Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное агенство по образованию государственное образовательное учреждение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Дорожно-уличные сети

1.2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог

1.3 Пересечение улиц и дорог Пересечения являются наиболее неблагоприятными участками дорожно-уличной сети. Здесь останавливаются транспортные средства, возникают опасные ситуации для движения транспорта и пешеходов. Поэтому в местах пересечений при наличии больших транспортных и пешеходных потоков рекомендуются пересечения в разных уровнях. Другие перекрёстки регулируются для пропуска движения во взаимно пересекающихся направлениях. Лево поворотное движение рекомендуется относить за пределы перекрёстков или устраивать направляющие островки. При ограниченных размерах движения по каждой из пересекающихся улиц можно организовать саморегулируемый перекресток за счёт устройства центральных направляющих островков (рис. 1.11).Перекрёстки и площадиПерекрёстком называют участок слияния или пересечения улиц или дорог. Площадь – это архитектурно-организованное пространство общественного пользования, связанное с дорожной сетью города (населенного пункта) и имеющее определенное функциональное значение. В местах пересечения двух и более магистральных улиц или дорог перекрёстки можно преобразовать в транспортные площадки. Перекрёстки бывают простые (рис. 1.9) и сложные (рис. 1.10). Простые перекрёстки образуются при взаимном пересечении двух улиц или дорог или присоединение к одной улице или дороге ёщё одной или двух. Сложные перекрёстки образуются в местах сопряжения нескольких улиц. Присоединение улицы к другой носит название неполного пересечения, или примыкания.1. Перекрёстки: а) прямой <пер

2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог

2.2. Проектирование элементов поперечного профиля улиц и дорог

4.1 Задачи дорожно-эксплуатационной службы

4.2. Надзор за дорожными одеждами

4.3. Ремонт дорожных покрытий и оснований

4.4 Содержание улиц и городских дорог


Сопряжения элементов улиц и дорог

Сопряжения элементов улиц и дорог выполняют в одном или разных уровнях. В одном уровне: тротуары + пешеходная дорожка + газон, проезжая часть с обочиной, покрытия на проезжей части и трамвайных путях.

В разных уровнях: проезжая часть ниже уровня тротуаров, тротуары ниже газона; островки безопасности, разделительные полосы, посадочные площадки городского транспорта – выше проезжей части. Сопряжения чаще всего выполняют бортовыми камнями, которые являются упорами для проезжей части и обеспечивают чёткость её границ. Бортовые камни выполняют из бетона, гранита с прочностью Rсж≥40мПа, морозостойкостью F≥100…200. Для пешеходных дорожек используют бетон с прочностью ≥20 МПа. Камни устанавливают так, чтобы возвышение составляло не менее 15см. Для обеспечения устойчивости бортовые камни следует устраивать на бетоном основании с заделкой в него камней на глубину 10см. На мостах, высоких насыпях, косогорах тротуары ограждаются перилами, зелёными насаждениями, обеспечивающими безопасность движения. Сопряжения элементов улиц или дорог, расположенных в разных уровнях, при разности отметок >0.5м выполняют с откосами или подпорными стенками.
Инженерные сети на улицах и дорогах

Инженерные сети делятся на подземные и надземные:

  • Подземные – водопровод, канализация, теплофикация, кабели и т.п.

  • Надземные – провода электроосвещения, контактные провода городского электротранспорта, телефонные и прочие. Надземные сети в современных городах – это контактные сети городского транспорта. Их размещают на высоте 5.5…6.3 м.

Подземные инженерные сети разделяют на кабельные, трубопроводные и тоннельные (коллекторы). К кабельным прокладкам относятся:

- Кабели высокого напряжения – энергоснабжения, освящения и электроснабжения городского транспорта (трамвая, троллейбуса, метрополитена);

- Кабели низкого напряжения – телефона, телеграфа, радио, телевидения, пожарной сигнализации, системы регулирования уличного движения и другие.

