Файл: Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации 5 Понятие бюджета, его роль и значение 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

1.1. Понятие бюджета, его роль и значение

1.2. Виды бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Глава 2. Роль и значение бюджетов в финансовом обеспечении деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

2.1. Государственный бюджет, управление им, доходы и расходы государственного бюджета

2.2. Региональные бюджеты в составе бюджетной системы Российской Федерации

2.3. Местные бюджеты как основа деятельности органов местного самоуправления

Глава 3. Бюджетный федерализм как основная тенденция бюджетной системы

3.1. Особенности бюджетной системы Российской Федерации: институциональный аспект

3.2. Фискальный федерализм как основа дисбаланса региональных и местных бюджетов

Заключение

Список использованной источников

1.2. Виды бюджетов бюджетной системы Российской Федерации



Структура бюджетной системы Российской Федерации (рис.1) [4].


Рисунок 1 - Структура бюджетной системы Российской Федерации
Принципы бюджетной системы Российской Федерации

  • единство бюджетной системы Российской Федерации;

  • разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

  • самостоятельность бюджетов;

  • равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

  • полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

  • сбалансированность бюджета;

  • эффективность использования бюджетных средств;

  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

  • прозрачность (открытость);

  • достоверность бюджета;

  • адресность и целевой характер бюджетных средств;

  • подведомственность расходов бюджетов;

  • единство кассы.

Виды бюджета показаны на рисунке 2 [4].


Рисунок 2- Виды бюджетной системы
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа. Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета республики и бюджетов районов, республиканских городов республики.Консолидированный бюджет области включает в себя областной бюджет области и бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области. Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет и бюджеты сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района.

Составление консолидированных бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.


Региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ. Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Характеристика принципов бюджетного устройства показаны на рис.3 [4]


Рисунок 3 - Принципы бюджетной системы РФ
Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Глава 2. Роль и значение бюджетов в финансовом обеспечении деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления


2.1. Государственный бюджет, управление им, доходы и расходы государственного бюджета



Финансовые отношения, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами в процессе образования и распределения централизованных фондов денежных средств, называются бюджетными отношениями (рис. 4).


Рисунок 4 - Виды государственных бюджетов.
На рисунке 5 показаны всевозможные налоги, которые поступали в бюджетную систему РФ [8].


Рисунок 5 - Поступления в бюджетную систему Российской Федерации

По рисунку 5 можно увидеть, что наибольшие поступления шли в федеральный бюджет (45,4%), затем в консолидированные (33,9%) и наименьше всего во внебюджетные и государственные фонды (20,8%).

Динамику этих трех показателей за последние 6 лет можно увидеть в приложении 1 [8].

На рисунке 6 показана динамика расходов в 2021 году [8].


Рисунок 6 - Диаграмма расходов за 2021 год
По рисунку выше можно сделать следующие выводы:

  1. В 2021 году наибольшую долю расходов ФБ составляли социальная политика (41%), межбюджетные трансферты (23%) и национальная оборона (20%).

  2. На военные сборы ушло 4,6 трлн рублей. Согласно докладу SIPRI – Стокгольмского международного института исследований проблем мира по сборам Россия занимает 4 место.

  3. В бюджете 2021 года наибольшее внимание уделено социальной сфере. На расходы в области медицины, образования, материальной поддержки населения и т. д. планировали потратить около 5,6 трлн рублей, или 26% от общего объема расходов.

  4. Плановые затраты на поддержание экономики – 3,3 трлн, на армию – 3,1 трлн рублей. Расходы на гражданскую оборону, правоохранительную деятельность, защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на четвертом месте (2,4 трлн рублей).

  5. Замыкает пятерку ключевых направлений бюджета здравоохранение – запланирован 1,1 трлн рублей.



