Файл: Пермский филиал Факультет бизнесинформатики Кафедра информационных технологий в бизнесе удк 004. 031. 4 Информационная система для привлечения абитуриентов выпускная квалификационная работа бакалавра.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целевая аудитория


Проекты public engagement, хотя и определяют целевую аудиторию, нацелены не только на абитуриентов, но и на общество в целом. Закономерным является вопрос эффективности взаимодействия с другими социальными группами. Для ответа на данный вопрос в предыдущей работе автора была построена описательная модель взаимодействия [21].

Для построения модели был использован Системный оператор – один из методов системного анализа. В стандартном представлении системный оператор представляет 9 экранов или квадратов на пересечении двух осей: по горизонтали откладываются периоды времени (прошлое, настоящее, будущее), а по вертикали –уровни (надсистема, система, подсистема). Из этого следует, что системный оператор позволяет охватить как временные, так и системные взаимосвязи, рассмотреть систему в динамике [22].

Системный оператор был построен в разрезе трех временных периодов. Первый длится до получения итогов ЕГЭ. Второй – со времени выбора, на какие факультеты подать документы, и до зачисления (передачи оригиналов документов в вуз). Третий – обучение на факультете. В качестве надсистем были выбраны те системы, которые оказывают на школьника влияние при выборе факультета и профессии в будущем: школа (одноклассники абитуриента, преподавательский состав и т. д.), друзья, семья, знакомые, имеющие авторитет, и к мнению которых он прислушивается, информационная среда (например, ярмарка образования).

Подсистемами стали личные оценки, цели, мотивы, ожидания абитуриента:

  1. желание школьника-абитуриента получить ту или иную профессию;

  2. склонности к тому или иному предмету, навыки, интересы;

  3. желание самореализоваться;

  4. собственное мнение о вузе, факультете;

  5. оценка перспектив обучения на факультете (будущая работа).

По итогам построения описательной модели системы стало возможным определить два направления работы. Прежде всего, различия в надсистемах и подсистемах (влияние внешней и внутренней среды системы – школьника) дает первое деление. Согласно системному анализу, система неотделима от окружающей ее среды, поэтому работу надо проводить как с самим школьником–абитуриентом (внутренняя среда), так и с его окружением. С другой стороны, работу можно поделить на 2 этапа: до и после зачисления. В соответствии с системным оператором, работу важно проводить как с внешней, так и с внутренней средой, как до поступления, так и после.


Эмпирическими доказательствами полученных выводов являются данные, полученные в ходе опроса абитуриентов НИУ ВШЭ – Пермь, приведенные в приложении А. Анализ характеристик абитуриентов.

Таким образом, теоретически и эмпирически была доказана необходимость взаимодействия не только с самим абитуриентом, но и с его окружением. Важность представляет необходимость подобного взаимодействия до получения результатов ЕГЭ, еще во время учебы в школе.

Применение методов public engagement является одним из средств достижения поставленных целей, поскольку, во-первых, благодаря применению подобного подхода осуществляется комплексное взаимодействие как с абитуриентами, так и с их окружением, в которое входят учителя, родители и знакомые, а также с общественными организациями. Во-вторых, подобная деятельность привлекает внимание к университету, делает его социально ответственным в глазах общества, что, в некоторой степени, является маркетинговым ходом. В‑третьих, происходит «втягивание» абитуриентов в жизнь университета еще со школьной скамьи.
  1. Проекты для привлечения абитуриентов


Проекты в сфере public engagement имеют достаточно разносторонний характер. Университет может ограничиться проведением консультаций или расширить взаимодействие вплоть до совместных проектов школьников и студентов. В данном параграфе будут рассмотрены различные варианты.

Прежде всего, для организации проектов необходимо сформировать ответственную команду. Примером может служить опыт НИУ ВШЭ, создавшего для данных нужд отдельное структурное подразделение – «Дирекцию по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися». Однако масштабы проектов московского кампуса гораздо больше, нежели пермского. В данной ситуации логичным решением будет набор команды студентов‑волонтеров во главе с куратором – сотрудником НИУ ВШЭ – Пермь. Поскольку предлагаемые проекты и информационная система на первоначальном этапы рассчитаны на факультет бизнес-информатики, то куратором может стать либо сотрудник кафедры ИТБ, ответственный за привлечение абитуриентов, либо сотрудник отдела по связям с общественностью. Следовательно, основная часть работы на студентов‑волонтеров, задачей которых станет актуализация информации в системе.



Выбор проектов для реализации был основан на опыте всемирно известных университетов (например, Кембриджского и Гарвардского университетов) по вовлечению общества в жизнь университета (см. табл. 1.1. Проекты). Кроме того, важно было наиболее распространенные заблуждения о НИУ ВШЭ – Пермь (см. прил. А. Анализ характеристик абитуриентов).

