Файл: Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации 5 Понятие бюджета, его роль и значение 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

1.1. Понятие бюджета, его роль и значение

1.2. Виды бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Глава 2. Роль и значение бюджетов в финансовом обеспечении деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

2.1. Государственный бюджет, управление им, доходы и расходы государственного бюджета

2.2. Региональные бюджеты в составе бюджетной системы Российской Федерации

2.3. Местные бюджеты как основа деятельности органов местного самоуправления

Глава 3. Бюджетный федерализм как основная тенденция бюджетной системы

3.1. Особенности бюджетной системы Российской Федерации: институциональный аспект

3.2. Фискальный федерализм как основа дисбаланса региональных и местных бюджетов

Заключение

Список использованной источников




Оглавление



Введение 3

Глава 1. Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации 5

1.1. Понятие бюджета, его роль и значение 5

1.2. Виды бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 8

Глава 2. Роль и значение бюджетов в финансовом обеспечении деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления 12

2.1. Государственный бюджет, управление им, доходы и расходы государственного бюджета 12

2.2. Региональные бюджеты в составе бюджетной системы Российской Федерации 14

2.3. Местные бюджеты как основа деятельности органов местного самоуправления 20

Глава 3. Бюджетный федерализм как основная тенденция бюджетной системы 28

3.1. Особенности бюджетной системы Российской Федерации: институциональный аспект 28

3.2. Фискальный федерализм как основа дисбаланса региональных и местных бюджетов 29

Заключение 34

Список использованной источников 36



Введение



Процессу бюджетирования подлежит вся финансово-хозяйственная деятельность предприятия – от его расчетного счета до всей совокупности доходов и расходов предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений.

Бюджетирование, являясь неотъемлемой частью и основой управленческого учета предприятия, способствует повышению эффективности управления, вносит системный характер во взаимодействие структурных подразделений предприятия, повышает уверенность руководителя в своевременном реагировании на изменения рыночной конъюнктуры.

Процесс бюджетирования позволяет выстроить комплексную, прозрачную для целей анализа картину положения предприятия на рынке, оценить конкурентоспособность, риски, условия и технологические особенности производства, количество и профессиональный уровень сотрудников, ассортимент продукции, оптимизировать себестоимость выпущенной продукции и провести анализ политики ценообразования, повысить оборачиваемость активов, минимизировать складские остатки, выявить внутренние резервы предприятия по наращиванию своей производственно-хозяйственной деятельности.


Тем самым данная тема очень актуальна.

Цель работы: изучить бюджет как финансовая база деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Объектом исследования: государство Российской Федерации.Предмет исследования: бюджет государства Российской Федерации

Задачи исследования следующие:

  1. Узнать что такое бюджет, его роль и значение

  2. Показать виды бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

  3. Изучить государственный бюджет, управление им, доходы и расходы государственного бюджета

  4. Рассмотреть региональные бюджеты в составе бюджетной системы Российской Федерации

  5. Проанализировать местные бюджеты как основа деятельности органов местного самоуправления

  6. Описать особенности бюджетной системы Российской Федерации: институциональный аспект 6

  7. Выявить фискальный федерализм как основа дисбаланса региональных и местных бюджетов

Теоретической базой исследования являются труды отечественных исследователей, которые раскрыты в учебниках и монографиях по бюджету. С целью анализа деятельности государственного бюджета были использованы внутренние неопубликованные документы.

Методами исследования являются общетеоретические методы исследования такие как: наблюдение, сравнение, анализ, синтез.

Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности доведения теоретико-методических разработок до уровня практических рекомендаций, направленных на улучшение логистического управления в организации, обеспечение экономического роста и достижение высоких экономических результатов деятельности Российской Федерации

Курсовая работа состоит из введения,трех, четырех глав, заключения, списка использованной литературы u приложения.



Глава 1. Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

1.1. Понятие бюджета, его роль и значение



Бюджет является центральным звеном финансовой системы. В настоящее время бюджет необходим каждому государству для удовлетворения государственных и общественных потребностей в денежных средствах.

В юридической и экономической литературе бюджет рассматривается в разных аспектах.



  1. Как экономическая категория бюджет обусловлен тем, что выполнение функций государства объективно требует финансовых ресурсов. В данном аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов.

Сущность бюджета как экономической категории реализуется через ряд функций: распределительную (регулирующую), контрольную, фискальную и информационную.

Содержание распределительной функции бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом выступают почти все участники общественного производства. Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через качественно-количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях национальной экономики.

Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены. С другой стороны, необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности.

С информационной стороны бюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и
организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

  1. В материальном смысле бюджет представляет централизованный денежный фонд, который формируется на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной власти. Материальное содержание бюджета имеет сложную организационную структуру и находится в постоянной динамике: изменяется объем аккумулируемых денежных средств, виды доходов и расходов.

  2. Как правовой акт бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти и имеющий силу закона.

В соответствии со ст. 2. Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. (с изм. и доп. от 26 октября 2012 г.) бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства[1]. По своей природе бюджет – политический акт. Это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит выражением доверия правительству со стороны большинства членов парламента, а отклонение бюджета есть наиболее резкое выражение недоверия парламента исполнительной власти.

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны.

Главное значение бюджета состоит в том, что через него происходит мобилизация централизованных финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов.

Бюджет, являясь формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения функций органов государственной власти, занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.


В новых условиях изменяются приоритеты бюджетной политики. Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики.

Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Тем самым реализуется распределительная функция этого звена финансовой системы.

Республиканские и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между органами управления. Через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части (контрольная функция этого звена финансовой системы).