ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства
повышение служебного мастерства по линии специализации.
2.3. Организация учебного процесса
РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда
3.2.5. Подготовка руководителя к занятию
3.2.6. Подведение итогов обучения
РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач
4.3. Подготовка руководителя к решению задачи
4.4. Порядок и методика проведения занятия
РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)
5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию
5.5. Проведение группового упражнения
5.6. Разбор группового упражнения
6.2. Проведение разборов пожаров
РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения
7.3. Подготовка руководителя учения,
7.4. Подготовка посредников и имитаторов
РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)
5.1. Общие положения
Групповые упражнения или деловые игры – наиболее активная форма тактической подготовки начальствующего состава. Они позволяют привить обучаемым навыки управления силами и средствами, умение ориентироваться и действовать в условиях непрерывно меняющейся обстановки на пожаре.
Групповое упражнение как форма тактической подготовки является связующим звеном между теоретическими занятиями в системе служебной подготовки и практическими занятиями и характеризуется тем, что оно проводится в условиях моделирования конкретной оперативной обстановки.
Начальствующий состав совместно отрабатывает на занятиях обязанности и действия должностных лиц (РТП, начальника штаба пожаротушения (далее – НШ), начальник тыла (далее – НТ), начальника участка тушения пожара (далее - НУТ) и т.д.) по организации тушения пожара, согласно тактическому замыслу, с целью нахождения оптимальных управленческих решений, которые возможно в дальнейшем применять при тушении пожаров на объектах, подобных моделируемому.
Выступая в роли одного из должностных лиц, начальствующий состав анализирует оперативную обстановку, принимает решения и докладывает свои действия, исходя из тактического замысла группового упражнения, теоретического расчета сил и средств на тушение и вводных, изложенных в материалах группового упражнения. Он дает необходимые распоряжения, приводит в действие имеющиеся в его распоряжении силы и средства.
В ходе занятия оперативная обстановка может изменяться путем моделирования новых обстоятельств на пожаре (подача новых вводных). В этом случае обучаемые вновь анализируют обстановку, производят соответствующие расчеты, принимают решения и отдают распоряжения.
5.2. Цели групповых упражнений
При проведении групповых упражнений достигаются следующие цели:
углубление знаний по вопросам теории и практики тушения пожаров в различных условиях и на различных объектах
;
выработка у организаторских способностей, профессиональных навыков в постановке задач и отдаче приказаний в составлении оперативной документации, грамотном использовании тактических возможностей пожарной техники и вооружения, проведении необходимых расчетов;
отработка и совершенствование навыков в выполнении обязанностей РТП, НШ, НТ, НУТ в различных ситуациях;
выработка и развитие умения правильно анализировать и предвидеть изменение оперативной обстановки на пожаре, принимать решения на ведение действий по тушению пожара и организовать их выполнение.
Главное отличие деловых игр, как группового упражнения, состоит в том, что на них создаются игровые коллективы, где начальствующий состав выполняет различные роли должностных лиц на пожаре, каковым является штаб пожаротушения.
5.3. Организационные вопросы
Групповые упражнения проводятся, как правило, после самостоятельного изучения обучаемыми основных теоретических положений определенной темы. Они могут проводиться в кабинетах передового опыта, в классах тактической подготовки на картах, схемах, планах, макетах и на местности.
Групповые упражнения целесообразно планировать совместно с занятиями по изучению объектов в оперативно-тактическом отношении, т.е. проводить их после изучения объекта. В зависимости от этого определяются особенности группового упражнения, а также соотношение непосредственной деятельности обучаемых в конкретной роли должностного лица и их действий по организации тушения пожара, ведению действий по тушению пожара, в оценке обстановки на пожаре, подготовке расчетов сил и средств, принятию решений и отдаче распоряжений, составлению оперативной документации и т.п.
Продолжительность групповых упражнений определяется объемом учебного материала по теме и может достигать 4-6 часов.
На занятиях отрабатываются следующие вопросы теории и практики тушения пожаров:
организация и ведение разведки пожара;
оценка обстановки пожара и определение решающего направления действий по тушению пожара;
принятие решений на действия по тушению пожара
;
организация работы штаба, тыла и связи на пожаре;
организация взаимодействия с инженерно-техническими работниками объекта, специальными службами; между подразделениями и участками тушения пожара;
расчет сил и средств для тушения пожара.
Групповые упражнения проводятся:
а) в территориальном органе МЧС России.
Возможны два варианта проведения занятий.
Первый вариант: на занятия привлекается только начальствующий состав аппарата, СПТ и ЦППС.
