Файл: Конспект индивидуальногогруппового коррекционноразвивающего занятия 9.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Было экспериментально доказано, что приобщение к социальной жизни оказывает влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.
В стране изменилась политическая ситуация. Это обстоятельство оказало влияние и на изменение методологических подходов к воспитанию подрастающего поколения. Показателем изменений стала предложенная педагогами и психологами (Л.А. Венгер, В.А. Петровский, Н.Я. Михайленко, Л.А. Парамонова и др.) личностно-ориентированная модель воспитания. Она послужила фундаментом для новой концепции дошкольного воспитания. Личностно-ориентиро- ванная модель воспитания ознаменовала поворот к развитию личности ребенка.
Таким образом, с одной стороны, изменившаяся идеология позволила смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, расширить ее границы, выйдя за пределы общественной жизни взрослых людей в нашем государстве. С другой — появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с социальным миром, что привело к выходу на более глобальную проблему — социализацию личности ребенка.
Психолого-педагогические условия познавательного развития дошкольника
В развитии мышления ребенка следует обеспечивать гармоническое сочетание его мотивационных и операционных компонентов. Формирование мотивационных компонентов связано с удовлетворением и развитием познавательных потребностей малыша. Общими условиями формирования у ребенка познавательной мотивации являются демократический стиль воспитания (Ли-Сина М. И.), положительное, теплое, интимное, эмоционально окрашенное и выразительное отношение взрослого (В. К. Котирло), диалогическое общение с ним. Создание атмосферы доброжелательности, откровенности, эмоциональной приподнятости, радости в общении дошкольника со взрослым способствует детской инициативе и самостоятельности. Отношение взрослого к детским вопросам во многом предопределяет дальнейшее развитие мышления. Ответы на них должны стимулировать мышление ребенка, развивать его самостоятельность, познавательную активность.
Адекватным педагогическим приемом является организация совместного со взрослым или сверстниками поиска ответов в процессе экспериментирования, рассуждения, наблюдения. Взрослому важно проявить терпение и понимание необычных объяснений, которые дает дошкольник, поддерживая его стремление проникнуть в сущность предметов и явлений, установить причинно-следственные связи, узнать скрытые свойства.
Например, для развития любознательности в раннем возрасте рекомендуются рисунки типа "Чем отличаются?", "Что изменилось?", "Путанины". Для младших дошкольников могут быть использованы задачи, решение которых требует активных преобразований обследуемых предметов: лабиринты, мозаики, конструкторы. Ребенок при поддержке взрослого составляет загадки, неразберихи. Старшие дошкольники охотно включаются в детское экспериментирование. Вот ребенок 5-ти лет играет в "морской бой" - пускает быстро тонущие бумажные челноки. Ребёнка это не удовлетворяет. Важно чтобы взрослый поддержал ее активность на устранение нежелательных качеств челнока, вместе с ребенком подумал, почему это происходит и как можно их улучшить: использовать более плотную бумагу, или разместить челнок на пенопластовом днище, или выложить его фольгой. Чем
больше предложений подаст ребенок, тем лучше он овладеет поисковыми действиями.
Другой стороной формирования мышления выступает вооружение детей знаково-символическими средствами решения мыслительных задач. Необходимо работать над развитием операций мышления, чему способствуют задания на сравнение, обобщение, анализ в работе с художественной литературой, при организации наблюдений или специальных занятий. С этой целью используют конструирование по образцу, по условиям, по замыслу; дидактические настольные игры. Для старших дошкольников рекомендуются упражнения с использованием предметного материала. В частности, развитию взаимосвязанных операций обобщения и конкретизации способствуют следующие упражнения.
1. Назвать предметы на каждой из карточек одним словом. Предлагаем детям карточки с изображением разных тарелок (глубокая, мелкая, большая, маленькая), столов (обеденный, письменный, игрушечный) и т.д.
