Файл: Дипломная работа разработка электронных дидактических средств для обучения младших школьников работу.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Основные принципы разработки электронных дидактических средств
1.3 Особенности использования электронных дидактических средств в обучении младших школьников
1.4. Обзор электронных дидактических средств для младших школьников
Глава 2. Разработка электронных средств для обучения младших школьников
2.1 Определение требований к разрабатываемому программному обеспечению
2.2. Проектирование электронных дидактических материалов
2.3. Разработка электронных дидактических средств
2.4. Рекомендации по организации работы педагогов с использованием ЭДС в обучении младших школьников
, что ЭДС они могут воспринимать во время урока на протяжение не более 50% от урока, 14%, то что могут 75% от урока воспринимать ЭДС и 13%, то что могут лишь 25% от урока воспринимать ЭДС.
100% учеников ответили, что они не испытывают дискомфорта на уроке, находясь рядом с работающей интерактивной доской
Уроки, которые перечислили учащиеся как более подходящие для использования ЭДС это: математика, русский язык, окружающий мир и литературное чтение
64% учащихся утверждают, о том что могут воспринимать информацию с помощью ЭДС от 2 до 3 уроков, 25% могут воспринимать информацию с помощью ЭДС от 3 до 4 уроков и 11% учащихся отмечают, что могут воспринимать информацию с помощью ЭДС всего от 1 до 2 уроков.
93% учащихся отмечают, то, что родители относятся к применению ЭДС во время уроков положительно и 7% то, что родители беспокоятся о здоровье учащегося.
Таким образом, мы можем подвести итог, что большая часть учащихся желает видеть на уроках ЭДС и с помощью них закреплять знания. Также отметим, что родители относятся к внедрению данных технология в основном положительно.
Как организовать работу педагогов с использованием электронных дидактических средств в обучении младших школьников? В первую очередь необходимо обеспечить достаточный доступ к компьютерам и интернету для учащихся. Это можно сделать, например, введя индивидуальные занятия в компьютерном классе. Для проведения занятий с использованием ЭДС необходимо соответствующее оборудование и программы, поэтому педагогам рекомендуется получить необходимые знания и навыки, чтобы осуществлять данную работу. Обучение может проводиться как в форме краткосрочных курсов, так и в более длительной форме, например, с отработкой практических навыков. Важным моментом является создание атмосферы энтузиазма и интереса учащихся к использованию ЭДС, что можно достичь, например, внедрением элементов игровой механики в процесс обучения. Также положительно влиять на мотивацию учащихся может стимулирующая система, основанная на награждении за достижения. Важным аспектом работы с ЭДС является разнообразие предлагаемых заданий, что должно способствовать поддержанию уровня интереса учеников. Кроме того, каждое задание должно включать в себя различные уровни сложности, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. В целях повышения эффективности работы с использованием ЭДС рекомендуется привлекать родителей к процессу обучения, например, через создание сети родительских комитетов, которые будут объединять усилия учителей и родителей в обучении своих детей. В заключение, работа с электронными дидактическими средствами является неотъемлемой частью современного образования. Создание благоприятных условий для развития ЭДС в школьном обучении, правильный подход и подготовленность педагогов позволят достичь максимального эффекта в обучении и развитии младших школьников.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: Анализ требований к электронным дидактическим средствам для младших школьников является важной задачей, которая имеет свои специфические особенности. Участие ребенка в процессе обучения является главным критерием при выборе ЭДС. Электронные дидактические средства должны быть интерактивными, адаптивными и иметь яркий и дружественный дизайн.
Стоит заметить, что традиционные методы обучения также имеют свои преимущества и их не стоит забывать. Электронные дидактические средства являются дополнительным инструментом, который помогает сделать процесс обучения более доступным, увлекательным и интересным для младших школьников.
Определение тестовых заданий для проверки функциональности ЭДС – задача не только техническая, но и педагогическая. Для достижения самых высоких результатов необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, их развитие мышления и способности к усвоению новых знаний. Необходимо подбирать подходящий набор заданий, который не только поможет оценить все функциональные возможности ЭДС, но и будет интересен и понятен для детей. После тестирования не только выявляются возможные ошибки в работе ЭДС, но и формируются предложения по улучшению и корректировке формулировок заданий. Таким образом, определение тестовых заданий является важным шагом процесса тестирования разработанных электронных дидактических средств.
