Файл: Индивидуальная образовательная программа воспитателя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения
1.1 Основные понятия общеобразовательной программы
1.2 Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения
Глава 2. Разработка индивидуальной образовательной программы воспитателя
2.3. Преимущества индивидуальной образовательной программы воспитателя
-
1) основные характеристики образования - объем, содержание, планируемые результаты; -
2) организационно-педагогические условия; -
3) формы аттестации - учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.
Наличие в структуре образовательных программ форм аттестации является обязательным только в установленных законом случаях. Например, согласно ч. 1. ст. 58 ФЗ об образовании освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования)... сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, но с учетом двух требований (ч. 6, ч. 7 ст. 12 ФЗ об образовании):
-
1) образовательные программы разрабатывают в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; -
2) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Исключение составляют образовательные организации высшего образования, имеющие право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты (ч. 8 ст. 12). К таким образовательным организациям относят: 1) Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет; 2) образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальноисследовательский университет»; 3) федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации (Указ Президента РФ № 1332 от 09.09.2008 г. «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»[2]). Такие образовательные организации разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе собственных образовательных стандартов.
Кроме того, организации, осуществляющие образовательную деятельность:
-
- реализуют образовательные программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм; -
- могут использовать модульный принцип содержания образовательной программы и построения учебных планов; -
- могут применять систему зачетных единиц (количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе устанавливается ФГОС); -
- вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии; -
- реализуют образовательные программы в организациях или вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования); -
- размещают на своем официальном сайте информацию о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Особое место в процессе разработки и утверждения образовательных программ играют примерные основные образовательные программы. Как уже было сказано выше, примерные основные образовательные программы должны учитываться при разработке образовательных программ образовательной организацией.
Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных
образовательных стандартов. Вопросы, связанные с порядком утверждения примерных основных образовательных программ, подробно регламентируются приказом Минобрнауки № 594 от 28.05.2014 г.[3].
Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования, проекты примерных основных профессиональных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования.
Разработанные и одобренные примерные образовательные программы публикуются в специальной государственной информационной системе.
Глава 11 ФЗ об образовании предусматривает особенности реализации некоторых образовательных программ. К таким особенностям относится, в частности, особый порядок утверждения примерных образовательных программ. Так, например, типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, а не Министерством образования и науки, как это происходит по общему правилу (ч. 3 ст. 84).
1.2 Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения
В таблице 1 представлена структура программы
Разделы | Содержание | |
Целевой | 2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы | Пояснительная записка должна раскрывать: - цели и задачи реализации Программы; - принципы и подходы к формированию Программы; - значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) |
Содержательный | 2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей | Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: – специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; – выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; – сложившиеся традиции Организации или Группы. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно |
Организационный | 2.11.3. Устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы | Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы |
Дополнительный | 2.13. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления | В краткой презентации Программы должны быть указаны: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; 2) используемые Примерные программы; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей |
2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6 Стандарта).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.