Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное агенство по образованию государственное образовательное учреждение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог
2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог
2.2. Проектирование элементов поперечного профиля улиц и дорог
4.1 Задачи дорожно-эксплуатационной службы
4.2. Надзор за дорожными одеждами
Л.В. Юдина
Городские улицы и дороги
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Л.В. Юдина
ГОРОДСКИЕ УЛИЦЫ И ДОРОГИ
Ижевск 2009
УДК: 625.731
Ю16
Рецензенты: В.А. Кириченко, гл. инженер
ГУП "Автодормостпроект"
Н. И. Невзоров, профессор
Ижевского государственного технического университета
Юдина Л.В.
Ю16 Городские улицы и дороги: учебное пособие. – Ижевск: издательство ИжГТУ, 2009. – с., с илл.
В учебном пособии приведены основные сведения о городских улицах и дорогах. Рассматриваются вопросы проектирования, строительства и эксплуатации городской дорожной сети. Рассмотрены транспортно-эксплуатационные качества покрытий, основные направления повышения их долговечности.
Пособие предназначено для студентов специальностей "Городское строительство и хозяйство", «Проектирование зданий», «Организация и безопасность движения»
Табл. , ил. , библ.
УДК: 625.731
© Юдина Л.В., 2009
Оглавление
Глава 1. Общие сведения о городских улицах и дорогах.
-
Дорожно-уличные сети. -
Элементы и оборудование городских улиц и дорог. -
Пересечение улиц и дорог.
Глава 2. Проектирование городских улиц и дорог.
2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог.
2.2. Проектирование элементов поперечного профиля городских улиц и дорог.
2.3. Проектирование улиц и дорог в плане.
2.4. Проектирование конструктивных элементов городских улиц и дорог.
2.5. Проектирование водостоков.
2.6. Реконструкция городских улиц и дорог.
Глава 3. Строительство городских улиц и дорог.
3.1. Подготовительные работы.
3.2. Возведение земельного полотна.
3.3. Строительство дорожных одежд: устройство подстилающего слоя.
3.4. Устройство дорожных оснований.
3.5. Устройство дорожных покрытий.
Глава 4. Эксплуатация городских дорог.
-
Задачи дорожно-эксплутационной службы. -
Надзор за дорожными одеждами. -
Ремонт дорожных покрытий и оснований. -
Содержание улиц и дорог.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
И
з различных видов городского транспорта наибольшее развитие получил автомобильный транспорт. Быстрый рост автомобильного транспорта характерен для всех стран мира. Если к концу XIX века автомобильный парк земного шара насчитывал всего 11 тысяч автомобилей, то к 1908 году (через 7-8 лет) он вырос до 290 тысяч (увеличение в 26 раз), к 1914 году – 1.8 млн., 1929 – 31 млн., 1970 – 130 млн. автомобилей. Для нормальной работы городского транспорта нужна развитая сеть улиц и дорог. В связи с непрерывным совершенствованием автомобильного транспорта (повышение скорости, грузоподъемности и т.п.) требования к автомобильным дорогам также повышаются.
Рис. 1. Уровень автомобилизации в мире
Р
ис. 2. Темпы роста количества автомашин по видам в России
В начале развития колесного транспорта единственными дорогами являлись грунтовые, которые в дождливую погоду становились малопригодными для движения. Поэтому уже в древние века проезжие части дорог, особенно в городах, укрепляли деревянными или каменными материалами. Деревянные настилы, торцовые мостовые устраивались из деревянных коротышей круглой, прямоугольной или шестигранной формы, каменные покрытия – из плит или гравия, щебня. Каменные мостовые (брусчатые, мозаиковые, булыжные) сохранились до наших дней. Их применяют и сейчас – при реконструкции старинных архитектурных памятников.
Увеличение скоростей на дорогах потребовало более ровных и в тоже время прочных покрытий, более индустриальных. Так пришли цементобетонные и асфальтобетонные покрытия. Меняются требования к планировке улиц и площадей: расширяются проезжие части, уменьшаются продольные уклоны, увеличиваются радиусы закруглений, осуществляются пересечения в разных уровнях, совершенствуются способы регулирования движения.