2. Распределить карточки с рисунками предметов (например, мак, дуб, гвоздика, роза, береза, голубь, елка, воробей, василек, синица) до табличек с обобщающим изображением (цветов, деревьев и птиц).
3. Карточки – мяч, сумка, пальто, тетрадь, пенал, кукла, ручка, мишка, шапка – разложить на соответствующие полочки шкафа с названиями "Одежда", "Учебные принадлежности", "Игрушки".
4. Рисунок с двумя кругами. В синем – яблоки и груши; в красном – ромашки и маки. Назвать одним словом, изображенным в каждом круге.
5. Назвать одним словом группу рисунков: а) мак, ромашка роза; б) чашка, тарелка, миска; в) стол, стул, шкаф; г) платье, брюки, рубашка; д) липа, береза, клен; е) морковь, капуста, свекла; ж) кукла, мишка, мячик, машина.
6. Карты с соответствующими изображениями. Ответить и показать:
а) какие игрушки ты знаешь; б) какие цветы ты знаешь; г) названия разной посуды (животных, растения, овощи, фрукты, учебные принадлежности).
Для формирования операции группировки по одному признаку (дети ранешнего возраста) рекомендуются следующие упражнения.
1. Набор различных геометрических фигур двух цветов и двух размеров распределить: а) по цвету; б) по форме; в) по размеру.
2. Разложить карточки: животные – дикие и домашние, взрослые и маленькие; растения – цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды.
3. Подобрать соответствующие карточки к рисункам, где: а) изображена девочка с пустым портфелем, который следует заполнить; б) девочка сидит за столом, на котором хлеб, бутылка с молоком, а посуды нет.
Формированию операции группировки по двум признакам (дети 3-7 лет) способствуют следующие упражнения.
Оборудование: геометрические тела, разные по цвету и форме (красные и синие кубы и бруски); по цвету и размеру (красные и синие, большие и маленькие бруски). Нужно их разложить: а) по цвету и форме;
б) по цвету и размеру. Образуются группы: а) красные кубы; красные бруски, большие и маленькие; синие кубы, синие бруски, большие и маленькие; б) большие красные бруски; большие синие бруски; маленькие красные бруски; маленькие синие бруски.
Развитию обобщения способствуют упражнения-загадки на установление названия предмета по его признакам. Например, можно спросить малыша: "Какой это предмет? Гладкое, стеклянное, у него смотрят, оно отражает?", или "Что это – продолговатый, зеленый, растет на поле? Белый, сладкий, жесткий?"
Активизируют поисковые способности ребенка задачи с неоднозначным решением. Спрашиваем ребенка: "Что это может быть - желтое, сочное, душистое?" (дыня, груша), или "Что это - продолговатый, круглый, пишет?" (карандаш, фломастер). "Коричневый, круглый, блестящий?" (пуговица, каштан). После того, как малыш предложит несколько вариантов ответа, спрашиваем "Что добавить к признакам, чтобы был один ответ?".
Развитию мышления способствует прогресс ребенка в овладении речью, расширение его жизненного опыта. Следует оговориться, что механическое запоминание разнообразной информации, фрагментарной и хаотической, копирование взрослых рассуждений не благоприятно для развития мышления дошкольника. Главное – формировать мышление, направленное на освоение ребенком окружающей среды, как составляющую развития творческого отношения ребенка к действительности (М. Н. Поддьяков).
ВЫВОДЫ о психолого-педагогических условиях развития мышления дошкольника:
- в развитии мышления следует обеспечивать гармоническое сочетание его мотивационных и операционных компонентов.
- общими условиями формирования познавательной мотивации есть демократический стиль воспитания ребенка;
- развитию операций мышления способствуют задания на сравнение, обобщение, анализ в работе с художественной литературой, при организации наблюдений, специальных занятий;
- в формировании операций мышления рекомендуются особые упражнения с внедрением предметного материала;
- формирование мышления должно быть направлено на освоение ребенком окружающей среды в контексте развития творческого отношения ребенка к действительности.
