Файл: Министерство российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. Общие положения

1.1. Основные понятия

1.2. Общие положения

РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства

2.1. Общие положения

повышение служебного мастерства по линии специализации.

2.3. Организация учебного процесса

РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда

3.2.5. Подготовка руководителя к занятию

3.2.6. Подведение итогов обучения

РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач

4.1. Общие положения

4.3. Подготовка руководителя к решению задачи

4.4. Порядок и методика проведения занятия

РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)

5.1. Общие положения

5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию

5.5. Проведение группового упражнения

5.6. Разбор группового упражнения

РАЗДЕЛ VI. Разбор пожаров

6.1. Общие положения

6.2. Проведение разборов пожаров

РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения

7.1.Общие положения

7.3. Подготовка руководителя учения,

7.4. Подготовка посредников и имитаторов

7.5. Методика проведения учения

7.6. Подведение итогов учения

РАЗДЕЛ VIII. Стажировка начальствующего состава



способы повышения давления в водопроводной сети и пополнения пожарных водоемов;

целесообразные места установки пожарных автомобилей на водоисточники;

пути и способы прокладки рукавных линий к зданиям (сооружениям, установкам);

необходимость организации подачи воды в перекачку на случай пожара или подвоза ее автоцистернами;

размещение и назначение отдельных зданий, сооружений, установок на территории объекта, их внешняя характеристика (высота, разрывы, наличие стационарных пожарных лестниц, состояние и вид кровли, наличие пустот и слуховых окон, фонарей и др.);

наличие опасности распространения огня при пожаре с одного здания (сооружения, установки) на другое, способы защиты зданий, (сооружений установок) от огня;

трассировка технологических коммуникаций, транспортирующих газ, нефтепродукты и другие пожаро- и взрывоопасные вещества, порядок их отключения при возникновении опасных ситуаций.

После изучения общих вопросов по той же схеме изучаются отдельные здания, сооружения, наиболее пожароопасные цехи и участки.

Изучение характеристики зданий, сооружений, установок необходимо проводить по поточности технологического процесса производства. Если отведенное по расписанию время не позволяет изучить в полном объеме объект, то он изучается по частям, на нескольких занятиях. При отсутствии такой необходимости групповым методом изучаются основные, наиболее характерные в оперативно-тактическом отношении здания, сооружения и установки.

На данном этапе занятия с начальствующим составом необходимо изучить:

внутреннюю планировку помещений (этажей, подвалов, чердаков);

конструктивные особенности и огнестойкость стен, перегородок, перекрытий и покрытий, наличие пустот в конструкциях, проемов в стенах и перекрытиях, вентиляционных систем, внутри цеховых транспортных устройств и других возможных путей распространения пожара, особенности технологических коммуникаций и электрооборудования, порядок их отключения на случай пожара или аварии;

общую характеристику технологического процесса производства, пожароопасные свойства веществ и материалов, обращающихся в технологическом процессе, их токсичность в нормальных условиях и при термическом разложении; особенности технологических аппаратов и оборудования, параметры их работы, размещение перекрывающих устройств и порядок приведения их в действие (к ознакомлению с этим вопросом целесообразно привлекать инженерно-технический персонал объектов);


возможность обрушения строительных конструкций и оборудования, взрывом различных веществ, сосудов под давлением, аппаратов с легковоспламеняющимися жидкостями и газами, расплавления и растекания горящих веществ и материалов;

случаи производственных аварий и способы их предупреждения, возможную обстановку и последствия пожара, аварии или взрыва, действия обслуживающего персонала, добровольных пожарных дружин и пожарных работников при ликвидации пожара, аварии или взрыва;

наличие и характеристику местных средств тушения, состояние и порядок приведения в действие стационарных установок тушения пожара, наличие, состояние и возможность использования на случай пожара местных средств связи и извещения;

пути развертывания сил и средств пожарных частей при тушении пожаров.

При оперативно-тактическом изучении объекта, здания или сооружения руководитель занятий в методическом плане предусматривает решение тактических задач (без вызова сил и средств). При этом отрабатывается правильность оценки обстановки на пожаре по его внешним признакам, определение решающего направления действий по тушению пожара, определение потребного количества сил и средств для тушения, принятие решения на развертывание сил и средств (расстановка пожарных автомобилей, определение путей и приемов прокладке рукавных линий), организация участков тушения пожара и др.

При индивидуальном изучении сам изучающий должен мысленно представить обстановку на возможном пожаре, оценить ее и определить последовательность и содержание тактических действий, ставя себя в роль РТП.

Задачи решаются в следующей последовательности:

руководитель на заранее намеченном участке объявляет начальствующему составу часть эпизода пожара. По объявленной обстановке участники занятия готовят решения на тушение пожара, после чего руководитель занятия заслушивает решения 2-3 человек, отмечает наиболее правильное решение и переходит к отработке других учебных вопросов.

В ходе решения тактических задач производятся ориентировочные расчеты потребного числа пожарных автомобилей для передачи воды в перекачку или подвозом автоцистернами, времени работы пожарных автомобилей от водоемов; определяются возможные схемы радио- и проводной связи между руководителем тушения пожара, участками тушения пожара и тылом, количеством необходимых огнетушащих веществ и т.д.


Для более глубокого изучения пожарной опасности технологических процессов производства, особенно вновь внедряемых, а также особенностей водоснабжения, энергоснабжения, сырьевых и других общеобъектовых технологических коммуникаций, систем связи и сигнализации проводят групповые занятия с привлечением в качестве преподавателей инженерно-технических работников цехов и руководителей служб объекта (главного энергетика, главного технолога, начальника цеха контрольно-измерительных приборов и т.п.).


3.2.5. Подготовка руководителя к занятию


Каждому групповому занятию по оперативно-тактическому изучению района выезда должна предшествовать тщательная подготовка руководителя. Подготовка руководителя к занятию состоит из следующих основных элементов:

определение учебной цели занятия, его содержания, последовательности и методики проведения. При этом содержание занятий по объему должно соответствовать отведенному по расписанию времени;

изучение учебной и специальной литературы, а также документов по вопросам, относящимся к содержанию занятия и методике его проведения;

подбор и подготовка наглядных пособий, необходимых для проведения занятий (планы и схемы объектов, зданий, сооружений или участков района выезда, справочные и расчетные таблицы, графики, экспонометры, планы тушения пожаров, карточки, планшеты и т.д.);

согласование организационных вопросов и возможности проведения занятий с руководителем объекта, а также со специалистами соответствующих служб района, города или объекта в случае необходимости их привлечения для проведения занятий;

изучение общих особенностей района выезда подразделения ФПС или отдельных участков, объектов, зданий, сооружений в объеме, определенном содержанием занятия;

разработка методического плана согласно форме, установленной приложением 3 к настоящим указаниям.

Методический план должен быть содержательным, конкретным и аккуратно оформленным, подписан руководителем занятия, утверждён старшим начальником.


3.2.6. Подведение итогов обучения


В конце каждого группового занятия по оперативно-тактическому изучению района выезда, отдельного участка или объекта руководитель лично подводит итоги.

При этом он обязан:

кратко напомнить участникам занятия цель занятия и как она достигнута;

указать положительные стороны и допущенные участниками занятия при решении тактических задач недостатки в оценке обстановок;


при необходимости дать задание участникам занятия на самостоятельное более глубокое изучение участка района выезда, объекта, здания или сооружения;

выслушать замечания по противопожарному состоянию объекта и нарушениям, которые были выявлены в процессе занятия, обсудить с участниками занятия противопожарные мероприятия и предложить их к выполнению в установленном порядке;

обсудить с участниками занятия мероприятия, обеспечивающие успех тушения возможных пожаров на данном участке, объекте, в здании или сооружении и наметить меры по их реализации;

дать указание (задание) на корректировку карты, схемы, оперативного плана или карточки тушения пожара, справочника водоисточников и других оперативных документов, имеющих отношение к данному участку, объекту, зданию, сооружению района выезда;

дать при необходимости слушателям задание на дополнительное самостоятельное изучение оперативно-тактических особенностей объекта.
3.2.7. Контроль за качеством обучения

Начальник подразделения ФПС не реже одного раза в год принимает от начальствующего состава зачеты по знанию оперативно-тактических особенностей объектов, расположенных в районе выезда части, планировавшихся для самостоятельного изучения.

Весь начальствующий состав подразделений ФПС, допущенный к самостоятельному выезду на пожары в качестве РТП, должен не реже одного раза в три года сдавать зачеты комиссии территориального органа МЧС России по знанию руководящих документов, пожарной техники, оперативно-тактических особенностей района выезда подразделения ФПС, наиболее важных и пожаровзрывоопасных объектов района выезда, основных требований к организации пожаротушения, управлению силами и средствами на пожаре.

Порядок приема зачетов устанавливается приказом начальника территориального органа МЧС России.

Соответствие начальствующего состава, показавшего на зачетах неудовлетворительные знания, занимаемой должности определяет начальник территориального органа МЧС России.

Знание оперативно-тактических особенностей объектов, расположенных в районе выезда подразделения ФПС, начальниками подразделений и их заместителями проверяется должностными лицами территориального органа МЧС России при проверке деятельности подразделения ФПС.