Возможность каждому ученику получить знания и навыки, необходимые для успешной жизни, является фундаментальным принципом образования. Тестирование является важной частью этого процесса, но оно должно быть правильно организовано. Один из способов достичь этого - учитывать культурные и социальные различия учеников при формировании тестовых групп. Это даст возможность каждому ученику справедливо проходить тестирование и получать оценку, отражающую его знания и умения.
На основе тестирования электронных дидактических средств на младших школьников были получены следующие результаты. Во-первых, использование ЭДС значительно повышает интерес школьников к учебному материалу и способствует более глубокому пониманию предмета. Ребята с удовольствием выполняли задания, предлагаемые в рамках ЭДС, что свидетельствует о готовности младших школьников к использованию новых форм обучения. Во-вторых, результаты тестирования показали, что использование электронных дидактических средств позволяет эффективно диагностировать знания учащихся и выявить их слабые места в предмете. Это позволяет учителю более эффективно организовать процесс обучения, сосредоточившись на наиболее проблемных моментах и помогая ученикам устранять ошибки. В-третьих, результаты тестирования подтвердили, что дидактические средства, созданные для младших школьников, должны быть максимально доступными и простыми в использовании. Нет необходимости
перегружать ЭДС сложными инструментами и функциями, которые школьникам будут трудными в освоении. Главное - обеспечить максимально понятный и простой интерфейс, с помощью которого ученики могут выполнять задания и получать обратную связь. И, наконец, результаты тестирования свидетельствуют о том, что важным аспектом успешного использования электронных дидактических средств является их правильное интегрирование в учебный процесс. Электронные дидактические средства не должны заменять традиционные методы обучения, а должны служить дополнением к ним. Их использование должно быть обоснованным и целенаправленным, чтобы максимально эффективно помочь ученикам усвоить учебный материал.
В рамках исследования был проведен эксперимент предметной области, связанной с изучением растительности. Электронные дидактические средства были использованы для обучения младших школьников в изучение глаголов, закрепление знание о нахождение площади и важность воды для человека. В эксперименте участвовали дети в возрасте от 9 до 10 лет. Экспериментальная группа использовала ЭДС, которые были разработаны в соответствии с теоретическими основами, изложенными в предыдущих частях работы. В качестве контрольной группы использовались традиционные методы обучения, основанные на лекционных материалах и учебниках. Результаты эксперимента показали, что использование ЭДС позволяет существенно улучшить эффективность обучения. Кроме того, ученики проявляли больший интерес к изучаемой теме и были более мотивированы к обучению. Электронные дидактические средства позволяют создавать интерактивные уроки, направленные на развитие критического мышления, умения анализировать информацию и применять ее на практике. Таким образом, результаты эксперимента на предметной области показали, что использование ЭДС способствует более эффективному обучению младших школьников. Это подчеркивает значимость разработки инновационных методик обучения с использованием современных технологий.
Приложение 1
Вопросы к Plickers
Приложение 2
Опросник для младшеклассников
«Использование электронных дидактических средств во время обучения»
Уважаемые учащиеся!
Предлагаем вам принять участие в исследовании актуальной на сегодняшний день темы «использование в образовательном процессе электронные дидактические средства». Нам очень важно твоё мнение!
А) Да
Б) Нет
В) Только по необходимости
А) 25% от урока
Б) 50% от урока
В) 75% от урока
Г) Это лишнее, мне достаточно учебника
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
__________________________________________________________
А) 1-2 урока
Б) 2-3 урока
В) 3-4 урока
Г) 4-5 уроков
А) Положительно
Б) Отрицательно
В) Они не знают об этих технологиях
Г) Они беспокоятся о моём здоровье
100% учеников ответили, что они не испытывают дискомфорта на уроке, находясь рядом с работающей интерактивной доской
Уроки, которые перечислили учащиеся как более подходящие для использования ЭДС это: математика, русский язык, окружающий мир и литературное чтение
64% учащихся утверждают, о том что могут воспринимать информацию с помощью ЭДС от 2 до 3 уроков, 25% могут воспринимать информацию с помощью ЭДС от 3 до 4 уроков и 11% учащихся отмечают, что могут воспринимать информацию с помощью ЭДС всего от 1 до 2 уроков.
93% учащихся отмечают, то, что родители относятся к применению ЭДС во время уроков положительно и 7% то, что родители беспокоятся о здоровье учащегося.