В стране изменилась политическая ситуация. Это обстоятельство оказало влияние и на изменение методологических подходов к воспитанию подрастающего поколения. Показателем изменений стала предложенная педагогами и психологами (Л.А. Венгер, В.А. Петровский, Н.Я. Михайленко, Л.А. Парамонова и др.) личностно-ориентированная модель воспитания. Она послужила фундаментом для новой концепции дошкольного воспитания. Личностно-ориентиро- ванная модель воспитания ознаменовала поворот к развитию личности ребенка.
Таким образом, с одной стороны, изменившаяся идеология позволила смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, расширить ее границы, выйдя за пределы общественной жизни взрослых людей в нашем государстве. С другой — появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с социальным миром, что привело к выходу на более глобальную проблему — социализацию личности ребенка.
Приложение 2
Психолого-педагогические условия познавательного развития дошкольника
В развитии мышления ребенка следует обеспечивать гармоническое сочетание его мотивационных и операционных компонентов. Формирование мотивационных компонентов связано с удовлетворением и развитием познавательных потребностей малыша. Общими условиями формирования у ребенка познавательной мотивации являются демократический стиль воспитания (Ли-Сина М. И.), положительное, теплое, интимное, эмоционально окрашенное и выразительное отношение взрослого (В. К. Котирло), диалогическое общение с ним. Создание атмосферы доброжелательности, откровенности, эмоциональной приподнятости, радости в общении дошкольника со взрослым способствует детской инициативе и самостоятельности. Отношение взрослого к детским вопросам во многом предопределяет дальнейшее развитие мышления. Ответы на них должны стимулировать мышление ребенка, развивать его самостоятельность, познавательную активность.
Адекватным педагогическим приемом является организация совместного со взрослым или сверстниками поиска ответов в процессе экспериментирования, рассуждения, наблюдения. Взрослому важно проявить терпение и понимание необычных объяснений, которые дает дошкольник, поддерживая его стремление проникнуть в сущность предметов и явлений, установить причинно-следственные связи, узнать скрытые свойства.
Например, для развития любознательности в раннем возрасте рекомендуются рисунки типа "Чем отличаются?", "Что изменилось?", "Путанины". Для младших дошкольников могут быть использованы задачи, решение которых требует активных преобразований обследуемых предметов: лабиринты, мозаики, конструкторы. Ребенок при поддержке взрослого составляет загадки, неразберихи. Старшие дошкольники охотно включаются в детское экспериментирование. Вот ребенок 5-ти лет играет в "морской бой" - пускает быстро тонущие бумажные челноки. Ребёнка это не удовлетворяет. Важно чтобы взрослый поддержал ее активность на устранение нежелательных качеств челнока, вместе с ребенком подумал, почему это происходит и как можно их улучшить: использовать более плотную бумагу, или разместить челнок на пенопластовом днище, или выложить его фольгой. Чем
больше предложений подаст ребенок, тем лучше он овладеет поисковыми действиями.
Другой стороной формирования мышления выступает вооружение детей знаково-символическими средствами решения мыслительных задач. Необходимо работать над развитием операций мышления, чему способствуют задания на сравнение, обобщение, анализ в работе с художественной литературой, при организации наблюдений или специальных занятий. С этой целью используют конструирование по образцу, по условиям, по замыслу; дидактические настольные игры. Для старших дошкольников рекомендуются упражнения с использованием предметного материала. В частности, развитию взаимосвязанных операций обобщения и конкретизации способствуют следующие упражнения.
1. Назвать предметы на каждой из карточек одним словом. Предлагаем детям карточки с изображением разных тарелок (глубокая, мелкая, большая, маленькая), столов (обеденный, письменный, игрушечный) и т.д.
2. Распределить карточки с рисунками предметов (например, мак, дуб, гвоздика, роза, береза, голубь, елка, воробей, василек, синица) до табличек с обобщающим изображением (цветов, деревьев и птиц).
