Файл: Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации 5 Понятие бюджета, его роль и значение 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

1.1. Понятие бюджета, его роль и значение

1.2. Виды бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Глава 2. Роль и значение бюджетов в финансовом обеспечении деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

2.1. Государственный бюджет, управление им, доходы и расходы государственного бюджета

2.2. Региональные бюджеты в составе бюджетной системы Российской Федерации

2.3. Местные бюджеты как основа деятельности органов местного самоуправления

Глава 3. Бюджетный федерализм как основная тенденция бюджетной системы

3.1. Особенности бюджетной системы Российской Федерации: институциональный аспект

3.2. Фискальный федерализм как основа дисбаланса региональных и местных бюджетов

Заключение

Список использованной источников



Без дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета темпы роста доходов консолидированных бюджетов регионов могут оказаться в отрицательной зоне. Расходы По итогам 2022 г. расходы консолидированных бюджетов регионов составили 19,62 трлн руб., увеличившись по отношению к соответствующему показателю 2021 г. на 16,2%, что выше и уровня инфляции, и темпов роста бюджетных доходов. Лидерами роста стали расходы на национальную экономику (+27,5%), включая транспорт (+22,6%) и дорожное хозяйство (+30,3%), ЖКХ (+20,6%), общее образование (+20,7%), а также физическую культуру и спорт (+25,5%). Несколько медленнее росли расходы на общегосударственные вопросы (+15,6%), дошкольное образование (+9,7%), культуру и кинематографию (+16,6%) и социальную политику (+9,6%), включая социальное обеспечение (+6,7%) и охрану семьи и детства (+14,0%). Расходы на здравоохранение (-3,7%), как и расходы на обслуживание государственного и муниципального долга (-18,9%) показали отрицательную динамику. В первом случае это связано с частичным сворачиванием антиковидных мероприятий, а во втором – с замещением бюджетными кредитами коммерческого долга. В целом в 2022 г. имело место некоторое смещение структуры расходов консолидированных бюджетов регионов в сторону инвестиционных расходов. В 2022 г. расходы консолидированных бюджетов выросли в 84 субъектах РФ, а в 62 из них рост превысил инфляцию за аналогичный период. Единственным регионом, в котором сократились бюджетные расходы, стала Удмуртская Республика (-0,3%), что было связано с необходимостью их сдерживания ввиду наибольшего среди всех субъектов.

Российской Федерации уровня долговой нагрузки. Лидерами роста бюджетных расходов стали относительно обеспеченные регионы: Республика Татарстан (+32,5%), Ямало-Ненецкий автономный округ (+31,9%), г. Санкт-Петербург (+30,8%), Белгородская область (+29,6%), а также Самарская область (+28,8%). Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг В 2022 г. профицит консолидированного регионального бюджета наблюдался у 50 субъектов Российской Федерации и федеральной территории «Сириус», а его общий объем составил 50,59 млрд руб., или 0,3% общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов без учета субвенций. Общий объем государственного долга субъектов РФ по состоянию на 1 января 2023 г. составил 2,79 трлн руб., увеличившись за год на 12,7%. Общий объем долга был полностью скомпенсирован ростом налоговых и неналоговых доходов собственно региональных бюджетов (+13,2%), что позволило не допустить увеличения их долговой нагрузки1 ,
размер которой даже немного сократился, достигнув минимального для конца года за период 2014–2022 гг. уровня в 20,9% (рис. 8) [10].



Рисунок 8 - Долговая нагрузка
Число регионов с долговой нагрузкой выше 50% за год выросло с 23 до 25, но продолжает оставаться на приемлемом уровне (рис. 9) [10].


Рисунок 9 - Число субъектов РФ
Высокий уровень государственного долга, превышающий 100% объема налоговых и неналоговых доходов региона, сохраняется только у Удмуртской Республики (104,0%), что, учитывая усилия региональных властей по контролю за бюджетными расходами, не представляет большой проблемы. В целом за 2022 г. государственный долг вырос у 74 субъектов РФ, а долговая нагрузка – у 48. Благодаря мероприятиям Минфина России по замещению бюджетными кредитами дорогих в обслуживании кредитов кредитных организаций и государственных ценных бумаг субъектов, доля кредитов кредитных организаций в структуре госдолга за 2022 г. сократилась с 10,4 до 4,5%, доля ценных бумаг – с 32,3 до 23,4%, а доля бюджетных кредитов выросла с 55,4 до 71,0% (рис. 10) [10].


