Файл: Пермский филиал Факультет бизнесинформатики Кафедра информационных технологий в бизнесе удк 004. 031. 4 Информационная система для привлечения абитуриентов выпускная квалификационная работа бакалавра.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные понятия и определения
Механизм интеграции университета и общества
Особенности приема в высшие учебные заведения России
Моделирование бизнес-процессов
Выбор программного обеспечения
Наименование и условное обозначение темы разработки
Требования к функциональным характеристикам
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Пермский филиал
Факультет бизнес-информатики
Кафедра информационных технологий в бизнесе
УДК 004.031.4
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ
Выпускная квалификационнаяработа бакалавра
Работу выполнил студент
группы БИ-10-1
4 курса факультета бизнес-информатики
Байрамова Елена Афсаровна
Научный руководитель:
доцент кафедры
информационных технологий в бизнесе,
к.ф-м.н., доцент
Плаксин Михаил Александрович
“____”20__ г
Пермь 2014
Оглавление
Список терминов и сокращений
-
ИС – информационная система. -
БП – бизнес-процесс. -
СУБД – система управления базами данных. -
ПО – программное обеспечение. -
ARIS – Architecture of Integrated Information Systems. -
IDEF – Integrated Computer-Aided Manufacturing. -
MVC – Model-view-controller. -
UML – Unified Modeling Language. -
РИО – редакционно-издательский отдел. -
ПК – первичный ключ. -
АС – администратор системы. -
КА – контентный администратор. -
Пт – публицист. -
ОП – обычный пользователь.
Введение
Современный рынок труда предъявляет высокий спрос на специалистов, владеющих передовыми знаниями сразу в нескольких областях. Такими специалистами, как в области информационных технологий, так и в сфере менеджмента, являются выпускники факультета бизнес-информатики. Открытие кафедры информационных технологий, а затем и факультета бизнес-информатики, позволило НИУ ВШЭ – Пермь занять лидирующие позиции в сфере подготовки бизнес‑информатиков в Пермском крае. В то же время возрастающий спрос стал основанием для создания подобных направлений и в других вузах Перми, что впоследствии привело к обострению конкуренции между ИТ‑специальностями.
Существование факультета немыслимо без ежегодного набора новых студентов, от качества которого зависит будущее функционирование факультета и академическая деятельность. В условиях ужесточения межвузовской конкуренции за абитуриента ориентация на потребителя становится ключевым принципом организации образовательной деятельности [1]. В рамках подобного подхода одним из главных условий является создание налаженной системы взаимодействия, которая может стать одним из факторов конкурентного преимущества и обеспечить развитие университета, формируя долгосрочные и лояльные отношения с потребителями.
Хотя подобное взаимодействие является одной из основ деятельности университета, прослеживается недостаточность разработанных механизмов для привлечения абитуриентов и интеграции университета и общества. Среди основных проблем можно выделить такие, как:
-
отсутствие единой базы данных лиц для взаимодействия; -
малое количество информационных материалов о факультете бизнес‑информатики НИУ ВШЭ – Пермь и недостаточные возможности интерактивного взаимодействия с представителями факультета, что ведет к недостаточной осведомленности абитуриентов; -
отсутствие механизмов получения обратной связи.
Помимо аспектов взаимодействия факультета с абитуриентами, в рамках данной работы рассмотрены вопросы интеграции университета и общества с целью получения дополнительных возможностей привлечения абитуриентов.
Объектом исследования данной работы является процесс взаимодействия факультета с абитуриентами и обществом в целом, ориентированный на привлечение абитуриентов; предметом – информационная система взаимодействия факультета и общества.
Цель работы заключается в проектировании и разработке информационной системы для автоматизации процесса взаимодействия факультета бизнес‑информатики НИУ ВШЭ – Пермь с абитуриентами и их окружением.
Для достижения поставленной цели необходимо:
-
изучить существующие подходы, формы и инструменты взаимодействия с потребителями образовательных услуг; -
определить преимущества и обосновать необходимость интеграции университета и общества с целью привлечения потенциальных абитуриентов; -
идентифицировать потенциальных потребителей образовательных услуг и заинтересованных лиц для взаимодействия; -
предложить проекты по организации взаимодействия с абитуриентами и заинтересованными лицами; -
описать модель существующего взаимодействия с абитуриентами НИУ ВШЭ – Пермь с целью определения путей повышения эффективности функционирования; -
определить функциональные требования к системе; -
составить техническое задание на разработку системы; -
провести обзор и определить инструментальное средство для создания информационной системы; -
спроектировать схему базы данных; -
разработать информационную систему; -
оценить экономическую эффективность реализации предложенных решений.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются вопросы интеграции университета и общества, используемые инструменты и механизмы; определяется специфика рынка образовательных услуг Российской Федерации. Проводится анализ существующих решений, направленных на привлечение абитуриентов и взаимодействие с их окружением. Кроме того, глава содержит проектные решения для привлечения абитуриентов.
Во второй главе приведена описательная модель текущего взаимодействия с абитуриентами. На основе анализа узких мест определяются требования к модели «как должно быть». Происходит выбор программного обеспечения и формализация требований. Конец главы содержит информацию о разработке системы.
В рамках третьей главы определяются показатели эффективности предлагаемой информационной системы и приводится экономическое обоснование необходимости внедрения.
-
Предпроектное исследование
Первая глава работы дает представление о проведенном предпроектном исследовании. Глава содержит определения основных понятий, связанных с созданием и разработкой информационных систем, и обзор литературы, посвященной механизмам интеграции университета и общества. В рамках главы определены целевые группы для взаимодействия, предложены несколько проектов. Также приведен аналитический обзор информационных систем, организующих взаимодействие университета, абитуриента и общества.