Т рубопроводы используют для теплофикации, водоснабжения, канализации (ливневой и фекальной), газификации; в промышленном производстве используют нефтепроводы, воздухопроводы. Коллекторы, тоннели, каналы или галереи используют для прокладки кабелей, трубопроводов или совместной прокладки подземных коммуникаций под улицами и дорогами. Коллекторами называются также основные трубопроводы ливневой или фекальной канализации. Подземные сети прокладывают на разной глубине, некоторые из них с учётом глубины промерзания грунта. Сети мелкого заложения (кабели) укладывают ближе к застройке, глубокого заложения – дальше. Между отдельными прокладками должны соблюдаться разрывы 0.4…5м. Практикуется совмещенная прокладка кабелей в общих траншеях. Рациональна и прогрессивна прокладка коммуникаций в общих коллекторах (тоннелях) (рис. 1.7). Свободный доступ в коллекторы обеспечивает постоянное наблюдение за коммуникациями и их ремонт.



Рис.1. 7. Коллекторы для совместной прокладки подземных коммуникаций.

Коллекторы располагают под тротуарами или газонами на расстоянии более 2м от фундаментов зданий. Рекомендуется любые коммуникации, во избежание работ по вскрытию и восстановлению дорожной одежды, прокладывать вне проезжей части и даже тротуаров – под специально отводимыми техническими полосами, на которых устраивают газон.
Водоотвод и снегоудаление

Система водоотвода бывает закрытая, открытая, смешенная. Наиболее совершенной является закрытая система, при которой вода отводится по подземным трубопроводам, куда она попадает через водоприёмные колодцы с решетками.

И спользуют трубы железобетонные, асбестоцементные, полимерные: мелкие трубы – d=0.4…0.6м; средние – d=0.7…1.5м; большие – d=1.5…3.5м. Трубы d>1м называется коллекторами. Используют также каналы из сборных элементов шириной до 4м, высотой до 3м. Закрытая водосточная сеть называется ливневой канализацией; она имеет смотровые колодцы, камеры слияний и пересечений, переходные колодцы и т. д. Смотровые колодцы устраивают для очистки водостоков, фиксации положения трубы через определенные промежутки (50…80 м) на прямых участках, в местах поворота, изменения диаметра, уклонов, в местах присоединения водосточных веток, колодцев и т. д. Водостоки прокладывают с учётом глубины промерзания грунтов. Толщина засыпки грунтом 0,7…8 м. Сток воды вдоль проезжей части идёт по мелким лоткам, образуемым сопряжением проезжей части улиц с ограждающими бортами. Из лотков вода попадает в дождеприёмные колодцы с решетками.

Рис. 1.8. Схема ливневой канализации: 1. Водоприемные колодцы с решетками; 2. Смотровые колодцы; 3. Коллектор водостока

Ливневая канализация должна выполняться как на улицах, так и внутриквартирных территориях. Глубина колодцев на уличных и внутриквартирных территориях от 1.2 до 2.1м. Наряду с отводом поверхностных вод следует уделять внимание понижению уровня и отводу грунтовых вод. Для этого применяют дренажи глубокого заложения. На улицах и дорогах устраивают дренажи мелкого заложения у краёв проезжей части под дорожной одеждой. Они принимают воду из дренирующих слоёв.

При проектировании улиц и дорог предусматриваются мероприятия, обеспечивающие быстрое снегоудаение. Применяют вывоз снега автотранспортом, снегосплав, снеготаяние. Снегосплав можно осуществлять по любой канализационной системе. Для этого на крупных коллекторах устраивают снегоприёмные камеры, расположенные вне зоны движения на расстоянии 200-250 м. Их перекрывают решетками и крышками. Снеготаяние осуществляется нагревом покрытий или оплавлением снега горелками с инфракрасным излучением.


Озеленение

Озеленение осуществляется в виде полос зелёных насаждений: газонов с посадкой деревьев, кустарников, цветов. При рядовой посадке деревьев расстояние между ними вдоль улиц, дорог, тротуаров – не менее 3-6м, а между кустами – не менее 0.5-1.5м. Наилучшие условия для движения пешеходов – когда тротуары и пешеходные дорожки с обеих сторон окаймлены полосами зелёных насаждений.

