Файл: Дипломная работа разработка электронных дидактических средств для обучения младших школьников работу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.2 Основные принципы разработки электронных дидактических средств

1.3 Особенности использования электронных дидактических средств в обучении младших школьников

1.4. Обзор электронных дидактических средств для младших школьников

Выводы по первой главе

Глава 2. Разработка электронных средств для обучения младших школьников

2.1 Определение требований к разрабатываемому программному обеспечению

2.2. Проектирование электронных дидактических материалов

2.3. Разработка электронных дидактических средств

2.4. Рекомендации по организации работы педагогов с использованием ЭДС в обучении младших школьников

Вывод по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

простыми и понятными для младших школьников, так как создание оптимального набора заданий на этапе подбора заданий необходимо учитывать возрастные особенности детей. ЭДС должны быть интересными и понятными для младших школьников, также следует использовать разнообразные варианты заданий и различные форматы ответов, что позволит оценить знания детей в полном объеме. Для тестирования функциональности ЭДС можно использовать различные варианты заданий, такие как тесты, задания на сопоставление, задания на сравнение и анализ и т.д. Они должны быть разнообразными и охватывать все функциональные возможности ЭДС. При подборе заданий необходимо учитывать также уровень сложности. Некоторые задания могут быть достаточно простыми, а другие сложными. Важно соблюдать баланс между сложностью и интересом к заданию, так как чрезмерная сложность может отталкивать детей от использования разработанных ЭДС. После составления набора заданий, проводится тестирование ЭДС совместно с младшими школьниками и учителями. Они должны дать обратную связь и оценить удобство использования разработанных ЭДС, а также сформулировать замечания и предложения по улучшению. В результате тестирования определяются не только возможные ошибки в работе ЭДС, но и необходимость корректировок в самой формулировке заданий.

Создание тестовых групп является важным этапом процесса тестирования электронных дидактических средств (ЭДС). В рамках данной задачи необходимо учитывать особенности младших школьников, связанные с их возрастом, уровнем развития мышления и способностями к усвоению новых знаний. Для того чтобы создать эффективные тестовые группы, следует применять различные методы и подходы, в том числе использовать различные критерии при формировании групп. Например, можно учитывать возраст, уровень образования, интересы и потребности учащихся. При формировании тестовых групп, необходимо также учитывать разнообразие учащихся, в том числе их культурные и социальные различия, которые могут существенно влиять на их способности к усвоению новых знаний и умений. Для формирования группы младших школьников, оптимально использовать групповые задания, где дети будут работать вместе над решением задач и увлекательных играх. Также рекомендуется использовать разнообразные инструменты и методики, чтобы максимально учитывать индивидуальные потребности и способности каждого ученика. Помимо этого, мы рекомендуем использовать различные методы оценки и анализа результатов тестирования в целях улучшения качества электронных дидактических средств для младших школьников. Для этого можно использовать методики и тесты, предложенные педагогами, а также проводить обсуждение результатов с учащимися и их родителями.



2.3. Разработка электронных дидактических средств



При разработке электронных дидактических средств, как говорилось ранее необходимо учитывать следующие параметры: возрастные, когнитивные и образовательные особенности младших школьников. В данной работе основной целевой аудиторией являются учащиеся третьих классов, возраст которых составляет от 9-10 лет. Это возраст, на который приходится начало процесса формирования основных навыков и знаний. Изучение целевой аудитории позволило определить, что обучающиеся в этом возрасте обладают недостаточной памятью, особенно кратковременной, и склонны к отвлекающимся действиям. Это находит свое отражение в том, что электронные дидактические средства для младших школьников должны быть интерактивными и привлекательными, чтобы привлечь внимание детей. С учетом возрастных особенностей целевой аудитории, задачей эксперимента является проверка эффективности использования ЭДС в обучении младших школьников. Эксперимент будет проведен на основе тестовых заданий и учебных материалов, разработанные на основе изучаемого материала. Это позволит оценить уровень владения учащимися предметом и выявить пробелы в их знаниях. Для проведения эксперимента выбрана методика с использованием компьютера, поскольку данный инструмент наиболее популярен среди детей и позволит им обучаться в интерактивном режиме. Для создания электронных дидактических средств используются различные программные пакеты, а также изучаются возможности использования интерактивных игр для повышения мотивации и улучшения усвоения материала. Сбор и обработка данных будут произведены с помощью статистического анализа, что позволит оценить эффективность разработанных ЭДС. Результаты эксперимента на предметной области будут проанализированы с целью выявления эффективности использования ЭДС в обучении младших школьников. Выбор методики проведения эксперимента представляет собой критически важный шаг в разработке электронных дидактических средств, поскольку именно этот этап определяет какие методы и инструменты будут использоваться для достижения поставленных целей.