2.2. Региональные бюджеты в составе бюджетной системы Российской Федерации




2022 г. стал переломным с точки зрения динамики налоговых и неналоговых доходов консолидированных региональных бюджетов: если в первой половине года она выглядела вполне удовлетворительно, и рост бюджетных доходов существенно опережал уровень инфляции, то к концу года рост прекратился, а снижение поступлений налога на прибыль, усугубленное его частичными возвратами налогоплательщикам, значительно повысило риск формирования отрицательных доходов бюджетов ряда регионов в отдельные месяцы. В 2023 г. без дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета бюджеты подавляющего большинства регионов окажутся несбалансированными, что может привести к росту общего объема регионального долга и уровня долговой нагрузки. Доходы В 2022 г. общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации1 составил 19,67 трлн руб., что на 12,1% больше значения этого показателя за 2021 г. и немного выше уровня годовой инфляции. Эти показатели были достигнуты в основном за счет роста налоговых и неналоговых доходов регионов (+13,0%), объем которых составил 15,43 трлн руб. Несколько медленнее росли безвозмездные поступления от других бюджетов (+6,7%, 3,92 трлн руб.).

В целом за 2022 г. основные налоговые доходы региональных и местных бюджетов демонстрировали достаточно схожую динамику: налог на доходы физических лиц (+16,4%), акцизы (+17,5%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+23,6%), налог на имущество организаций (+16,6%). Более высокими темпами росли неналоговые доходы (+29,0%). Положительные темпы роста безвозмездных поступлений от других бюджетов были обеспечены исключительно за счет субсидий (+47,3%), в то время как остальные виды межбюджетных трансфертов – дотации (-0,2%), субвенции (-17,5%) и иные межбюджетные трансферты (-14,6%) – показали отрицательную динамику.

Хорошие показатели поступлений бюджетных доходов за 2022 г. сформированы за счет высоких темпов роста в первом полугодии (+24,8%), в то время как во втором полугодии 2022 г. доходы выросли всего на 2,7%, а в IV квартале они уже не росли (0,0%). Данная динамика была характерна не только для налоговых и неналоговых доходов (26,8% в первом полугодии 2022 г., +2,2% – во втором и -1,2% – в IV квартале), но и для трансфертов (+14,1, +2,1 и -0,3% соответственно). Наиболее резкое изменение динамики в течение 2022 г. демонстрировал налог на прибыль организаций: его прирост (+45,7%) по итогам первого полугодия сменился снижением по итогам второго полугодия (-30,7%) и IV квартала (-39,8%) (рис. 7).



Рисунок 7 - Темпы роста в консолидированные бюджеты
Темпы других налоговых доходов консолидированных бюджетов регионов в течение 2022 г. не демонстрировали столь заметных изменений, а неналоговые доходы, хоть и остались в положительной зоне, серьезно сбавили темпы роста (44,4% в первом полугодии 2022 г., +19,6% – во втором полугодии и +18,3% – в IV квартале).

Изменение динамики объема основных доходных источников региональных и местных бюджетов сказалось на общей картине в региональном разрезе. Так, по итогам первого полугодия 2022 г. отрицательные темпы роста бюджетных доходов наблюдались только в Калининградской области (-4,6%), но уже к концу года число таких субъектов выросло до 12, а лидером по сокращению доходов консолидированного бюджета стала Липецкая область (-12,8%). Во втором полугодии 2022 г. снижение объемов поступлений затронуло 26 субъектов (максимальный показатель -38,9% в Тюменской области), а в IV квартале – 33 субъекта, у 5 из которых оно превысило 30%: Тюменская область (-48,89%), Красноярский край (-39,2%), Мурманская область (-33,2%), Республика Хакасия (-32,3%), Кемеровская область – Кузбасс (-30,4%). Основным драйвером такого сокращения стал налог на прибыль организаций, сальдированный объем поступлений которого в некоторые месяцы IV квартала 2022 г. в бюджеты отдельных регионов стал принимать отрицательные значения (Республика Калмыкия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Камчатский край и Чукотский автономный округ). В IV квартале 2022 г. лишь у 17 регионов бюджетные доходы росли быстрее инфляции. Наибольший прирост доходов консолидированного бюджета в 2022 г. показали Сахалинская область (+51,0%), Ямало-Ненецкий АО (+37,8%) и г. Санкт Петербург (+37,7%), в которых основным источником роста стал налог на прибыль организаций [9].

Учитывая негативную динамику поступлений налога на прибыль организаций, особенно сильно проявившуюся в IV квартале 2022 г. (рис. 7), а также сохранение негативных тенденций в экономике, в 2023 г. можно ожидать более частое применение практики возврата из региональных бюджетов излишне уплаченных сумм налога на прибыль организаций; дальнейшее снижение общих объемов его поступлений; а также, как минимум, замедление темпов роста других налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов.