ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства
повышение служебного мастерства по линии специализации.
2.3. Организация учебного процесса
РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда
3.2.5. Подготовка руководителя к занятию
3.2.6. Подведение итогов обучения
РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач
4.3. Подготовка руководителя к решению задачи
4.4. Порядок и методика проведения занятия
РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)
5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию
5.5. Проведение группового упражнения
5.6. Разбор группового упражнения
6.2. Проведение разборов пожаров
РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения
7.3. Подготовка руководителя учения,
7.4. Подготовка посредников и имитаторов
Овладение оперативно-тактическим мастерством, совершенствование знаний и навыков не добровольное дело, а служебная обязанность начальствующего состава.
1.3 Основной принцип тактической подготовки
Основной принцип тактической подготовки гласит: «учить подчиненных тому, что необходимо при ведении действий по тушению пожара».
Реализация данного принципа определяет необходимость постоянного и систематического совершенствования тактических и технических знаний и умений, методических навыков, овладения искусством руководства личным составом.
Принцип «учить подчиненных тому, что необходимо при ведении действий по тушению пожара» осуществляется в ходе непрерывного и систематического учебного процесса, тренировок и учений, в условиях, наиболее приближенных к реальным на пожаре, и достигает своих целей лишь тогда, когда подготовка проводится без упрощенчества и послаблений, в динамичной, напряженной обстановке с физической, моральной и психологической нагрузкой.
РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства
2.1. Общие положения
Школы повышения оперативного мастерства (далее – ШПОМ) является одной из организационных форм служебной подготовки начальствующего состава территориальных органов МЧС России и подразделений ФПС.
ШПОМ создается в территориальном органе МЧС России в целях совершенствования профессионального мастерства, углубления специальных знаний и приобретения практических навыков в организации тушения пожаров лицами начальствующего состава, выступающими в роли руководителя тушения пожара. ШПОМ является постоянно действующей1.
2.2. Основные задачи ШПОМ
Основными задачами ШПОМ являются:
совершенствование профессиональных знаний начальствующего состава, развитие у них умения творчески использовать передовой опыт и научные достижения;
повышение у начальствующего состава штабной культуры, уровня теоретических знаний и практических навыков в составлении и разработке оперативно-служебной документации и их применению в практической работе;
совершенствование практических навыков начальствующего состава по управлению силами и средствами на пожаре;
обучение начальствующего состава умению быстро производить выбор и расчет сил и средств, необходимых для тушения пожаров, и расстановке их с использованием эффективных схем развертывания сил и средств;
совершенствование навыков у начальствующего состава в организации обучения и воспитания подчиненных;
повышение служебного мастерства по линии специализации.
2.3. Организация учебного процесса
Занятия в ШПОМ проводятся в системе служебной подготовки на ежеквартальных одно- двухдневных учебно-методических сборах в учебных группах, состав которых определяется в начале каждого учебного года в территориальном органе МЧС России – приказом начальника территориального органа МЧС России.
Учет занятий ведется в учебном журнале по служебной подготовке.
Тематика занятий определяется настоящими указаниями и условиями работы подразделений пожарной охраны, а также с учетом задач, вытекающих из требований приказов и указаний МЧС России, результатов анализа оперативно-служебной деятельности, уровня подготовленности сотрудников и их интересов по специализации.
Тематические планы и расписания занятий утверждаются начальником территориального органа МЧС России и заблаговременно доводятся до руководителей занятий и слушателей (Приложения 1, 2). В порядке контроля и оказания методической помощи они могут обсуждаться на оперативном совещании.
Руководителями занятий в ШПОМ должны являться наиболее подготовленные работники территориального органа МЧС России, подразделений ФПС, командно-преподавательский состав учебных заведений МЧС России и специалисты научных учреждений.
2.4. Самостоятельная работа обучаемых
Самостоятельная работа – основной метод повышения квалификации начальствующего состава по изучению оперативно-тактических особенностей района выезда подразделения ФПС (охраняемого района), новой пожарной техники, процессов развития и тушения пожаров на различных объектах, руководящих документов, пожарно-технической и другой специальной литературы, положительного опыта работы.
Каждый слушатель в течение учебного года обязан составить реферат или выполнить индивидуальное задание по одной из тем программы, разработать в полном объеме не менее одного оперативного плана пожаротушения или выполнить другое учебное задание. По выполненной работе дается заключение в форме рецензии или с обучаемым проводится собеседование.
2.5. Формы обучения
При проведении занятий в ШПОМ используются следующие методы обучения:
лекции;
семинары;
оперативно-тактическое изучение наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов, зданий и сооружений района выезда пожарных подразделений (общие особенности района выезда, отдельных участков района выезда);
решение пожарно-тактических задач;
групповые упражнения (деловые игры);
разбор пожаров.
Такие формы обучения как пожарно-тактические учения и стажировка при службе пожаротушения (при оперативных дежурных) планируются отдельными распорядительными документами территориальных органов МЧС России, пожарных подразделений (разделы VII-VIII настоящих Указаний).
2.6. В результате обучения в ШПОМ начальствующий состав обязан знать:
оперативно-тактические особенности особо важных и пожаровзрывоопасных объектов, охраняемых подразделениями ФПС;
тактико-технические данные пожарных автомобилей и оборудования, находящихся на вооружении подразделений ФПС, схемы их наиболее рационального использования;
тактические возможности пожарных подразделений;
наставления и указания, регламентирующие организацию и тактику тушения пожаров, меры по охране труда при несении службы и ведении действий по тушению пожара;
закономерности развития пожара, его параметры и сопровождающие явления;
огнетушащие вещества, приемы и способы их подачи;
методы расчета сил и средств, для тушения пожаров и принципы их расстановки;
назначение, устройство средств индивидуальной защиты органов зрения и дыхания (далее – СИЗОД) и средств радиосвязи, а также руководящие документы по их применению на пожарах, авариях и учениях.
2.7. В результате обучения в ШПОМ начальствующий состав обязан уметь:
правильно, с учетом сложившейся обстановки, определить решающее направление действий по тушению пожара, необходимое количество сил и средств для тушения пожара, принимать правильные решения по их рациональному использованию и обеспечивать успешное тушение пожара;
работать со специальными агрегатами и техническим оборудованием пожарных автомобилей, пользоваться средствами связи, уверенно работать в СИЗОД;
методически правильно организовывать и проводить пожарно-тактические занятия и учения (теоретические и практические);
изучать пожары и действия личного состава при тушении пожаров, оформлять результаты изучения, организовывать и проводить разбор пожаров;
составлять планы и карточки тушения пожаров, расписание выезда, планы привлечения сил и средств для тушения пожаров в районе, инструкции взаимодействия с различными службами города (района, объекта) и другие документы по вопросам пожаротушения;
организовывать контроль за выполнением отданных приказов и распоряжений и добиваться строгого и своевременного их выполнения.