Первые два проекта («Из первых уст» и «Нашими глазами») носят консультационный характер и позволяют ответить на вопросы, возникающие у абитуриентов, родителей и иных лиц.

В рамках проекта «Из первых уст» школы Перми (Пермского края) могут пригласить на свою территорию докладчика с заинтересовавшей их темой. Докладчиком может быть преподаватель факультета или студент. Для организации данного проекта публикуется список тем и форма для заявки. Выбрав тему, представитель школы оставляет заявку для согласования времени лекции.

  1. Проекты

Название проекта

Модель проекта

Целевая аудитория

Задачи

Процедура организации

«Из первых уст»

«Book a speaker», Cambridge university

[23]

Школьники средних и старших классов, учителя школ Перми

  • Профессиональная ориентация – информирование школьников о направлениях обучения факультета бизнес–информатики;

  • привлечение школьников к участию в олимпиадах и конкурсах;

  • приобретение студентами опыта публичных выступлений.

  1. На основе предложенных тем формируется и публикуется на сайте список возможных тематик выступлений.

  2. Учителя выбирают понравившуюся тему и оставляют заявку, шаблон которой опубликован на сайте.

  3. Координатор связывается с учителем и спикером для назначения места и времени презентации.

«Нашими глазами»

«Hear from our students»,

Harvard university [24]

Школьники средних и старших классов

  • Профессиональная ориентация – информирование школьников о направлениях обучения факультета бизнес–информатики;

  • рассказ о студенческой жизни из первых уст;

  • приобретение студентами опыта написания текстов и изложения мыслей.

  1. Студент проходит регистрацию и авторизацию на сайте.

  2. Студент добавляет новую публикацию в раздел «Блоги».

  3. Контентный администратор проверяет публикацию.

  4. Если публикация одобрена, то она размещается на сайте, иначе отправляется на доработку.

«Открытый университет»




Школьники средних и старших классов, учителя, заинтересованные лица

  • Создание среды для общения с известными людьми Пермского края;

  • привлечение к взаимодействию школьников и их окружение.

  1. На сайте проводится опрос на предмет заинтересованности во встрече с той или иной персоной.

  2. В случае положительных отзывов, координатор договаривается о времени и тематике встречи.

  3. При помощи сайта проводится уведомление и запись участников.


Примерами тем могут быть задачи по дисциплинам «Теория игр» или «Экономика», разработка игр для мобильных устройств, составление бизнес-плана для будущих предпринимателей и другие.

Благодаря проекту «Нашими глазами» школьники, учителя, родители и иные заинтересованные в информации лица могут взглянуть на жизнь факультета и университета глазами простых студентов, задать интересующие вопросы и пообщаться со студентами напрямую. Кроме того, помимо студентов блоги могут вести преподаватели и руководство факультета. Например, организовывая онлайн‑консультации с деканом факультета в заранее оговоренные дни.

Проект «Открытый университет» преследует своей целью сотрудничество. Участвуя в данном проекте, школьники и студенты могут встретиться с известными людьми Перми и Пермского края. В НИУ ВШЭ – Пермь довольно часто проводятся подобные встречи для студентов; участие в проекте школьников позволит взглянуть на будущих работодателей и услышать истории успеха выпускников.

Важным условием является и мотивация участников подобных проектов. Если школьники и родители заинтересованы в получении достоверной и актуальной информации, а университет в привлечении абитуриентов, то активное участие учителей можно обеспечить нематериальными стимулами, как благодарственные письма или грамоты, а также публикации. Учителя школ заинтересованы в участии, поскольку на данный момент в Пермском крае действует программа по аттестации педагогических работников образовательных учреждений Пермского края. В соответствии с условиями аттестации, подтверждение соответствия занимаемой должности основывается на экспертизе материалов, представленных в «Электронном портфолио педагогов» [25]. Основными пунктами портфолио педагога являются:

  1. Участие в методической работе и распространении педагогического опыта.

  2. Материалы участия педагогического работника в проектной деятельности.

  3. Материалы внеурочной деятельности.

  4. Результаты обучения и воспитания учащихся, воспитанников.

  5. Материалы, подтверждающие работу с родителями.

Для заполнения портфолио учителям необходимо прикрепить подтверждающие участие в том или ином мероприятии документы. Предложенные проекты не требуют от педагога больших затрат времени и сил, но в то же время выданные документы могут стать подтверждением участия в проектах, социально‑образовательных инициативах, внеурочной деятельности педагога. Кроме того, руководство может отслеживать педагогов, наиболее активно участвующих в мероприятиях, и впоследствии налаживать более тесный контакт.