Основные понятия и определения
В данном параграфе будут рассмотрены ключевые понятия данной работы. Прежде всего, необходимо дать определение термину «информационная система». Согласно трактовке, предложенной Helmut Krcmar (экономистом и профессором кафедры информатики Мюнхенского технического университета), «bei Informationssystemen handelt es sich um soziotechnische Systeme die menschliche und maschinelle Komponenten umfassen und mit dem Ziel der optimalen Bereitstellung von Information und Kommunikation nach wirtschaftlichen Kriterien eingesetzt warden» [2]. Автор определяет два основных компонента ИС – людей (персонал) и техническое обеспечение. Также одним из ключевых моментов является определение назначения системы как средства для оптимального представления информации с точки зрения выбранных экономических критериев. Таким образом, определение включает в себя не только технологическую, но и экономическую точку зрения на информационные системы.
Иное определение, предложенное профессором кафедры бизнес‑информатики Франкфуртского университета, доктором Роландом Габриэлем, гласит, что, в узком смысле, информационная система — программная система для выполнения бизнес-задач [3]. В то время как назначение информационных систем первого определения заключается в представлении информации, в определении, представленным Роландом Габриэлем, спектр решаемых задач существенно расширен всеми бизнес-задачами предприятия. Автор также уточняет, что компонентами системы являются люди (персонал), технологии (программное и аппаратное обеспечение) и прикладные программы.
Одним из способов достижения поставленных перед бизнесом задач являются бизнес-процессы предприятия. Согласно определению Александра Игоревича Громова, бизнес-процесс — одна или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес задачу или политическую цель предприятия [4]. Помимо общего назначения бизнес-процесса как средства реализации бизнес-задач, важен и взгляд автора на бизнес-процессы как на некую деятельности или совокупность процедур.
Более точное определение предоставляет Институт качества Ericsson в 1993 году: бизнес-процесс – цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей [5]. Аналогично определению, данному А.И. Громовым, указывается, что бизнес‑процесс – это, прежде всего, какая-либо деятельность на предприятии, однако в нем подчеркивается, что деятельность обязательно имеет цель, или бизнес-задачу,
измеримые результаты, а также потребителя.
Другое определение, оперирующее понятиями входа и выхода, предлагает Владимир Владимирович Репин [6]. Согласно его точке зрения, бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.
Авторы сходятся в понимании бизнес-процесса как неких взаимосвязанных видов преобразующей деятельности, подчеркивая важность определения целей процесса, его потребителей и их потребностей, а также специальной системы измерителей. Соблюдение данных условий обеспечивает возможность отображения бизнес-процессов в качестве функции разрабатываемой системы.
Помимо бизнес-процессов, являющихся, по сути, функциями системы, важной характеристикой является база данных, используемая в качестве основы. Согласно определению Михаила Рувимовича Когаловского, одного из ведущих российских ученых в области баз данных и информационных систем, «база данных – организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей» [7]. В свою очередь, Томас Коннолли определяет базу данных в качестве «совместно используемого набора логически связанных данных (и описание этих данных), предназначенного для удовлетворения информационных потребностей организации» [8]. Несмотря на разногласия в установлении потребителя данных (пользователь или организация) и важности метаданных (в определении Михаила Рувимовича Когаловского они не упомянуты явно), оба определения указывают на конечную цель (удовлетворение информационных потребностей) и свойства организованности (или связности) данных.
Таким образом, были определены три ключевых составляющих системы взаимодействия с абитуриентами. Прежде всего, это бизнес-процессы взаимодействия, имеющие определенную цель, потребителя, а также конкретные измерители. Для их реализации, или, иными словами, для достижения бизнес‑задач, будет создана информационная система, которая задействует прикладное программное обеспечение и персонал. Для удовлетворения информационных потребностей в основе системы будет лежать база данных.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17
Механизм интеграции университета и общества
Как было отмечено ранее, одной из основ деятельности университета являются налаженные механизмы взаимодействия как с абитуриентами, так и с обществом в целом. Данный параграф посвящен концепции реализации подобных механизмов.
18 сентября 1988 года в честь торжеств, посвященных 900-летию Болонского университета, ректоры 430 европейских университетов подписали «Великую хартию университетов» – «TheMagnaChartaUniversitatum». Целью документа было отметить важнейшие ценности университетских традиций. В вступлении документа, определяющего фундаментальные принципы развития высшего образования, говорится об особой роли, которую призваны играть университеты в обществе: задаче по распространению знаний среди младших поколений, означающей сегодня обязательство обращаться ко всему обществу, чье культурное, социальное и экономическое будущее требует теперь особого, значительного и постоянного вклада [9]. Профессор права Болонского университета Фабио Альберто Роверси-Монако трактовал создание хартии «возникшей необходимостью вновь обратиться к истокам Университета для того, чтобы достойно встретить вызов сегодняшнего мира, а также подтвердить необходимость интеграции между университетом и обществом самым доступным способом» [10].
Одним из путей выполнения возложенных задач интеграции с обществом стало направление деятельности, получившее название Public Engagement, или вовлечение общества в жизнь университетов. Наибольшее распространение термин получил в Великобритании; развитие данного направления определило создание Национального Координационного Центра (National Co-ordinating Centre for Public Engagement, NCCPE). В Манифесте, созданном Центром, указывается особая роль университетов в жизни и процветании нации, заключающаяся в обучении, исследованиях, взращивании студентов и налаживании связей с другими организациями [11].
Согласно определению Национального Координационного Центра, Public Engagement–это множество способов, благодаря которым деятельность и преимущества высшего образования могут быть разделены с обществом. Подобное взаимодействие, по определению, является двусторонним процессом с целью получения взаимных выгод [12].