Файл: Дипломная работа разработка электронных дидактических средств для обучения младших школьников работу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.2 Основные принципы разработки электронных дидактических средств

1.3 Особенности использования электронных дидактических средств в обучении младших школьников

1.4. Обзор электронных дидактических средств для младших школьников

Выводы по первой главе

Глава 2. Разработка электронных средств для обучения младших школьников

2.1 Определение требований к разрабатываемому программному обеспечению

2.2. Проектирование электронных дидактических материалов

2.3. Разработка электронных дидактических средств

2.4. Рекомендации по организации работы педагогов с использованием ЭДС в обучении младших школьников

Вывод по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение



Младший школьный возраст — это период с шести -семи до десяти лет — одиннадцати лет. В этот период ребенок меняется физиологически. Особенности развития в этом периоде выделяются следующие - растут мышцы, ребенку хочется активности и подвижности, процессы возбуждения пока еще доминируют над возбуждением, но стремятся к равновесию, совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Особое внимание стоит уделить осанке — она формируется именно в возрасте шесть - семь лет.

Также следует учитывать психолого-возрастные особенности младших школьников, которые состоят в следующем [5]:

1. Внимание в этом возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Они не могут усидеть на месте, необходима частая смена вида деятельности. Основным способом получения информации по-прежнему остается игра — дети отлично запоминают то, что вызывает у них эмоции. Наглядность и яркие, положительные эмоции позволяют младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал. В этот период формируется отношение ребенка к учению — вера в свои силы, желание учиться и получать знания.

2. Активность и инициативность. Младшие школьники очень активны, инициативны. Но не стоит забывать, что в этом возрасте они очень легко поддаются влиянию окружающей среды. Дети осознают себя личностью, сравнивают себя с другими, начинают выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

3. Психологическая особенность младших школьников - податливость, доверчивость. Немаловажную роль для детей в этом возрасте играет авторитет родителей и учителя, поэтому важно проконтролировать среду, в которой находится ребенок, взаимопонимание очень важно для младших школьников, ведь именно в этот период начинает формироваться его собственная позиция и самооценка.

4. Формирование новых характерологических свойств. У младшего школьника формируются характерологические свойства, новый уровень потребностей, позволяющий ему действовать, руководствуясь своими целями, нравственными требованиями и чувствам возникает требовательность и избирательность в отношениях со сверстниками, развивается познавательное отношение к миру, дифференцируются способности, формируется внутренняя позиция школьника.


5. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, от мышления зависит развитие остальных психических функций. Для этого возраста характерно непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер.

В связи с тем, что в настоящее время в образовательных учреждениях активно внедряются новые информационные технологии, интерактивные средства, применение их имеет особенности на ступени начального общего образования. Широко применяются в обучении младших школьников электронные интерактивные доски.

Интерактивная доска [8] преобразует урок в интерактивное обучение, то есть специальную форму организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают

Электронная интерактивная доска [7] (ИД) представляет собой огромный сенсорный экран, на котором с помощью маркера (или простого нажатия пальцем) можно вызывать различные функции интерфейса. Это техническое средство обладает целым рядом функций, стимулировать мотивационную сферу учащегося и активизировать учебную деятельность.

Перечислим самые важные, на наш взгляд, функции ИД:

— Диапазон цветов, доступных на ИД, позволяет учителю выбирать различные цвета, чтобы делать акцент на важных характеристиках объектов

— Работа с графическими изображениями, видеофайлами, звукозаписями. ИД позволяет делать снимки с экрана при воспроизведении видео для последующей работы с этими файлами изображений (сохранять их, распечатывать, делать аннотации ит. д.).

— Создание разлиновки страницы. Увеличение или уменьшение размера текста и рисунка на слайде.

— Функция drag-and-drop (от англ. «тащи-и-отпускай») позволяет перемещать объекты на экране доски путем прикосновения к объекту курсором или пальцем.

