходимо знать, как устроена и функционирует природа, как она реагирует на вмешательство человека.
Экология изучает организацию жизни на трех уровнях. Первый уровень охватывает отдельные растения и животных - особи. Любая особь находится под влиянием различных условий окружающей среды, испытывает на себе их воздействие. Одними из главных воздействующих на организм условий являются климатические - температура, влажность, освещенность и др. Кроме того, в существовании наземных животных, особенно обитателей почвы, и в жизни растений важную роль играют физические и химические свойства почвы. Для водных организмов особое значение имеют физические и химические свойства воды как среды обитания.
Раздел экологии, в рамках которого исследуется взаимодействие отдельного организма со средой обитания (образ жизни, поведение, взаимодействие с отдельными элементами окружающей среды и др.), носит название аутэкологии (от греческого аутос - сам).
В реальной жизни, однако, ни один организм не существует вне связи с другими ему подобными организмами, то есть особями того же вида. Как правило, организмы существуют в виде особых группировок - популяций (от латинского популус - народ, население). Взаимодействие организмов в популяции приводит к тому, что у нее появляются собственные свойства, отличные от свойств отдельных особей. Под влиянием многих внешних условий (параметров окружающей среды, качества и количества пищи и др.) популяции меняют численность во времени и пространстве, приобретают свойства накапливать и расходовать вещество и энергию, им свойственны более сложные реакции на изменения среды, чем соответствующие реакции индивидуума.
Раздел экологии, изучающий взаимоотношения между организмом и средой обитания на уровне популяций, носит название демэкологии, или популяционной экологии.
Но и популяция изолированно существовать не может, поскольку нуждается в энергии, веществе, пространстве и других жизненных ресурсах. Поэтому популяция обязательно вступает во взаимоотношения с другими популяциями: популяция хищного животного черпает энергию от популяции травоядного, популяции могут бороться за пространство, пищу и т.п. Однако они могут и помогать друг другу: почвенные животные, перерабатывая мертвое растительное вещество,