Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное агенство по образованию государственное образовательное учреждение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Дорожно-уличные сети

1.2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог

1.3 Пересечение улиц и дорог Пересечения являются наиболее неблагоприятными участками дорожно-уличной сети. Здесь останавливаются транспортные средства, возникают опасные ситуации для движения транспорта и пешеходов. Поэтому в местах пересечений при наличии больших транспортных и пешеходных потоков рекомендуются пересечения в разных уровнях. Другие перекрёстки регулируются для пропуска движения во взаимно пересекающихся направлениях. Лево поворотное движение рекомендуется относить за пределы перекрёстков или устраивать направляющие островки. При ограниченных размерах движения по каждой из пересекающихся улиц можно организовать саморегулируемый перекресток за счёт устройства центральных направляющих островков (рис. 1.11).Перекрёстки и площадиПерекрёстком называют участок слияния или пересечения улиц или дорог. Площадь – это архитектурно-организованное пространство общественного пользования, связанное с дорожной сетью города (населенного пункта) и имеющее определенное функциональное значение. В местах пересечения двух и более магистральных улиц или дорог перекрёстки можно преобразовать в транспортные площадки. Перекрёстки бывают простые (рис. 1.9) и сложные (рис. 1.10). Простые перекрёстки образуются при взаимном пересечении двух улиц или дорог или присоединение к одной улице или дороге ёщё одной или двух. Сложные перекрёстки образуются в местах сопряжения нескольких улиц. Присоединение улицы к другой носит название неполного пересечения, или примыкания.1. Перекрёстки: а) прямой <пер

2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог

2.2. Проектирование элементов поперечного профиля улиц и дорог

4.1 Задачи дорожно-эксплуатационной службы

4.2. Надзор за дорожными одеждами

4.3. Ремонт дорожных покрытий и оснований

4.4 Содержание улиц и городских дорог



- уход за бетоном.

В настоящее время применяют также конструкции из сборного железобетона как напрягаемого, так и предварительно ненапряженного. Предварительное напряжение позволяет сократить количество деформационных швов, повысить трещиностойкость и долговечность покрытий.

Глава 4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

Обеспечение бесперебойной работы улиц и дорог, своевременный их ремонт и обслуживание автомобильных перевозок осуществляют органы службы ремонта и содержания дорог (дорожно-эксплуатационная служба).

4.1 Задачи дорожно-эксплуатационной службы


1. Технический надзор за строящимися объектами городского дорожного хозяйства и приемка работ (вместе с заказчиками).

2. Выполнение работ по ремонту и содержанию дорог и дорожных сооружений.

3. Контроль за производством разрытий проезжей части и тротуаров при прокладке коммуникаций.

4. Надзор за состоянием покрытий и выявление причин их разрушения.

5. Изучение потребностей города в дальнейшем развитии дорожного хозяйства.

6. Проведение мероприятий по механизированной уборке улиц, борьбе со скользкостью.

Одним из главных моментов в работе эксплуатационной службы является приемка работ. Она включает следующие этапы:

  • Приемка законченных конструктивных элементов дороги (земляное полотно, основание, покрытие и т.д.).

  • Промежуточная приемка; её осуществляет заказчик с представителями дорожно-эксплуатационной службы ежемесячно для расчетов с подрядной организацией. В двустороннем акте указывают объемы и качество работ на конец месяца. Акт является основанием для перечисления денег.

  • Приемка дороги в эксплуатацию. Для приемки в эксплуатацию создают специальную комиссию, в которую входят представители Администрации города, Управления коммунального хозяйства, ДЭУ, автор проекта и др. Комиссии предъявляют следующие документы:

- утвержденный проект с отступлениями, согласованными с автором проекта;

- исполнительная документация: пояснительная записка, план, профиль, акты на скрытые работы, ведомость объемов работ, результаты лабораторных испытаний, заводские паспорта на бетон, естественный камень и др. В Актах на скрытые работы указывают размеры конструктивных элементов, соответствие их проекту, применяемые материалы и др.;

- журналы производства работ.

Комиссия устанавливает соответствие выполненных работ проекту; оценивает качество работ; устанавливает недоделы и сроки их устранения. После подписания акта дорога считается принятой в эксплуатацию.

Классификация работ по содержанию и ремонту улиц и дорог


Для устранения разрушений, вызываемых на дорогах движением транспорта, служба эксплуатации дорог проводит ремонтные мероприятия. Работы по устранению выбоин, трещин осуществляют в процессе текущего ремонта. Этот ремонт еще называют ямочным. В процессе текущего ремонта производят также следующие работы: ликвидация наплывов, поверхностная обработка площадью до 300 м2, исправление просадок и изношенных мест площадью до 200 м2, выправление отдельных плит до 20% общей площади, исправление отдельных бортовых камней протяженностью до 100 м.

При среднем ремонте выполняют следующие работы: исправление просадок и отдельных изношенных мест на площади более 200 м2, устройство шероховатой поверхности на площади менее 40%; повреждения на тротуарах площадью меньше 40%; устройство поверхностной обработки площадью более 300м2; ликвидация пучин; замена отдельных бортовых камней, бетонных плит; перемощение отдельных участков мостовых.

Капитальный ремонт включает:

  • Асфальтирование с использованием в качестве оснований существующих мостовых, щебеночных и гравийных покрытий.

  • Устройство дорожных одежд с изменением продольного и поперечного профилей, с прокладкой подземных коммуникаций.

  • Устройство съездов, подходов к мостам.

  • Сплошное исправление поперечного профиля проезжей части и возобновление дорожного покрытия, частично – основания, увеличение конструктивных слоев.

  • Сплошная замена покрытия с уширением до 1.5 м.