Рисунок 10 - Структура государственного долга
Таким образом, в 2022 г. с помощью федерального центра регионам удалось сохранить безопасный уровень долговой нагрузки. Вместе с тем наметившиеся во второй половине 2022 г. тенденции к существенному сокращению поступлений налога на прибыль организаций, а также отсутствие перспектив сохранения относительно высоких темпов роста поступлений других налогов и неналоговых доходов, без дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в бюджеты подавляющего большинства регионов окажутся несбалансированными, что приведет к росту как общего объема регионального долга, так и уровня долговой нагрузки/


2.3. Местные бюджеты как основа деятельности органов местного самоуправления



Доходы местных бюджетов по состоянию на 01.01.2022 исполнены в объеме 5 536,0 млрд. рублей или с ростом на 9,6% к аналогичному периоду прошлого года. В структуре собственных доходов местных бюджетов (без учета возвратов остатков прошлых лет) собственные доходы бюджетов городских округов, в т.ч. с внутригородским делением, занимают 60,0%, бюджетов муниципальных районов 28,5%, бюджетов сельских поселений 6,1%, бюджетов городских поселений 4,5%, бюджетов внутригородских муниципальных образований 0,8% и бюджетов внутригородских районов 0,1 процента (рис.11) [6].


Рисунок 11 - Доходы и расходы местных бюджетов
Собственные доходы местных бюджетов (без учета возвратов остатков прошлых лет), которые используются муниципальными образованиями для финансового обеспечения решения вопросов местного значения, по состоянию на 01.01.2022 выросли на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 3 748,8 млрд. рублей. Информация о динамике собственных доходов в разрезе федеральных округов представлена на графике 12 [9].



Рисунок 12 - Динамика собственных доходов местных бюджетов
В объеме поступивших по состоянию на 01.01.2022 доходов местных бюджетов налоговые доходы составили 1 569,8 млрд. рублей (28,4%), неналоговые – 298,9 млрд. рублей (5,4%), безвозмездные поступления, в т.ч. межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней (с учетом субвенций и возвратов остатков прошлых лет) – 3 667,3 млрд. рублей (66,2%) (рис. 13) [9].


Рисунок 13 - Динамика исполнения доходов местных бюджетов

По состоянию на 01.01.2022 отмечается значительный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговых доходов по таким видам платежей, как налог при патентной системе налогообложения - в 3,8 раза, налог на прибыль организаций – 72,2% и единый сельскохозяйственный налог - 32,9%. Растет и их доля в налоговых доходах (с ростом на 1,3 п.п., 0,6 п.п. и 0,2 п.п. соответственно к аналогичному периоду прошлого года). Поступления от налога на доходы физических лиц увеличились на 9,0% и составили 988,9 млрд. рублей или 63,0% в объеме налоговых доходов местных бюджетов. Рост неналоговых доходов составил 23,2% (рис.14) [9].



Рисунок 14 - Структура налоговых доходов местных бюджетов
Объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям (без учета субвенций и других безвозмездных поступлений, в т.ч. возвратов остатков) по состоянию на 01.01.2022 увеличился в сравнении с аналогичным периодом 2020 года на 7,3% (или на 127,4 млрд. рублей) и составил 1 880,1 млрд. рублей. Объем дотаций местным бюджетам по состоянию на 01.01.2022 увеличился на 9,7% и составил 597,5 млрд. рублей. Объем субсидий местным бюджетам составил 950,2 млрд. рублей, что выше на 4,5% аналогичного показателя по состоянию на 01.01.2021. Объем субвенций, предоставленных местным бюджетам по состоянию на 01.01.2022, вырос на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1 784,3 млрд. рублей (рис.15).



Рисунок 15 - Динамика межбюджетных трансфертов
Наибольший объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам (без учета субвенций и других безвозмездных поступлений, в т.ч. возвратов остатков), приходится на бюджеты муниципальных районов - 625,0 млрд. рублей (33,2%) и бюджеты городских округов, в том числе с внутригородским делением - 999,4 млрд. рублей (53,2%). Бюджетам городских и сельских поселений предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов в объеме - 239,1 млрд. рублей (12,7%), бюджетам внутригородских районов и бюджетам внутригородских муниципальных образований – 16,6 млрд. рублей (0,9%) (puc. 16) [9].