Таким образом, мы можем подвести итог, что большая часть учащихся желает видеть на уроках ЭДС и с помощью них закреплять знания. Также отметим, что родители относятся к внедрению данных технология в основном положительно.
2.4. Рекомендации по организации работы педагогов с использованием ЭДС в обучении младших школьников
Как организовать работу педагогов с использованием электронных дидактических средств в обучении младших школьников? В первую очередь необходимо обеспечить достаточный доступ к компьютерам и интернету для учащихся. Это можно сделать, например, введя индивидуальные занятия в компьютерном классе. Для проведения занятий с использованием ЭДС необходимо соответствующее оборудование и программы, поэтому педагогам рекомендуется получить необходимые знания и навыки, чтобы осуществлять данную работу. Обучение может проводиться как в форме краткосрочных курсов, так и в более длительной форме, например, с отработкой практических навыков. Важным моментом является создание атмосферы энтузиазма и интереса учащихся к использованию ЭДС, что можно достичь, например, внедрением элементов игровой механики в процесс обучения. Также положительно влиять на мотивацию учащихся может стимулирующая система, основанная на награждении за достижения. Важным аспектом работы с ЭДС является разнообразие предлагаемых заданий, что должно способствовать поддержанию уровня интереса учеников. Кроме того, каждое задание должно включать в себя различные уровни сложности, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. В целях повышения эффективности работы с использованием ЭДС рекомендуется привлекать родителей к процессу обучения, например, через создание сети родительских комитетов, которые будут объединять усилия учителей и родителей в обучении своих детей. В заключение, работа с электронными дидактическими средствами является неотъемлемой частью современного образования. Создание благоприятных условий для развития ЭДС в школьном обучении, правильный подход и подготовленность педагогов позволят достичь максимального эффекта в обучении и развитии младших школьников.
Вывод по второй главе
Таким образом, можно сделать следующие выводы: Анализ требований к электронным дидактическим средствам для младших школьников является важной задачей, которая имеет свои специфические особенности. Участие ребенка в процессе обучения является главным критерием при выборе ЭДС. Электронные дидактические средства должны быть интерактивными, адаптивными и иметь яркий и дружественный дизайн.
Стоит заметить, что традиционные методы обучения также имеют свои преимущества и их не стоит забывать. Электронные дидактические средства являются дополнительным инструментом, который помогает сделать процесс обучения более доступным, увлекательным и интересным для младших школьников.
Определение тестовых заданий для проверки функциональности ЭДС – задача не только техническая, но и педагогическая. Для достижения самых высоких результатов необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, их развитие мышления и способности к усвоению новых знаний. Необходимо подбирать подходящий набор заданий, который не только поможет оценить все функциональные возможности ЭДС, но и будет интересен и понятен для детей. После тестирования не только выявляются возможные ошибки в работе ЭДС, но и формируются предложения по улучшению и корректировке формулировок заданий. Таким образом, определение тестовых заданий является важным шагом процесса тестирования разработанных электронных дидактических средств.
Возможность каждому ученику получить знания и навыки, необходимые для успешной жизни, является фундаментальным принципом образования. Тестирование является важной частью этого процесса, но оно должно быть правильно организовано. Один из способов достичь этого - учитывать культурные и социальные различия учеников при формировании тестовых групп. Это даст возможность каждому ученику справедливо проходить тестирование и получать оценку, отражающую его знания и умения.
Заключение
На основе тестирования электронных дидактических средств на младших школьников были получены следующие результаты. Во-первых, использование ЭДС значительно повышает интерес школьников к учебному материалу и способствует более глубокому пониманию предмета. Ребята с удовольствием выполняли задания, предлагаемые в рамках ЭДС, что свидетельствует о готовности младших школьников к использованию новых форм обучения. Во-вторых, результаты тестирования показали, что использование электронных дидактических средств позволяет эффективно диагностировать знания учащихся и выявить их слабые места в предмете. Это позволяет учителю более эффективно организовать процесс обучения, сосредоточившись на наиболее проблемных моментах и помогая ученикам устранять ошибки. В-третьих, результаты тестирования подтвердили, что дидактические средства, созданные для младших школьников, должны быть максимально доступными и простыми в использовании. Нет необходимости
перегружать ЭДС сложными инструментами и функциями, которые школьникам будут трудными в освоении. Главное - обеспечить максимально понятный и простой интерфейс, с помощью которого ученики могут выполнять задания и получать обратную связь. И, наконец, результаты тестирования свидетельствуют о том, что важным аспектом успешного использования электронных дидактических средств является их правильное интегрирование в учебный процесс. Электронные дидактические средства не должны заменять традиционные методы обучения, а должны служить дополнением к ним. Их использование должно быть обоснованным и целенаправленным, чтобы максимально эффективно помочь ученикам усвоить учебный материал.