3. Карточки – мяч, сумка, пальто, тетрадь, пенал, кукла, ручка, мишка, шапка – разложить на соответствующие полочки шкафа с названиями "Одежда", "Учебные принадлежности", "Игрушки".
4. Рисунок с двумя кругами. В синем – яблоки и груши; в красном – ромашки и маки. Назвать одним словом, изображенным в каждом круге.
5. Назвать одним словом группу рисунков: а) мак, ромашка роза; б) чашка, тарелка, миска; в) стол, стул, шкаф; г) платье, брюки, рубашка; д) липа, береза, клен; е) морковь, капуста, свекла; ж) кукла, мишка, мячик, машина.
6. Карты с соответствующими изображениями. Ответить и показать:
а) какие игрушки ты знаешь; б) какие цветы ты знаешь; г) названия разной посуды (животных, растения, овощи, фрукты, учебные принадлежности).
Для формирования операции группировки по одному признаку (дети ранешнего возраста) рекомендуются следующие упражнения.
1. Набор различных геометрических фигур двух цветов и двух размеров распределить: а) по цвету; б) по форме; в) по размеру.
2. Разложить карточки: животные – дикие и домашние, взрослые и маленькие; растения – цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды.
3. Подобрать соответствующие карточки к рисункам, где: а) изображена девочка с пустым портфелем, который следует заполнить; б) девочка сидит за столом, на котором хлеб, бутылка с молоком, а посуды нет.
Формированию операции группировки по двум признакам (дети 3-7 лет) способствуют следующие упражнения.
Оборудование: геометрические тела, разные по цвету и форме (красные и синие кубы и бруски); по цвету и размеру (красные и синие, большие и маленькие бруски). Нужно их разложить: а) по цвету и форме;
б) по цвету и размеру. Образуются группы: а) красные кубы; красные бруски, большие и маленькие; синие кубы, синие бруски, большие и маленькие; б) большие красные бруски; большие синие бруски; маленькие красные бруски; маленькие синие бруски.
Развитию обобщения способствуют упражнения-загадки на установление названия предмета по его признакам. Например, можно спросить малыша: "Какой это предмет? Гладкое, стеклянное, у него смотрят, оно отражает?", или "Что это – продолговатый, зеленый, растет на поле? Белый, сладкий, жесткий?"
Активизируют поисковые способности ребенка задачи с неоднозначным решением. Спрашиваем ребенка: "Что это может быть - желтое, сочное, душистое?" (дыня, груша), или "Что это - продолговатый, круглый, пишет?" (карандаш, фломастер). "Коричневый, круглый, блестящий?" (пуговица, каштан). После того, как малыш предложит несколько вариантов ответа, спрашиваем "Что добавить к признакам, чтобы был один ответ?".
Развитию мышления способствует прогресс ребенка в овладении речью, расширение его жизненного опыта. Следует оговориться, что механическое запоминание разнообразной информации, фрагментарной и хаотической, копирование взрослых рассуждений не благоприятно для развития мышления дошкольника. Главное – формировать мышление, направленное на освоение ребенком окружающей среды, как составляющую развития творческого отношения ребенка к действительности (М. Н. Поддьяков).
ВЫВОДЫ о психолого-педагогических условиях развития мышления дошкольника:
- в развитии мышления следует обеспечивать гармоническое сочетание его мотивационных и операционных компонентов.
- общими условиями формирования познавательной мотивации есть демократический стиль воспитания ребенка;
- развитию операций мышления способствуют задания на сравнение, обобщение, анализ в работе с художественной литературой, при организации наблюдений, специальных занятий;
- в формировании операций мышления рекомендуются особые упражнения с внедрением предметного материала;
- формирование мышления должно быть направлено на освоение ребенком окружающей среды в контексте развития творческого отношения ребенка к действительности.