Второй вариант: на занятия привлекается не только начальствующий состав аппарата, СПТ и ЦППС, но и подразделений ФПС (в этом случае комплектуются смешанные игровые коллективы, руководителем занятий является начальник территориального органа МЧС России или его заместитель).
б) в подразделениях ФПС.
На занятия привлекается весь начальствующий состав подразделений ФПС. В отдельных случаях, по усмотрению начальника подразделения, могут привлекаться диспетчера (радиотелефонисты). Руководителем занятий является начальник подразделения.
Условием успешного проведения группового упражнения является предварительная разработка материалов, содержащих исходные данные, необходимые для подготовки обучаемых к занятию.
Исходные данные для разработки материалов упражнения являются приказы и директивы, организационно-методические указания, программы, наставления, а также приказы и указания старших начальников.
Тематику и учебные цели групповых упражнений разрабатывает территориальный орган МЧС России (начальник подразделения ФПС), учитывая особенности охраняемого района и уровень подготовки начальствующего состава, который привлекается к занятиям.
Деловые игры планируются не реже чем раз в квартал.
5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию
Каждому занятию должна предшествовать тщательная подготовка, в ходе которой руководитель должен последовательно решить следующие вопросы:
уяснить тему занятия;
определить учебную цель (если она не указана старшим начальником);
определить количество занятий, их продолжительность, учебные вопросы и учебные занятия, состав учебной группы;
изучить учебную и специальную литературу, требования инструкций, приказов, распоряжений, относящихся к содержанию занятия и методике его проведения;
подобрать объект (участок района выезда, здание, сооружение), отвечающий содержанию занятия, и изучить его оперативно-тактические особенности;
подготовить необходимые наглядные пособия (макеты, схемы, чертежи, оперативные планшеты, диапозитивы, карты, планы, таблицы, графики, экспонометры и др.);
подобрать примеры из опыта оперативно-служебной деятельности подразделений пожарной охраны, тушения и изучения пожаров, организации и проведения тактической подготовки;
разработать тактический замысел упражнения;
разработать задание для самостоятельной подготовки к групповому упражнению;
составить план проведения группового упражнения (с разработкой примерного варианта решения по каждой вводной).
Решение группового упражнения проводится, исходя из тактического замысла.
Тактический замысел должен выражать ту ситуацию и оперативную обстановку, в условиях которой будут отрабатываться учебные вопросы, соответствовать содержанию темы и учебной цели занятий.
Замысел оформляется в виде Методического плана (Приложение 4).
В этом разделе излагается идея старшего оперативного начальника о возможном в данной оперативной обстановке варианте организации и проведении разведки, оценки обстановки, определения решающего направления, организации работы оперативного штаба на пожаре, ведения действий по тушению пожара, а также наиболее оптимальные варианты оценки действий РТП
, расчета сил и средств, расстановки сил и средств, принятия решений обучаемыми по управлению силами и средствами и т.п.
После разработки тактического замысла следует приступить к разработке задания для обучаемых.
Задание - это основной документ, в соответствии с которым организуется и проводится подготовка обучаемых к занятию. Оно должно содержать сумму данных, которые позволили бы обучаемым уяснить задачу, возникшую перед аппаратом (подразделением, должностным лицом), оценить обстановку и принять правильное решение, давать возможность обучаемым уяснить содержание и порядок подготовки к занятию.
Задание печатается в необходимом количестве экземпляров и не менее чем за 7 дней до начала занятий выдается каждому участнику группового упражнения.
На основе тактического замысла руководителем занятия разрабатывается план проведения группового упражнения (приложение).
В нем излагаются основные, наиболее целесообразные приемы отработки учебных вопросов и даются их примерные решения. Степень его подробности может быть различной, в зависимости от уровня профессиональной подготовки и опыта руководителя занятий (при организации и проведении группового упражнения в пожарно-технических учебных заведениях несколькими преподавателями в разных группах может составляться методическая разработка).
Руководитель занятия заблаговременно разрабатывает вариант решения, который отражается в плане. Доводить его до сведения обучаемых в ходе подготовки и проведения занятия не допускается. Указанный вариант рассматривается только во время разбора занятия.
При подготовке к занятию руководитель должен наметить рассмотрение вопросов, связанных с воспитанием обучаемых, творческого подхода к делу, инициативы, дисциплинированности, соблюдения законности и культуры в работе.
Готовясь к разбору занятия, руководитель должен, исходя из степени подготовленности обучаемых, наметить, каких теоретических положений следует касаться при разборе занятия, на какие вопросы надо обратить особое внимание обучаемых, чтобы обеспечить более полное достижение учебной цели занятия.