Файл: Учебное пособие для солдат и сержантов. М. Воениздат. 2003. 112 с. Учебное пособие разработано на основе положений Закона рф Об охране окружающей среды.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 800
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИИ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
1.2. ПРИРОДА И ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
2.1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
2.2. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НОРМАТИВАХ КАЧЕСТВА
2.4. ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2.5. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ И ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
3.2. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ВОЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
3.3. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОЕННОМ ОБЪЕКТЕ ПРИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
3.4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ОЧИСТКА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
4.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
4.3. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ
4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ
5 1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ
5.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ С ЯДОВИТЫМИ, АГРЕССИВНЫМИ И ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ
5.3. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ОТ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
6.1. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И УЧЕНИЯХ
6.3. ТРАНСПОРТИРОВКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
6.4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНО-ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Общие экологические требования при эксплуатации любых объектов, в том числе и военных, сводятся к следующему:
-
соблюдение технологического режима и выполнение требований по охране природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей среды. Это означает, что деятельность Вооруженных Сил (ВС) в мирных стабильных условиях должна носить безвредный для природы характер; что взятые у природы воздух и воду, растения, животных и полезные ископаемые необходимо использовать наиболее целесообразно и полно, с минимальными отходами. Исчерпаемые ресурсы должны расходоваться экономно, а возобновляемые ресурсы должны своевременно восстанавливаться по принципу «срубил дерево - посади два». Это в полной мере относится и к водным ресурсам, и к почвам, и к животному и растительному миру; -
соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды на основе внедрения экологически безопасных технологий, эффективной работы очистных сооружений, обезвреживания и утилизации отходов; проведение природоохранных и природовосстановительных мероприятий; -
соблюдение установленных специально уполномоченными государственными органами нормативов выбросов и сбросов вредных веществ. Установленные нормативы отражаются в экологическом паспорте воинской части, разрабатываемом на основании приказа Министра обороны 1990 г. № 120; установление санитарно-защитных зон и очистных сооружений для животноводческих подсобных хозяйств с целью исключить загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха; -
соблюдение правил обращения с радиоактивными веществами и исключение превышения установленных допустимых норм радиации; -
запрещение применения токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду и активно воздействующих на организм человека и окружающую среду; -
запрещение применения и разведения биологических объектов, несвойственных природе данного региона, а также запрещение превышения установленных уровней биологического воздействия; -
запрещение превышения нормативов допустимых физических воздействий: уровней производственного и транспортного шума, допустимых вибраций, напряженности электромагнитных полей и иных показателей вредного физического воздействия.
4.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры.
Преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных, общеобразовательных и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм.
В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.
Экологическое воспитание и обучение военнослужащих является составной частью системы всеобщего, комплексного экологического воспитания и образования населения страны. Целью экологического обучения является овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры военнослужащих. Целью экологического воспитания является привитие сознательного подхода, формирование внутренних убеждений, выработка побудительных мотивов, направленных на сохранение здоровой окружающей среды, обеспечивающей благоприятные условия для развития человека и общества.
Экологическое обучение в воинских частях организуется: с солдатами и сержантами - в ротах, батареях, отдельных взводах; с прапорщиками - в полку, батальоне (дивизионе); с офицерами - в полку, отдельном батальоне (дивизионе). С населением военного городка проводится эколого-просветительская работа.
Планирование экологического обучения в Вооруженных Силах осуществляется на основании приказа Министра обороны 2000 г. № 180 «О развитии системы экологического обучения и воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации», в котором установлено количество учебного времени, отводимого на экологическую подготовку, и даны соответствующие типовые программы для всех категорий обучаемых.
В содержательной части программ экологического обучения отражаются особенности районов дислокации, учитываются подготовленность и укомплектованность подразделений личным составом, специфика предназначения и решаемых боевых задач.
