Файл: Условия подготовки школьной реформы 9 воспитательные воззрения екатерины ii 9.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
§1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II
§2. ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ В РОССИИ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗ СОСЛОВНЫХ ПРЕГРАД
§ 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II (1782-1786 ГГ.)
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ В СИБИРИ.
§ 1. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ В УЧИЛИЩАХ СИБИРИ
§ 2. УЧИТЕЛЯ ГЛАВНЫХ И МАЛЫХ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ СИБИРИ
§2. ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ В РОССИИ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗ СОСЛОВНЫХ ПРЕГРАД
Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Значение этой реформы очень высоко, ведь речь шла о создании общероссийской системы образовательной школы. Но одна из «частных» комиссий Уложенной комиссии получила задание разрабатывать план системы народного просвещения46. Екатерина направила членам этой «Частной комиссии об училищах и призрения требующих» специальную инструкцию, в которой указывала, что, поскольку домашнее образование поручено вниманию другой «частной» комиссии, их задача — заниматься системой организации начального, среднего и высшего образования, призванного готовить детей обязанностям будущих членов общества . Инструкция предусматривала открытие начальных училищ в городах и селах, в которых будут давать элементарное образование, и в частности, учить детей грамоте «попеременно из церковных книг и из тех книг, которые законодательство содержат»47.
Прежде всего «Частной комиссии об училищах» было поручено объединить и сопоставить все, относящееся к образованию в депутатских наказах от различных сословий и учреждений. Таких упоминаний оказалось немного, но там, где они были, со страниц наказов вставала мрачная картина положения дел с образованием в провинции. Во многих наказах звучало предупреждение: дворяне не смогут служить государству, если оно не позаботится об их образовании48. Дворянство жаловалось на то, что неграмотные дети бедных дворян, неспособных оплатить обучение сыновей в столичных училищах, вынуждены записываться в армию простыми солдатами. На недостаток школ сетовали и горожане, но, кажется, они не были так уверены, что именно государство должно их учреждать49. Меньше всего говорилось об образовании для крестьян, хотя несколько учреждений местного управления, несколько дворян, епископ и некоторые крестьянские депутаты предлагали открывать хотя бы на зиму приходские школы для крестьянских детей 5-12 лет. «Частная» комиссия приступила к работе в мае 1768 года и обратилась
, к примеру, английских университетов, прусской системы народного просвещения и «ирландских школ»50. Она также изучила различные проекты первой екатерининской комиссии по образованию. Однако к тому времени, когда деятельность этой подкомиссии окончательно заглохла в 1771 году никакого документа, пригодного к представлению государыне в качестве законченного проекта, она так и не составила. Но если за десять лет поиски модели системы просвещения плодов не принесли, то Екатерина достигла некоторого прогресса в выработке принципов обучения, а также учредила несколько учебных заведений и реорганизовала другие, где эти принципы могли применяться на практике51.
Во второй половине XVIII века прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. С точки зрения сословных понятий и интересов второй половины XVIII века каждое сословие должно было обладать некоторым кругом общего образования, связанного с известными профессиональными элементами, соответственно материальным интересам данного сословия: образование крестьянства не должно было выходить из узких рамок элементарного обучения; мещанству и разночинцам уделялось преимущественно низшее и среднее образование, но не закрывался доступ и к образованию высшему в некоторых его отраслях52.
Следовательно, система сословного образования не предполагала абсолютную изолированность дворянства, мещанства и крестьянства. Но все сословия как бы распределялись по отдельным ступеням единого общего образования. Низшие ступени признавались одинаково доступными для всех сословий; на средних ступенях уже не оказывалось места крестьянству, на ступенях высших доминирующее положение принадлежало только дворянству53.
Идея создания системы сословных училищ, принадлежавшая Г. Н. Теплову, заключалась в разделении всех общеобразовательных учреждений на «училища для ученых людей», военные училища, гражданские училища, купеческие училища, «нижние училища» и «училища для иноверцев»54.
Что касается постановки образования в деревне, то комиссия предлагала ввести обязательное обучение всего мужского населения с 8 до 12 лет. Ученье должно проходить в течение 8 месяцев в году по особо составленному руководству. К изучению рекомендовались церковная и гражданская азбука, некоторые молитвы, краткий катехизис и изложение обязанностей крестьян. По желанию родителей обучаться в школе могли и девочки
55.
В учителя назначались дьяконы и дьячки, допускались и светские преподаватели. Надзор за деятельностью школ поручался священникам, а главное управление предоставлялось архиерею совместно с губернатором, на местах - дворянам, выбранным уездным дворянством. В каждом селе и в больших деревнях должна быть построена школа с таким расчетом, чтобы на каждые 100-250 семей было по одной школе. Постройка училищных домов и содержание школы относились на счет прихожан56.
Приблизительно так же должны были быть организованы и низшие городские школы. Здесь предусматривалось и обязательное обучение девочек. Мальчики должны обучаться чтению и письму, а девочки только чтению. Для городов, в которых не было средних учебных заведений, находили необходимым учредить арифметические школы. Что касается иноверцев, то комиссия находила нужным устроить особые училища для оседлых иноверцев, в которых преподавание велось бы особым образом, с учетом их обычаев и верований, и где учителями были бы исключительно их соплеменники. Проекты училищной комиссии остались неосуществленными57. По-видимому они не удовлетворяли Екатерину II поскольку ни один из проектов не получил реализации.
В предложенной системе ясно отразилась тенденция к развитию неоднородности воспитательного идеала человека, характерная для России после петровских реформ. Для всех сословий были определены цели воспитания в соответствии с их социальным предназначением и положением.