Рисунок 16 - Доля межбюджетных трансфертов

Общий объем расходов местных бюджетов по состоянию на 01.01.2022 составил 5 480,0 млрд. рублей, что выше на 9,2% объема расходов местных бюджетов по состоянию на 01.01.2021. Наибольший удельный вес в структуре расходов по состоянию на 01.01.2022 занимают расходы на образование (47,9%), ЖКХ (12,8%), национальная экономика (12,4%). По сравнению с аналогичными показателями по состоянию на 01.01.2021 произошел рост расходов на национальная экономика (на 14,6%), ЖКХ (на 13,0%), образование (на 9,1%) (рис.17) [10].


Рисунок 17 - Общий объем расходов местных бюджетов
По состоянию на 01.01.2022 общий объем доходов местных бюджетов превысил объем расходов местных бюджетов на 56,0 млрд. рублей (по состоянию на 01.01.2021 доходы местных бюджетов превышали расходы на 31,9 млрд. рублей. При этом в 60 субъектах Российской Федерации местные бюджеты исполнены с профицитом, который составил 67,3 млрд. рублей, в 25 субъектах Российской Федерации – с дефицитом в сумме 11,3 млрд. рублей (рис. 18).




Рисунок 18 - Динамика показателей дефицита
Субъекты Российской Федерации, имеющие наибольший профицит местных бюджетов по состоянию на 01.01.2022 (млрд. рублей): - Красноярский край 10,2 - Челябинская область 6,2 - Республика Саха (Якутия) 5,9 - Краснодарский край 5,7 - Воронежская область 2,8 Субъекты Российской Федерации, имеющие наибольший дефицит местных бюджетов по состоянию на 01.01.2022 (млрд. рублей).

Объем муниципального долга, его темп роста и структура показаны в приложении 2 [10]

Объем муниципального долга по состоянию на 01.01.2022 уменьшился по отношению к показателю на 01.01.2021 на 2,8% или на 10,6 млрд. рублей и составил 376,6 млрд. рублей. Муниципальный долг на 01.01.2022 составляет 20,2% от объема фактических налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов за 2021 год ( 1868,7 млрд. рублей), по состоянию на 01.01.2021 аналогичная доля составляла 23,5%. Объем расходов муниципальных образований на обслуживание муниципального долга по состоянию на 01.01.2022 составил 16,1 млрд. рублей, в том числе: расходы бюджетов городских округов, в т.ч. с внутригородским делением – 15,1 млрд. рублей; расходы бюджетов муниципальных районов – 0,8 млрд. рублей; расходы бюджетов городских поселений – 0,2 млрд. рублей.

Таким образом можно сделать следующие выводы

  1. Поступления НДС в Консолидированный бюджет РФ составил 19,7% от всех поступлений, это составляет 5,2 трлн. руб., в Федеральный бюджет - 34,7% от всех поступлений, это составляет 5,2 трлн. руб.

  2. Поступления налога на прибыль в Консолидированный бюджет РФ составил 21,3% от всех поступлений, это составляет 5,6 трлн. руб., в Федеральный бюджет - 9,2% от всех поступлений, это составляет 1,4 трлн. руб., а в Консолидированный бюджет субъектов РФ - 37,2% от всех поступлений, что составляет 4,2 трлн. руб.

  3. Поступления НДФЛ в Консолидированный бюджет РФ составил 16,7% от всех поступлений, это составляет 4,4 трлн. руб., в Федеральный бюджет - 0,7% от всех поступлений, это составляет 111,1 млрд. руб., а в Консолидированный бюджет субъектов РФ - 37,6% от всех поступлений, что составляет 4,3 трлн. руб.

  4. Поступления акцизов в Консолидированный бюджет РФ составил (-3,7%) от всех поступлений, это составляет (-981,7) млрд. руб., в Федеральный бюджет (-12,8%) от всех поступлений, это составляет (-1,9) трлн. руб., а в Консолидированный бюджет субъектов РФ - 8,2% от всех поступлений, что составляет 931,1 млрд. руб.

  5. Поступление имущественных налогов в Консолидированный бюджет РФ составил 4,9% от всех поступлений, это составляет 1,3 трлн. руб., а в Консолидированный бюджет субъектов РФ - 11,3% от всех поступлений, что составляет 1,3 трлн. руб.

  6. Поступление НДПИ в Консолидированный бюджет РФ составил 34,1% от всех поступлений, это составляет 8,9 трлн. руб., в Федеральный бюджет - 59,3% от всех поступлений, это составляет 8,8 трлн. руб., а в Консолидированный бюджет субъектов РФ - 1% от всех поступлений, что составляет 108,6 млрд. руб.