Результаты эксперимента предметной области
В рамках исследования был проведен эксперимент предметной области, связанной с изучением растительности. Электронные дидактические средства были использованы для обучения младших школьников в изучение глаголов, закрепление знание о нахождение площади и важность воды для человека. В эксперименте участвовали дети в возрасте от 9 до 10 лет. Экспериментальная группа использовала ЭДС, которые были разработаны в соответствии с теоретическими основами, изложенными в предыдущих частях работы. В качестве контрольной группы использовались традиционные методы обучения, основанные на лекционных материалах и учебниках. Результаты эксперимента показали, что использование ЭДС позволяет существенно улучшить эффективность обучения. Кроме того, ученики проявляли больший интерес к изучаемой теме и были более мотивированы к обучению. Электронные дидактические средства позволяют создавать интерактивные уроки, направленные на развитие критического мышления, умения анализировать информацию и применять ее на практике. Таким образом, результаты эксперимента на предметной области показали, что использование ЭДС способствует более эффективному обучению младших школьников. Это подчеркивает значимость разработки инновационных методик обучения с использованием современных технологий.
Список использованной литературы
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/197127/. -
ФГОС для начальной школы // Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]: http://www.as consult.ru/pages/40. -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2015. – 251 с. -
УМК «Школа России». - Электрон. Дан. - [М.]. - URL:www. prosv. ru/Attachment. aspx? Id=9835, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.рус. -
Атаханов, Р. А. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия [Текст]/ Р. А. Атаханов, М. Г. Бобкова // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 1. – С. 93-103. -
Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - Москва:Просвещение, 2014. – 152 с. -
Батакова, Е. Л. Использование интерактивных средств обучения на уроках [Текст]: учебное пособие/ под.ред.Е. Л. Батакова, Е. В. Соболева. – Киров: Радуга ПРЕСС, 2013. – 126 с. -
Брусницына, Ф.Г. Интерактивная доска в начальной школе: учебно-методическое пособие [Текст] / Ф. Г. Брусницына. – Москва: М. Дрофа, 2012. -157c. -
Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности [Текст] / В. К. Буряк // Педагогика. - 2014. - № 8. – С.140 - 150. -
Виноградова, Л. П. Использование информационных технологий в начальной школе [Текст] /Л. П. Виноградова. – Москва: Академия, 2014. – 57 с. -
Виштынецкий, Е. И. Технологии организации интерактивного процесса обучения [Текст] / Е. И. Виштынецкий, Н. Ю. Вислобоков // Информатика и образование. - 2014. - № 6. - С. – 111-114. -
Дубровина, И. В.Возрастная и педагогическая психология[Текст]: Хрестоматия /И. В Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин– Москва: Академия, 2001. -
Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А. С. Воронин. — Екатеринбург: ЕГПУ, 2015. - 135 с. -
Воронина, Г. А. Зарубежный опыт применения интерактивных технологий на уроках русского языка [Текст] / Г. А. Воронина // Русский язык в школе. - 2010. - № 5. - С. 37-39. -
Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы [Текст] / О. Б. Воронкова. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 315 с. -
Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С.Л. Кабыльникова. – Москва: Директ Медиа, 2008. – 223 с. -
Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]:учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / под.ред.М. В. Гамезо. – Москва: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. -
Глушаков, В. М. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий [Текст] / В. М. Глушаков – Москва, 2014. — 192 с. -
Долгая, Т. И. Психическое развитие младшего школьника [Текст] / под редакцией В.В. Давыдова. – Москва, 2015. –70 с. -
Дриг, И. И. ИКТ-компетентность учителя начальных классов: [Текст] / учебник / под.ред.И. И. Дриг. – Москва: Образование и наука,2015. – 315 с. -
Жукова, Л.А. Психология творческих способностей: пособие [Текст] / Л.А. Жукова. – Москва: Академия,2012. – 320 с. -
Журина, Т. В. Внедрение информационных технологий в учебный процесс [Текст] / Т. В. Журина, Н.И. Захарова // Начальная школа. – 2016. – №1. – С. 25 – 30. -