— Функцияhide-and-reveal (от англ. «прячь-и-открывай») позволяет закрыть объект на экране серым полем, при необходимости свернуть поле и показать спрятанный объект.

— Функция flip-chart (быстрый просмотр страниц) позволяет пользователю пролистывать слайды, специально организованные или выборочные.



— Функция feedback (организация обратной связи) -создание гипертекста, то есть объект на доске становится ссылкой на новый слайд или файл.

Перечисленные выше функции ИД позволяют задействовать в деятельности три вида модальности обучения: звуковой, визуальный, тактильный, что позволяет учитывать особенности личности младшего возраста. Визуальное обучение предполагает использование текстовых материалов, иллюстрации, видеоматериалов, мультипликации. Звуковое обучении включает в себя использование аудиоматериалов (звуков, слов, песен, стихов, диалогов, текстов).

Работа с ИД способствует становлению пространственного и временного восприятие младшего школьника. Грамотная организация материала на пространстве доски является наглядным примером для ученика. Кроме того, возможность открывать различные виды страниц ИД в линейку и клетку, составлять таблицы, менять размер изображения или текста развивает восприятие пространства. Вписывание цифр и букв в клетки, прописывание слов в линейку, заполнение ячеек таблицы, уменьшение или увеличение размера рисунка активизирует пространственное восприятие ученика.

При работе с ИД нужно помнить о видах памяти и применять каждый вид работы памяти для более глубокого и долгосрочного запоминания материала. Наличие иллюстраций и видеоматериалов активизирует образную память; выполнение упражнений, задач, головоломок, решение кроссвордов стимулирует словесно-логическую память; поэтапно введение материала от простого к сложному, наводящие вопросы по ходу объяснения включает произвольную память. Все упражнения правильнее строить, внося элемент повторения старого материала, так как в долговременной памяти находится информация, полученная человеком посредством множественных повторений.

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное-мышление).

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.).


1.4. Обзор электронных дидактических средств для младших школьников


При обзоре существующих ЭДС для обучения младших школьников можно выделить несколько широких категорий. Во-первых, это игровые приложения, которые используются как инструменты обучения и развлечения для детей. К таким приложениям относятся, например, «Смешарики» и «Малышам нужны игры». Во-вторых, это интерактивные учебники и задания, которые представлены на различных интернет-платформах. Примерами таких платформ являются «Школьник.ру» или «Лекциик» [29]. В-третьих, это образовательные видеоролики, которые также распространяются на разных платформах, например, на YouTube. В-четвертых, это приложения, использующие дополненную или виртуальную реальность. Следует отметить, что каждый из этих типов ЭДС имеет свои сильные и слабые стороны. Игровые приложения позволяют ребенку обучаться, не отвлекаясь на обычные учебные задания и получая максимум удовольствия. Однако, они могут оказаться слишком затягивающими и непродуктивными для учебы на длительный срок. Интерактивные учебники и задания дают возможность попрактиковаться в определенных навыках и развивают дисциплину, но не стимулируют воображение и не могут использоваться для решения нетипичных задач. Образовательные видеоролики используются для доступного объяснения теории и демонстрации практических заданий, однако могут не совсем соответствовать графикам учебного процесса в школах. Приложения с дополненной или виртуальной реальностью, например, позволяют ребенку вживаться в сценарии учебных заданий, что стимулирует воображение и способствует запоминанию материала. Также можно выделить тенденцию развития ЭДС для младших школьников. На сегодняшний день существует все больше ЭДС, которые предлагают персонализированный подход к обучению, то есть учитывают особенности и уровень знаний каждого ребенка. Это позволяет достичь более эффективных результатов в обучении. Кроме того, ряд существующих ЭДС тенденциозно сужает набор интересующих детей тем учебным материалам, которые часто не учитывают индивидуальные потребности детей. В связи с этим можно сделать вывод, что технологии разработки ЭДС для младших школьников будут продолжать развиваться в направлении персонализации подхода, увеличения функционала, и учета индивидуальных потребностей пользователей.