Особенности городских дорог по сравнению с дорогами общей сети заключаются в следующем:
-
наличие застройки и подземных сооружений, влияющих на водно-тепловой режим земляного полотна; -
расположение в пределах границ улиц тротуаров, трамвайных путей, пешеходных дорожек и т.п.; -
невозможность возведения высоких насыпей земляного полотна; -
сложные условия движения; -
трудность обеспечения поверхностного стока на участках с малыми уклонами и необходимость устройства подземного водоотвода.
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОРОДСКИХУЛИЦАХ И ДОРОГАХ
1.1. Дорожно-уличные сети
Улицы и дороги в городах – это транспортные каналы, по которым движутся различный транспорт и пешеходы. Кроме того, их используют для водоотвода и прокладки магистральных подземных сетей. Они делятся на 4 группы:
I гр. Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского назначения, дороги грузового движения (аналог категории дорог общей сети I,II)
II гр. Магистральные улицы районного значения (II)
III гр. Улицы и дороги местного значения, дороги промышленных и складских районов.
IV гр. Жилые улицы и проезды, поселковые улицы и дороги.
Скоростные дороги имеют значительную протяжённость, соединяют городские дороги с автомобильными дорогами общей сети, отдалёнными жилыми, промышленными районами, зонами отдыха.
Магистральные улицы общегородского значения соединяют городские дороги со скоростными дорогами и дорогами общей сети, осуществляют межрайонные связи, связь районов с городскими центрами, объектами общегородского значения (вокзалы, стадионы, парки и.т.д.).
Магистральные улицы районного значения осуществляют транспортные связи внутри жилых и промышленных районов, между районами, а также соединяют районы с магистральными улицами города.
Жилые улицы обеспечивают транспортную и пешеходную связь жилых районов с магистральными улицами.
Улицы и дороги промышленных и складских районов служит для связи с магистральными улицами.
Площади делятся на главные, площади жилых и промышленных районов, транспортные, вокзальные, у торговых зданий и рынков, и перед театрами, клубами, стадионами и т. п.
Автомобильные дороги промышленных предприятий делятся на подъездные и внутренние: подъездные - соединяют промышленные предприятия между собой, с сырьевыми базами, с дорогами общей сети, железнодорожными станциями, пристанями; внутренние – расположены на территории заводов, шахт, складов, карьеров и т. п.
Загородные, или автомобильные дороги общей сети, делятся на 5 категорий:
I и II – общегосударственного значения и республиканского значения с интенсивностью движения свыше 7000 > авт./ сут. (СНиП
III – дороги республиканского или областного значения – интенсивность 1000-3000 авт./сут.
IV; V – автомобильные дороги местного значения – интенсивность 200-1000 авт./ сут.
Система автомобильных дорог общей сети, городских, промышленных, поселковых, сельскохозяйственных дорог создаёт единую автомобильно-дорожную сеть страны. Плотность сети дорог – это протяженность дорог в км на 1 км2 территории. Густая сеть дорог наблюдается в промышленных районах. Конфигурация городской дорожной сети может быть самой различной (рис.1).
а) прямоугольная компактного б) прямоугольная вытянутого
города города
в) прямоугольно-диагональная г) радиально-кольцевая
схема схема
Рис. 1.1. Принципиальные схемы сетей магистральных улиц городов.
У каждой из этих схем есть свои достоинства и недостатки. Одна из характеристик схем – коэффициент непрямолинейности:
Кн= дальность сообщения/ воздушная линия.
Радиально-кольцевая схема имеет самый низкий коэффициент непрямолинейности, но перегружает центр. У прямоугольной схемы большой коэффициент непрямолинейности, особенно у линейных городов( города, расположенные по берегам рек, морей ). Прямолинейно-диагональная схема осложняет организацию движения на перекрёстках, т.к. пересечение улиц происходит под острыми углами. Общая структура сети улиц и дорог предопределяется системой основных магистралей. Для их начертания необходимы сведения о размещении промышленных, жилых районов, вокзалов, аэродромов, транзитных магистралей. Трассирование магистральных улиц осуществляется в направлении основных пассажиропотоков и грузопотоков. Предусматривается, что движение наземного пассажирского транспорта осуществляется по магистральным улицам. Дальность подхода пассажиров к остановочным пунктам должна быть не более 300-400м. В этом случае интервалы между магистральными улицами также ограничиваются (600-800-1000 м.).