Золотарев, О. В. Совершенствование учебного процесса вузов на основе его компьютеризации [Текст] / О. В. Золотарев – Москва: ВПА, 2015. – 154 с. -
Иванова, Е. О. Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности [Текст] / Е. О. Иванова, Л.П. Карина //Начальная школа. - 2014. - № 7. – С. 25-30. -
Извозчиков, В. А. Психология физического воспитания [Текст] / В. А. Извозчиков, Е. П. Ильин – Москва: Просвещение, 2014. – 250 с. -
Ильясова, А. А. Методика профессиональной подготовки специалиста в области применения информационных технологий для управления учебным процессом [Текст] / А. А. Ильясова, А. В. Картузов – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. – 250 с. -
Ильина, Н.В. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Н.В. Ильина. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 304с. -
Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Русский язык»[Текст] /З. А. Клепинина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с. -
Коджаспирова, Г. М. Интерактивные методы обучения в педагогике: учебное пособие [Текст] / Г. М. Коджаспирова, С. С. Кашлев. — Минск: Высшая школа, 2014. — 176 с. -
Коконова, Е. А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Е.А. Коконова// Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 716-719. -
Коротаева, Е. В. Технология обучения в интерактивном режиме [Текст] / Е.В. Коротаева // Мир образования –образование в мире. – 2003. – № 4. – С. 132–143. -
Красильникова, В. В. Интерактивные методы обучения [Текст] / В. В. Красильникова, С.С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с. -
Морозова, О.П. Хрестоматия по педагогике [Текст] / О.П. Морозова. – Барнаул, 1999. – 547 с. -
Осина, А. В. Необычные уроки в начальной школе [Текст] / А. В. Осина, Т.П. Лакоцинина. – Москва: ЗАО «Книга», издательство «Учитель», 2014. – 350 с. -
Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с. -
Подласый, И.П. Педагогика: Общие основы [Текст]/ И.П. Подласый.- Москва: Владос, 2007. Кн.1. – 564 с. -
Роберт, И. В. Интерактивное обучение [Текст] / И.В. Роберт. –Москва: Просвещение, 2015. – С. 75. -
Савченко, Н. А. Организационные и методические условия применения мультимедийных программных средств в школе [Текст] / Н. А. Савченко, Н. В. Турковская, О. В. Шкабура // Повышение квалификации педагогических кадров по программе Intel«Обучение для будущего»: Материалы науч.-практ. конф.– Омск: Издательство ОмГПУ, 2012. – С. 42–46. -
Сергеева, В.П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова и др. – Москва: Академия, 2014. – 320 с. -
Тоискина, В. С. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения [Текст] / В. С. Тоискина, Н. Д. Угринович. – Москва: Школьная пресса, 2015. - 48 с.
Приложение
Приложение 1
Вопросы к Plickers
-
Какая группа растений имеет все части?
1. Цветковые
2. Водоросли
3. Мхи -
Какая группа растений не имеет никаких частей?
1. Водоросли
2. Мхи
3. Цветковые -
Какая группа имеет только стебель и лист?
1. Мхи
2. Водоросли
3. Цветковые -
Какую часть не имеют папоротники?
1. Стебель
2. Корень
3. Цветок
Приложение 2
Опросник для младшеклассников
«Использование электронных дидактических средств во время обучения»
Уважаемые учащиеся!
Предлагаем вам принять участие в исследовании актуальной на сегодняшний день темы «использование в образовательном процессе электронные дидактические средства». Нам очень важно твоё мнение!
-
Считаешь ли ты использование учителем интерактивной доски необходимой составной частью урока?
А) Да
Б) Нет
В) Только по необходимости
-
Какой количество время ты готов (а) воспринимать от урока электронные дидактические средства?
А) 25% от урока
Б) 50% от урока
В) 75% от урока
Г) Это лишнее, мне достаточно учебника
-
Испытываешь ли ты дискомфорт на уроке, находясь рядом с работающей интерактивной доской?
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
-
На каких уроках, по твоему мнению, необходимо применение интерактивной доски? (перечисли)
__________________________________________________________
-
Сколько уроков подряд ты готов воспринимать информацию с помощью интерактивной доски?
А) 1-2 урока
Б) 2-3 урока
В) 3-4 урока
Г) 4-5 уроков
-
Как твои родители относятся к применению данных технологий на уроках?
А) Положительно
Б) Отрицательно
В) Они не знают об этих технологиях
Г) Они беспокоятся о моём здоровье