На этапе разработки функционала программного обеспечения были реализованы все описанные выше требования. Были созданы увлекательные и интерактивные задания, которые были насыщены мультимедийными материалами, такими как фотографии, видео и аудио документы. Также создание системы мгновенной обратной связи с пользователем помогла повысить эффективность обучения.

Первый сервис, который был использован для интерактивного взаимодействия с учениками является приложение «Plickers». Plickers позволяет реализовать быструю обратную связь от класса (аудитории родителей, слушателей), мобильные голосования и фронтальные опросы во время учебного занятия по пройденному или текущему материалу. Получение результатов опроса происходит на занятии без длительной проверки. Наличие смартфонов или компьютеров обучающимся не требуется.

Мобильное приложение Plickers под управлением iOS или Android, установленное на планшет или мобильный телефон педагога, считывает QR-коды с бумажных карточек обучающихся. Компьютер или ноутбук с открытым сайтом Plickers в режиме Live View и проектор позволят учащимся видеть вопрос педагога. В конце опроса его результат можно вывести на экран, т.к. приложение отображает статистику ответов и выстраивает диаграмму на основе ее анализа. (рис. 1)

П
риложение Plickers был использован на уроке окружающий мир по теме «Разнообразие растений». На уроке повторялась тема почв ребята вспоминали, что такое почва, для чего она нужна, из чего состоит, а в изучение нового материала были разобраны водные и наземные растения, виды растений и классификации. Для подведения итогов урока был использован сервис Plickers, заранее были разработаны контрольные вопросы (приложение 1) для проверки усвоенного материала.

Рис. 1 – использование сервиса Plickers во время урока

Второй сервис, который был использован для создания электронных дидактических средств это сайт LearningApps.org. LearningApps предназначен для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Эти модули могут быть использованы непосредственно в процессе обучения материалов, а также для самостоятельного изучения. Платформа открыта для всех видов образовательных учреждений: детского сада, начальной школы, средней школы, профессионально-технических училищ, техникумов и т.д.


На основе данного сайта, было создано несколько интерактивных заданий в разных предметных областях (русский язык, математика, окружающий мир).

Для одного из уроков русского языка, было разработано интерактивное задание в виде теста на тему «Глагол», в данном тесте необходимо найти из пары предложений слово, которое является глаголом (рис. 2)

Р
ис. 2 – изображение задания на интерактивной доске во время урока Русского языка

Н
а уроке математики для более увлекательного изучения темы «Площадь» было разработано интерактивное задание, в нем необходимо учащимся вычислить с помощью представленных картинок на интерактивной доске площадь квадратов и прямоугольников, а затем расположить фигуры в порядке возрастания площадей (рис. 3 и рис. 4.)

Рис. 3 - изображение задания на интерактивной доске во время урока Математика



Рис. 4 - изображение задания на интерактивной доске во время урока Математика

Д
ля рефлексии на уроке окружающий мир для темы «Значение воды в жизни человека» было разработано интерактивное задание, где ученикам необходимо вставить слова в текст по смыслу. (рис. 5)

Рис. – 5 изображение задания на интерактивной доске во время урока Окружающий мир

На основании уроков, было проведено анкетирование среди учащихся Средней общеобразовательной школы №4, 3 «А» класса (Приложение 2), в анкетирование принимало участие 29 человек, которые помогли выявить их заинтересованность в работе с электронными дидактическими средствами во время уроков, результаты анкеты, следующие:

72% учеников считают, то, что интерактивная доска должна использоваться на уроке, 28% учеников считают, что интерактивную доску необходимо использовать исключительно по необходимости, ни один из учеников не ответил, что интерактивная доска не должна использоваться на уроках.

73% учеников утверждают