Наиболее перспективным и эффективным методом реализации целей и задач экологического обучения является экологизация (включение вопросов экологической подготовки в тематику занятий по другим дисциплинам) всего учебно-воспитательного процесса, компенсирующая недостаток учебного времени, которое отводится непосредственно на экологическую подготовку. Суть экологизации учебного процесса заключается в акцентировании моментов и явлений экологического характера в ходе проведения занятий по другим предметам обучения. При этом особенно наглядным и доступным для понимания методом является подчеркивание положительных или негативных с точки зрения экологии моментов при проведении занятий на тех объектах воинской части, которые являются источниками загрязнения окружающей среды (парки, пункты заправки топливом, пункты технического обслуживания и ремонта, мастерские, склады, котельные, работающая военная техника и т. п.), а также на полевых занятиях и учениях.
На полевых занятиях и учениях особенно важно оберегать водоохранные зоны, заповедники и заказники, природные памятники, сельскохозяйственные и лесные угодья, водоочистительные сооружения, плотины, дамбы.
При передвижениях, оборудовании и маскировке позиций, развертывании командных пунктов, полевых лагерей и других объектов нельзя занимать места на особо охраняемых территориях, рубить и ломать деревья, портить почвенный слой, допускать утечки горючего и смазочных материалов; при убытии из района занятий необходимо закопать окопы, траншеи, ямы, убрать мусор и вывезти его в специально отведенные для этого места. Запрещается нарушать требования безопасности при применении взрывоопасных, пожароопасных, сильнодействующих ядовитых веществ, нейтральных дымов и имитационных средств.
Экологизация учебно-воспитательного процесса должна быть непосредственно связана с экологизацией всей жизни и деятельности воинской части (подразделения); это - важнейшее направление гармонизации взаимоотношения военного объекта с окружающей средой. В системе экологического образования существенно и важно достигать понимания того, для каких целей осуществляется подготовка различных категорий специалистов.
В формировании экологической культуры военнослужащих важнейшая роль отводится процессу непрерывного воинского воспитания, то есть преднамеренного, организованного и систематического формирования у воинов качеств, необходимых для выполнения воинского долга.
В едином учебно-воспитательном процессе экологическое обучение выступает как составная часть обучения воинского, а экологическое воспитание является органичным элементом воспитания воинского. Основные задачи воинского воспитания решаются в процессе плановых теоретических и практических занятий; исходя из этого, настоящей школой экологического воспитания являются практические занятия, особенно полевые, и учения. Большое воспитательное воздействие на военнослужащих оказывает весь уклад воинской жизни, вырабатывающий у воинов привычку быть собранным, внимательным, точным, исполнительным, постоянно готовым к немедленным действиям. Это обстоятельство значительно облегчает процесс формирования экологической культуры военнослужащих. Благотворное влияние оказывает также личный пример офицеров и прапорщиков в соблюдении требований природоохранного законодательства.
Серьезную роль в формировании экологической культуры играет активная пропаганда экологических знаний, навыков бережного отношения к природе, естественного стремления сохранить чистоту живой природы. Пропаганда экологических знаний осуществляется с использованием всех форм и методов, непрерывно и во всех звеньях военной организации. Основными методами пропагандистско-просветительной работы в воинских частях и подразделениях являются: устная пропаганда (лекции, доклады, устные журналы, беседы, собрания, митинги), наглядная пропаганда (стенды, фотоальбомы, боевые листки, световые газеты, выставки, диафильмы и др.), пропаганда с применением средств массовой информации (кинофильмов, радио, телевидения, газет, журналов и т. п.).
По своим сюжетам и содержанию воспитательно-пропагандистские материалы, созданные на местном материале, обладают самым сильным воспитательным воздействием на всех военнослужащих, гражданский персонал и членов их семей.
Основным методом экологического образования населения военного городка является просветительская работа. Суть ее заключается в раскрытии связи между качеством окружающей среды и состоянием здоровья человека. Важнейшим источником соответствующих сведений и знаний являются средства массовой информации, технические средства пропаганды, а также агитационно-массовая работа, проводимая наиболее подготовленными пропагандистами непосредственно среди населения.