Помимо конкретных проектов факультет может устраивать заочные школы и конкурсы, организовывать конференции и олимпиады. При описании функциональных требований к разрабатываемой системы должны быть учтены потребности при организации различных проектов.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Обзор существующих решений


В данном параграфе рассмотрим несколько проектов различных университетов с точки зрения применяемых информационных систем и технологий.

Университет, публикуя информацию или привлекая общество к сотрудничеству, может применять различные методы взаимодействия. В качестве целевой группы могут быть выбраны как школьники, так и учителя школ, родители учеников, или организации, сотрудничающие с университетом. В рамках следующего обзора обозначим различные целевые группы как заинтересованных в информации и сотрудничестве лиц.

Определим несколько групп применяемых информационных систем:

  1. Официальные вебсайты университетов, содержащие информацию как для студентов и сотрудников, так и для всех заинтересованных лиц.

  2. Группы и профили университетов в социальных сетях.

  3. Вебсайты с интерактивным или разъяснительным контентом для будущих студентов. В качестве примеров можно привести вебсайт Университета Центрального Ланкашира (The University of Central Lancashire, UCLan) [26] или вебсайт Эдинбургского Университета имени Джона Напье (Edinburgh Napier University) [27]. Основной контент, представленный на подобных сайтах, – информация об университете и карта корпуса, а также полезная информация касательно студенческой жизни.

  4. CRM – системы, применяемые сейчас во множестве университетов по всему миру. Среди российских разработок – «NORBIT4Edu» компании «Норбит» [28] или «Система управления взаимоотношениями для образовательного учреждения» компании «VPgroup», основным функционалом которых является управление базой контактов в соответствии с целями и задачами вуза и полная интеграция взаимоотношений, начиная со школьной скамьи [29].

  5. Вебсайты с материалами лекций, практик, возможностью обучения. Примерами являются опубликованные в сети лекции Стэндфордского университета в качестве проекта «Stanford Online» [30] и проект в сфере онлайн-образования Coursera, не относящийся, однако, к определенному университету [31].

  6. Вебсайты центров дополнительного образования, основная деятельность которых – организация и проведение различных конкурсов в сфере образования. Они также не относятся к деятельности университетов, однако могут служить посредником между университетом и обществом, о которых упоминалось ранее.

В качестве примера университета, активно взаимодействующего с обществом и тем самым привлекающего внимания новых абитуриентов, стоит привести официальный вебсайт Кембриджского университета. Страницы сайта посвящены отдельным проектам, реализующимся при помощи университета, информации для участников и волонтеров, а также новостям и предстоящим событиям. Вебсайт университета выполняет только лишь информационные функции; возможность оставить отзыв или получить консультацию отсутствует. Таким образом, среди целей, приведенных в первой главе, выполняется только первая – информирование. Схожую цель имеют, интерактивные вебсайты и вебсайты с образовательным контентом.

Другая цель – консультирование – может быть достигнута при помощи создания профиля в социальных сетях или использовании других инструментов, как, например, сервисов интерактивных опросов или менеджера мероприятий с функциями анкетирования и регистрации. Однако в подобном случае отсутствует возможность создания единой базы данных заинтересованных лиц для последующего взаимодействия. Использование различных инструментов приведет к накоплению разрозненных данных, что снижает эффективность работы.

Для анализа достоинств и недостатков каждой из групп определим несколько критериев:

  1. взаимодействие с различными группами пользователей;

  2. требуемые усилия для привлечения аудитории;

  3. наличие персональных данных о пользователях;

  4. мотивация пользователей использовать предлагаемую систему;

  5. возможность интеграции с существующими в НИУ ВШЭ – Пермь системами.

Сравнение классов информационных систем согласно выбранным критериям приведено в таблице 1.2. Сравнение информационных систем.

При подведении итогов сравнения следует отметить несколько моментов. Прежде всего, это важность длительного взаимодействия со школьниками и их окружением, что ведет к необходимости регистрации в ИС. Иными словами, для эффективного функционирования ИС необходимо, чтобы пользователи не просто просматривали страницы вебсайта, но и оставляли данные для последующего информирования и «втягивания» в жизнь университета. Во-вторых, информация, содержащихся в этих данных должна четко классифицировать тип пользователя (школьник/учитель), что важно для последующего взаимодействия и мотивирования.

Каждый из классов существующих систем имеет как достоинства, так и недостатки. Основным недостатком официальных вебсайтов является невозможность установить конкретных пользователей и продолжить взаимодействие. Другими словами, взаимодействие будет осуществляться только при соответствующей инициативе пользователя. Более того, при помощи данного типа ИС отсутствует возможность какой-либо мотивации пользователей. Аналогичный недостаток присущ и вебсайтам с интерактивным контентом.