Файл: Дипломная работа разработка электронных дидактических средств для обучения младших школьников работу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.2 Основные принципы разработки электронных дидактических средств

1.3 Особенности использования электронных дидактических средств в обучении младших школьников

1.4. Обзор электронных дидактических средств для младших школьников

Выводы по первой главе

Глава 2. Разработка электронных средств для обучения младших школьников

2.1 Определение требований к разрабатываемому программному обеспечению

2.2. Проектирование электронных дидактических материалов

2.3. Разработка электронных дидактических средств

2.4. Рекомендации по организации работы педагогов с использованием ЭДС в обучении младших школьников

Вывод по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение



Разбор наиболее популярных ЭДС для младших школьников - главная задача данного пункта. Обозрим их по очереди.

К первым в списке ЭДС для детей школьного возраста относится "Электронное путешествие". Она помогает детям изучать географию и историю, создавая интерактивные карты с описанием различных государств и народов, достопримечательностей и исторических событий. Не менее популярна "Школа Мерцающих Огней", которая занимается развитием креативности и фантазии учащихся через создание поделок. Среди прочих не менее заметными являются "Солнечный оркестр" — это ЭДС привлекает детей к музыкальной эрудиции и позволяет создавать мелодии на компьютере. Или, к примеру, "Фокусники" — это ЭДС изучает основы математики через занимательные фокусы. При этом оценить все популярные ЭДС однозначно сложно, так как каждая из них имеет сильные и слабые стороны. Вполне вероятно, что рядом школьников определенные ресурсы не воспринимаемы из-за простого банального недостатка времени или, наоборот, из-за недостаточного уровня сложности. Кроме этого, необходимо учитывать, что различные электронные дидактические средства преследуют разные цели, что приводит к тому, что они могут быть несравнимыми по своему воздействию на ребенка. Например, ЭДС "Летающий математик" и "Эй, детки!" ориентированы на развитие математических навыков, но при этом имеют существенно разное устройство и методики обучения. Анализ требований к ЭДС для младших школьников важен, чтобы предложить учащимся оптимальный инструмент. В целом, ЭДС позволяют учащимся детям индивидуализировано изучать темы, к которым они проявляют большой интерес. Сравнение новых технологий с традиционными методами обучения младших школьников — это наша обязательность, чтобы оценить с помощью кого было бы получше детям учиться. По результатам исследований интерес к традиционным методам обучения сохраняется у многих детей и родителей, и применение ЭДС не должно стать единственным решением, а скорее дополнением к ним.
Анализ сильных и слабых сторон существующих ЭДС

Существуют множество ЭДС для обучения младших школьников, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Так, например, некоторые из этих средств содержат интересные игровые задания
, которые заставляют детей больше времени уделять обучению. В то же время, часть из них лишена требуемых функций, которые должны присутствовать в ЭДС для младших школьников. Одним из главных достоинств продуктов данного типа является доступность к материалам, которая позволяет выполнять обучение по любому расписанию и освоить новый материал даже за короткий промежуток времени. Более того, ЭДС объединяет множество преимуществ, таких как цифровые задания, интересные упражнения и возможности для работы с практическими задачами. Слабой стороной некоторых продуктов является их некачественное выполнение, в связи с чем, дети не могут правильно освоить новый материал. Кроме того, некоторые ЭДС не идут на пользу развитию умений и навыков детей, а просто предлагают запомнить определенную информацию. В таких случаях, дети могут забывать важный материал в течение короткого времени. Тем не менее, электронные дидактические средства являются сильным инструментом в обучении младших школьников, что позволяет им осваивать материал быстрее, применяя приятные методы, а также улучшая навыки работы с техникой. Учитывая то, что дети в основном уже помогают своим родителям использовать устройства, они могут легко усвоить новый материал, используя интерактивные методы обучения через ЭДС для младших школьников. Помимо этого, ЭДС имеют ряд дополнительных преимуществ. Например, в них присутствует интерактивность, которая не имеет аналогов в обычных методах обучения. Дети могут участвовать в увлекательных игровых заданиях, развивая одновременно несколько типов памяти и общие способности ученья. Еще одним преимуществом таких продуктов является доступность, так как они доступны любому ученику и из любого места, где есть доступ к интернету. В общей сложности, ЭДС для младших школьников имеют много полезных функций, которые способны существенно повысить эффективность обучения и помочь детям освоить новый материал. Однако, перед выбором конкретного продукта, необходимо провести тщательный анализ требований и особенностей, которые могут быть необходимы в конкретном случае.
Краткий обзор тенденций развития ЭДС для младших школьников