  • Уширение проезжей части не более чем на 1 полосу, местное уширение для остановок городского транспорта.

  • Сплошная или частичная замена бортовых камней, устройство въездов во дворы.



4.2. Надзор за дорожными одеждами


Основные причины деформаций дорожных одежд: воздействие тяжелого автотранспорта, большая интенсивность движения, неблагоприятные гидрологические условия, неудовлетворительный водоотвод, разрытия при ремонте и прокладке коммуникаций, плохой надзор и несвоевременное проведение текущего ремонта.

Основные деформации: просадки, трещины, наплывы, износ. Просадки возникают из-за недостаточной устойчивости основания и грунтов земляного полотна, плохого уплотнения грунта при разрытиях. Просадки и проломы возникают при отсутствии водоотвода. Вода, проникая через дорожную одежду и швы, переувлажняет земляное полотно, и грунты теряют несущую способность. Склонность грунтов к пучинообразованию также является причиной деформаций покрытий. Пылеватые грунты обладают свойством капилярного подсасывания влаги из нижележащих водоносных слоев. С появлением морозов образуются ледяные прослойки. Верхняя часть земляного полотна весной оказывается сильно увлажненной, образуются донники под корытом дорожной одежды, несущая способность грунтов понижается. Трещины в асфальтобетоне образуются вследствие изгибающих усилий, возникающих в покрытиях при деформации
оснований или просадах земляного полотна, при резком охлаждении асфальтобетонного покрытия. Трещины от температурных колебаний возникают обычно зимой, т.к. повышается хрупкость битума, теряются его пластические свойства. Сначала образуются прямолинейные трещины поперек или вдоль дороги, затем – трещины неправильного очертания, а затем сетка трещин. Наплывы и волны образуются в жаркое время на участках с тяжелым движением, больших уклонах, на тормозных участках. Причины сдвига: неудовлетворительное сцепление покрытия с основанием, загрязнение или гладкая поверхность нижнего слоя. Пластическим деформациям подвержены больше асфальтобетоны с избыточным содержанием битума и песка. Деформации связаны и с плохим качеством асфальтобетона, пониженным содержанием битума, повышенной гидрофильностью заполнителя. Такие покрытия с низкой водостойкостью выкрашиваются через 1-2 года эксплуатации. Также разрушается пережженный асфальтобетон. Износ покрытия характерен для перекрестков, остановок городского транспорта. Неровности, загрязненность покрытия, большие скорости ускоряют износ.

Таким образом, основными условиями работоспособности дорожных одежд являются устойчивость земляного полотна, правильная технология устройства основания, контроль за укладкой и уплотнением асфальтобетона, устройство слоя износа, защищающего от разрушения основную конструкцию дорожной одежды, что способствует повышению срока службы покрытия.




Рис.4.1 Деформации дорожных одежд.

4.3. Ремонт дорожных покрытий и оснований


При ремонте щебеночного покрытия и основания деформированное место взрыхляют на глубину выбоин, щебень удаляют, заменяют загрязненный подстилающий слой. Щебень разделяют на фракции с помощью грохота, добавляют новый и заполняют ремонтируемый участок. Уплотняют с рассыпкой каменной мелочи и увлажнением.

При ремонте асфальтобетонных покрытий большое значение имеет текущий ямочный ремонт.

Ямочный ремонт производят с помощью специального комплекта машин. Места выбоин и просадок обводят мелом, контуры должны быть прямолинейные, параллельные оси проезжей части. Получают карты. Деформированный слой асфальтобетона с помощью пневмоинструмента вырубают, края должны иметь вертикальные стенки. Для улучшения сцепления края и дно смазывают горячим битумом, обрабатывают распылителем, расход битума 0,5 – 0,7 л/м
2. Асфальтобетон подают из бункера через специальные затворы, разравнивают и уплотняют пневматическими трамбовками или ручным виброэлектрокатком. Крупные участки уплотняют моторными катками. Сопряжения тщательно заглаживают, чтобы не было открытых швов. Окончательная отделка производится электроутюгом.

Пластические деформации в виде волн и наплывов ремонтным путем сплошной вырубки и замены асфальтобетона на более сдвигоустойчивые. Если волны незначительны, эффективным является их нагрев с последующей прикаткой утюгами. Так удаляется сетка трещин. Ликвидация трещин в асфальтобетоне является одним из важнейщих мероприятий по увеличению срока службы городских дорог. Используют заливку трещин битумом с последующей посыпкой минеральным материалом. Трещины предварительно счищают продувкой с помощью компрессора. Трещины шириной более 3 см. заполняют асфальтобетонной смесью.

Поверхностная обработка

Поверхностная обработка предохраняет дорожную одежду от насыщения водой, повышает сдвигоустойчивость, предотвращает старение, понижает скользкость, улучшает внешний вид, образует слой износа, что повышает срок службы дорожной одежды. В городе поверхностная обработка затруднена, поэтому делают облегченную поверхностную обработку, которая включает в себя следующие операции: очистку, промывку, ямочный ремонт, розлив жидкого битума самотеком. Распределяют битум механической щеткой, затем производят россыпь каменной мелочи Д = 5-15 мм и укатку. Используют битум марки БНД – 90/130, расход битума 1- 1,2 мЗ/100 м2. Движение открывают через 10-12 час. Керосин испаряется и формируется коврик износа, не требующий ремонта в течение 2-3 лет. Хорошо исправляются поверхностной обработкой участки с трещинами.




Рис.4.2 Виды поверхностных обработок.



Рис.4.3 VIASEALER-BREINING машина для выполнения шероховатой поверхностной обработки автомобильных автодорог методом синхронного нанесения материалов с применением битумной эмульсии или чистого битума.