Разделительные полосы с зелёными насаждениями располагаются:

- по оси проезжей части для разделения встречного движения (3-4м);

- между проезжей частью транзитного и местного движения (6-8м);

- между проезжей частью и полотном трамвайных путей(2м);

- между проезжей частью и велодорожками (1.2-4м);

- между тротуарами и проезжей частью или полотном трамвая (2м).


1.3 Пересечение улиц и дорог


Пересечения являются наиболее неблагоприятными участками дорожно-уличной сети. Здесь останавливаются транспортные средства, возникают опасные ситуации для движения транспорта и пешеходов. Поэтому в местах пересечений при наличии больших транспортных и пешеходных потоков рекомендуются пересечения в разных уровнях. Другие перекрёстки регулируются для пропуска движения во взаимно пересекающихся направлениях. Лево поворотное движение рекомендуется относить за пределы перекрёстков или устраивать направляющие островки. При ограниченных размерах движения по каждой из пересекающихся улиц можно организовать саморегулируемый перекресток за счёт устройства центральных направляющих островков (рис. 1.11).
Перекрёстки и площади

Перекрёстком называют участок слияния или пересечения улиц или дорог. Площадь – это архитектурно-организованное пространство общественного пользования, связанное с дорожной сетью города (населенного пункта) и имеющее определенное функциональное значение. В местах пересечения двух и более магистральных улиц или дорог перекрёстки можно преобразовать в транспортные площадки. Перекрёстки бывают простые (рис. 1.9) и сложные (рис. 1.10). Простые перекрёстки образуются при взаимном пересечении двух улиц или дорог или присоединение к одной улице или дороге ёщё одной или двух. Сложные перекрёстки образуются в местах сопряжения нескольких улиц. Присоединение улицы к другой носит название неполного пересечения, или примыкания.
1. Перекрёстки:

а) прямой <пер 90o б) косой <пер<90o



2. Примыкания и ответвления:
в ) T- образное прямое примыкание. г) Косое примыкание
д) Смешенное пересечение. е) Полусмешенное пересечение





.

3. Разветвления

ж ) У – образное пересечение (разветвление или “развилка”).




з) Вилкообразное разветвление ( “трезубец”).

Рис. 1.9. Простые пересечения





Рис. 1.10. Сложные пересечения Рис.1. 11. Схема кольцевого пересечения автомобильных дорог в одном уровне.

Пересечения в разных уровнях.

Наибольшей безопасности движения на улицах и дорогах можно достичь устройством пересечений в разных уровнях. При этом повышается пропускная способность, повышается скорость движения, достигается значительная экономия времени и транспортных затрат. Устройство искусственных сооружений на пересечениях очень дорого и сложно в сложившейся застройке. Поэтому пересечения в разных уровнях устраивают в первую очередь на скоростных дорогах (это обязательное условие), а так же на общегородских магистралях с непрерывным движением. Они необходимы при пересечении автомобильных дорог (безрельсовых) с рельсовыми (железная дорога, трамвайные пути, метрополитен). При этом устраивают так называемые развязки для движения транспортных средств в разных направлениях.

Р аспространенным пересечением в разных уровнях с развязкой движения во всех направлениях, является “клеверный лист” (рис. 1.12).

Рис. 1.12. Схема клеверного листа: а – с восьмью однопутными съездами; б – с четырьмя двухпутными съездами.

О
Рис.1.13. Транспортный тоннель
дна из дорог проходит по путепроводу над другой, расположенной в уровне земли. “Лепестки” служат для левоповоротных направлений. Недостаток такой развязки – большая территория для его устройства, до 2 га. В городских условиях используются развязки по типу “сплющенного” или вытянутого “клеверного листа”. В городских условиях целесообразно устройство пересечений с перекрестно-кольцевым движением с помощью эстакады или выемки. Пересечения могут быть в 3-ех или даже 4-ех уровнях с сооружением тоннелей и эстакад. Транспортные тоннели устраивают шириной, соответствующей расчетной ширине проезжей части. Ширину полосы движения принимают 3,5…4м, тротуара 0,75 м. Проезжая часть для движения в каждом направлении должна состоять не менее чем из 2-ух полос (рис. 1.13).