Краткий обзор тенденций развития ЭДС для младших школьников Современные дидактические средства играют огромную роль в образовании детей. С каждым годом появляются новые ЭДС, которые помогают ребятам учиться легче, быстрее и интереснее. В настоящее время ЭДС для младших школьников находятся в фокусе внимания разработчиков и педагогов, что позволяет усилить эффективность обучения. Существует немало тенденций, которые способствуют развитию ЭДС для младших школьников. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, использование игр и головоломок, адаптивные учителя, виртуальные резиденции, мультимедиа, SoMoLearning, AR и VR-технологии. Индивидуализация обучения – это понимание того, что каждый ребенок индивидуален и уникален. Этот метод позволяет разработать определенный курс обучения, который будет учитывать особенности каждого ученика. Использование игр и головоломок – отличная возможность обучить детей в увлекательной форме. Это поможет повысить уровень заинтересованности детей и увеличит их мотивацию к обучению. Адаптивные учителя – это программа, которая анализирует уровень знаний каждого ученика и на основе этого корректирует процесс обучения. Это дает возможность более точно приблизить уровень образования к индивидуальным потребностям каждого ученика. Виртуальные резиденции – это виртуальные пространства, где дети могут находиться и общаться со своими учителями и другими детьми в режиме онлайн. Это позволяет детям из разных городов или стран общаться и учиться вместе. Мультимедиа – использование графики, видео, аудио и других средств для улучшения обучения. Это помогает

ученикам запоминать информацию лучше и быстрее, а также визуально показывает сложные процессы. SoMoLearning – учеба в режиме онлайн с использованием мобильных устройств. Это позволяет детям учиться в любом месте и в любое время. Это важно, потому что такой метод обучения может быть комфортнее для учеников, чем обычная учеба. AR и VR-технологии – это использование дополненной и виртуальной реальности для создания интерактивной обучающей среды. Это позволяет создавать уникальный опыт обучения для каждого ученика. В общем, тенденция развития электронных дидактических средств для младших школьников связана с созданием более эффективных методов обучения, акцентом на уникальности каждого ученика и использованием новых технологий. Новые ЭДС смогут помочь детям лучше учиться, а также помогут учителям стать более эффективными в своей работе.

Выводы по первой главе


Таким образом, можно сделать следующие выводы: современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных средств, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.

Поэтому учителю важно сочетать в обучении компьютерные технологии, интерактивные средства с традиционными методами, приемами, формами обучения для успешной деятельности учащихся.

Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения электронных дидактических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение электронных дидактических средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.

Немало важную роль играют интерактивные методы обучения, они позволяют сделать образовательный процесс более интересным и занимательным для ребенка. Развивать творческие способности, активность на уроке, мотивировать к учебной деятельности.

Применение на уроках в начальной школе электронных дидактических средств обучения способствует успешному освоению учащимися материала и повышению качества образования. Учащиеся с большим желанием общаются, творчески соревнуются в выполнении задач, выражают свои мысли, доказывают утверждения т.д.

Таким образом, использование электронных дидактических средств обучения в начальной школе способствует вовлечению обучающихся в процесс познания, даёт возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, за счет обмена знаниями, идеями, способами деятельности. Такое обучение позволяет школьникам не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.



Глава 2. Разработка электронных средств для обучения младших школьников


2.1 Определение требований к разрабатываемому программному обеспечению


При анализе требований к электронным дидактическим средствам (ЭДС) для младших школьников, необходимо учитывать особенности данной возрастной категории. Одним из главных требований является интерактивность, то есть возможность взаимодействия ребенка с ЭДС. Ребенок должен чувствовать, что получает обратную связь на свои действия, что позволит ему активно участвовать в процессе обучения. Другим важным требованием является адаптивность. ЭДС должно адаптироваться к индивидуальным потребностям и способностям каждого ребенка. Например, при работе с математическими задачами, ЭДС должно учитывать уровень знаний ребенка и автоматически подбирать соответствующую сложность заданий. Также необходимо обратить внимание на дизайн ЭДС. Он должен быть ярким и привлекательным для младших школьников. От этого зависит заинтересованность ребенка в процессе обучения и длительность его вовлеченности в учебный процесс. Очень важным требованием является простота и понятность интерфейса ЭДС. Ребенок должен быстро и легко освоить работу с новым продуктом без необходимости длительного обучения. Существующие продукты на рынке ЭДС для младших школьников, в целом, соответствуют данным требованиям. Однако, важно отметить, что в некоторых ЭДС недостаточно интерактивности и адаптивности. Также есть продукты с недостаточно проработанным дизайном и не интуитивным интерфейсом. Следует отметить, что на фоне пандемии COVID-19, популярность ЭДС значительно выросла. Это привело к увеличению количества существующих продуктов и росту конкуренции на рынке. В связи с этим, можно ожидать дальнейшего развития технологий, усовершенствования дизайна и интерфейса ЭДС, а также усиления требований к их адаптивности. Однако, не следует забывать, что традиционные методы обучения также имеют свои преимущества и они не должны полностью заменяться ЭДС.

2.2. Проектирование электронных дидактических материалов



Определение тестовых заданий для проверки функциональности ЭДС — это один из важных этапов тестирования разработанных электронных дидактических средств. Для того, чтобы убедиться в их работоспособности, необходимо выбрать оптимальный набор заданий, который позволит оценить все функциональные возможности ЭДС. Данная задача требует тщательной подготовки, а также учета возрастных особенностей целевой аудитории. Важно учесть, что разработанные ЭДС должны соответствовать требованиям современного образования, а также быть