В части школьного образования за основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные58.
На самом деле в низших училищах - школах, организованных светской властью и церковью при приходах, на практике предусматривалось реализовывать прежний патриархально-православный подход: «Книга, по которой земледельческие дети в приходских школах обучаться обязаны, должна содержать в себе такое только учение, которое делало бы поселян сведущими в христианском законе, добродетельными и трудолюбивыми. Следовательно, должны в ней содержаться следующие части: 1) российская азбука со складами церковной и гражданской печати, притом исчисление буквами и цифрами; 2) короткие утренние и вечерние молитвы и молитвы перед обедом; катехизис; 4) христианские добродетели, состоящие в должности подданных государю, в беспрекословном повиновении государственным указаниям, в почитании и послушании господ своих и других установленных властей и в должности к самому себе и ближнему».
В 1775 году началась реформаторская деятельность. Указом от 7 ноября императрица Екатерина II утверждает «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», где статьёй 384 впервые определяется статус народных школ: «В рассуждении народных школ, Приказ Общественного Призрения долг иметь стараться, чтоб оныя были установлены во-1. По всем городам, а потом в тех многолюдных селениях, кои подсудны Верхней Расправе, для всех тех, кои добровольно пожелают обучаться в оных (в чем однако же не чинить никому принуждения, но отдать на волю родителей отдавать детей в школу, или оставлять их дома); 2. Чтоб неимущие могли учиться без платежа, а имущие за умеренную плату59; 3. Учение в народных школах имеет на первый случай состоять в научении юношества грамоте, рисовать, писать, арифметике, детей же Греко-Российского исповедания учить катихизису, для познания оснований Православныя веры, толкованию десяти заповедей Божьих, для укоренения нравоучения всеобщего60; 4. во всякой школе надлежит иметь смотрение, дабы горницы были чисты, и всякий день выметаны, и воздух в них переменялся открытием окон летом во весь день, а зимою всякий день на короткое время, дабы дети от духоты в горницах не претерпели в здоровье своем повреждения. Учение производиться иметь всякий день, выключая воскресные и табельные дни, но не более двух часов сряду поутру, да двух часов сряду после обеда для одних детей одной науке, по средам же и по субботам после обеда дается отдохновение. 6. учителям запрещается телесное наказание. 7. Приказ Общественного Призрения имеет прилежное попечение, чтоб учители и школы все определенное получали повсюду исправно, нерадивых же и неисправных учителей, по рассмотрению жалоб, сменяет и определяет на место их радетельных и исправных»61.
Таким образом, следует обратить внимание, что народные школы входят в предмет ведения светского органа власти, Приказа общественного призрения. Появляется новое течение в педагогике, которое характеризуется индивидуальным отношением к каждому ребенку, его уникальности, стремлением к всестороннему развитию человека в атмосфере уважения и самоуважения, учтивости62.
В основу формирования новой системы образовательных учреждений была положена австрийская модель. В этом уставе, утвержденном 6 декабря 1775 года, были изложены основания новой системы. Народные школы подразделялись на элементарные, средние, в которых сверх первоначальных предметов, преподавались латинский язык, рисование, межевание, основания земледелия, географии, истории. Во всех школах вводился новый метод преподавания: одновременное занятие со всеми учениками в классе и катехизация; из дисциплинарных правил изгонялись некоторые позорящие и вредные для здоровья наказания. Частное
обучение должно было подчиняться методе, принятой в правительственных школах. «Домашние» учители обязывались держать экзамен в учительской семинарии или главной школе. Каждая школа управлялась своим попечителем или наблюдателем, а несколько школ – главным попечителем. Главное управление начальным народным образованием сосредоточено было в Вене в учреждении, при котором состояла главная учительская семинария63.
В 1782 году Екатерина назначила «Комиссию по учреждению народных училищ» во главе с сенатором П.В. Завадовским. В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений который был использован в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786г.). Начальные или народные школы имеют своею задачею сообщение основных первоначальных знаний, необходимых каждому, как человеку и члену общежития. Утверждалось, что воспитание следует начинать с малолетства. В апреле 1782 г. в статье 83 Устава Благочиния предписывалось городским властям в каждой части города иметь «народную школу безденежную». Народные училища были предусмотрены для детей обоего пола, но большинство учащихся – свыше 90 % – составляли мальчики64.
Незначительное число учениц в народных училищах объяснялось традициями, согласно которым для женщин – будущих матерей и домашних хозяек образование представлялось излишней роскошью65. Однако именно в конце XVIII века эти стереотипы стали ломаться.
В трудах комиссии самое деятельное участие принимает видный деятель русской государственной педагогики Фёдор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814 гг.), который проработал в России в области народного просвещения более 20 лет66.
Комиссии было поручено: составить учебные книги, сочинить план народных училищ и их устройство, завести школы во всей империи, начиная с Петербургской губернии, и приготовить способных учителей. По учебному плану, выработанному Янковичем и принятому комиссией, все народные училища разделялись на 3 разряда: малые, с 2 классами, средние, с 3 классами, и главные, с 4 классами и 5 годами обучения.
В малых училищах предполагалось обучать Закону Божию, чтению, письму, начаткам грамматики, рисованию, арифметике и читать книгу: «О должностях человека и гражданина». В средних училищах первые 2 класса составляли малое училище, а в третьем преподавались67: пространный катехизис, священная история, христианское нравоучение, объяснение Евангелия, арифметика, грамматика, всеобщая русская история и краткая география. В главных училищах к