Файл: Пермский филиал Факультет бизнесинформатики Кафедра информационных технологий в бизнесе удк 004. 031. 4 Информационная система для привлечения абитуриентов выпускная квалификационная работа бакалавра.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Благодаря вовлечению общества, высшее образование играет все большую роль в социальной и культурной жизни; данное направление также позволяет не только соответствовать фундаментальным принципам, но и извлекать пользу.

Среди целей Public Engagement выделяют информирование, консультирование и сотрудничество [13]. Рассмотрим подробнее каждую из них (см. рис. 1.1. Цели вовлечения общества).

  1. Информирование (Informing).

Университеты, преследующие своей целью проинформировать общество, чаще всего устраивают открытые или выездные лекции и презентации, выставки, публикуют заметки и выступают на фестивалях и ярмарках. В спектр задач входит сообщить о деятельности внутри университета, вдохновить и приобщить к ней.

  1. Консультирование (Consulting).

С другой стороны, важным является не только распространять, но и получать информацию, идеи и опыт, для чего существует целый ряд методик и способов, как-то: встречи с общественностью, открытые заседания, дискуссионные мероприятия, консультации и собрания групп. Акцент делается на максимизации качества обратной связи и вовлечения общества.

  1. Сотрудничество (Collaborating).

Наиболее тесное сотрудничество университета и общества наблюдается в совместной работе над исследовательскими проектами, сотрудничестве студентов с общественными организациями или создании справочных служб для получения экспертных оценок.



  1. Цели вовлечения общества

Чаще всего университеты пытаются добиться успеха в каждой из трех областей. Определяясь с целью public engagement и ключевой аудиторией, университет привлекает к своей деятельности социальные институты, которые с ней уже взаимодействуют, как, например, школы, музеи, волонтерские организации [14] (см. рис. 1.2. Социальные институты для взаимодействия).



  1. Социальные институты для взаимодействия

Применение подобного подхода на практике имеет несет множество преимуществ как для университета, так и для абитуриентов. Однако, следует отметить, что условия приема в российские высшие учебные заведения имеют собственную специфику. В следующей части
работы будут рассмотрены основные отличия, а также выгоды реализации методов на практике.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Особенности приема в высшие учебные заведения России


Методы public engagement получили широкое распространение во множестве международных университетов. Однако практика российского образования в области приема абитуриентов имеет несколько существенных отличий, важнейшим из которых является отсутствие у высших учебных заведений возможности внесения дополнительных критериев отбора помимо результатов Единого государственного экзамена. Таким образом, абитуриенты лишаются преимуществ, которые могли бы получить, активно взаимодействуя с университетом до поступления.

В результате механизма отбора, основанного только лишь на результатах ЕГЭ, формируется ряд противоречий:

  1. Ни факультет, ни абитуриент не в состоянии достоверно судить, насколько данный факультет подходит абитуриенту, до тех пор, пока не начнется обучение.

  2. Вуз может получить конкретную информацию об абитуриенте только после подачи заявления. С другой стороны, абитуриент может узнать что-либо об университете и факультетах заранее, еще до подачи заявления.

  3. Факультет, зная информацию об абитуриенте, не вправе выбирать, кого принимать. Приемная комиссия обязана зачислять абитуриентов в соответствии с рейтингом баллов ЕГЭ и отказывать абитуриенту с меньшими баллами, даже если он больше подходит для учебы на данном направлении [15].

В процессе обучения факультет вырабатывает собственные критерии «соответствия» студента. В настоящее время проверить это соответствие факультет может только лишь после зачисления абитуриента. Существующие вступительные экзамены, а именно ЕГЭ, являются общими для всех и не дают детальной информации о требуемых навыках абитуриента.

Проведение вступительных экзаменов факультетом позволило бы более точно определять, насколько способности, знания и навыки абитуриента подходят выбранному направлению. Также и сам абитуриент мог бы получить примерное представление об учебе на факультете еще до зачисления. Еще одно преимущество приводится в статье М. А. Плаксина: «Если школьник хотел поступить в данный вуз, он специально готовился к поступлению именно в этот вуз, целенаправленно добывал нужные для этого знания. И тем самым обеспечивал себе преимущество при поступлении. Вуз в результате отбора именно таких абитуриентов получал первокурсников с высокой степенью мотивации и высоким стартовым уровнем» [16].


Тем не менее проведение вступительных экзаменов для отбора абитуриентов недоступно для большинства вузов. В то же время применение методов public engagement позволяется устранить часть противоречий этапа отбора и приема абитуриентов.
  1. Преимущества интеграции


Основным преимуществом использования на практике проектов public engagement является возможность абитуриентов погрузиться в жизнь университета еще до поступления, и определить, насколько данная программа соответствует его требованиям и ожиданиям.

Важность подобной возможности обуславливали авторы, как например, президент Американской социологической ассоциации, социолог Джеймс С. Коулман и старший аналитик–исследователь американского исследовательского института, социолог Барбара Е. Ловиттс. Джеймс Коулман в работе «The principle of symmetry in college choice» 1970 года охарактеризовал ассимметрию между информацией, доступной университету о студенте, и информацией об университете доступной студенту, как источник ложных представлений множества студентов о выбранном направлении обучения. Он утверждал, что следование принципу симметрии информации позволит абитуриентам принимать более взвешенные решения, что впоследствии снизит уровень отсева во время обучения [17]. На основе проведенного анализа Барбара Ловиттс обнаружила, что студенты, выбравшие программу для обучения на основе достоверного представления и описания (или предложенного термина «well-structured cognitive maps») с большей вероятностью успешно закончат обучение. Студенты с достоверными представлениями о выбранной программе имеют меньший уровень отсева. В то же время ответственным за создание подобный когнитивных карт для абитуриентов является именно университет [18].

Добиться этого можно при помощи проектов public engagement, направленных на консультирование и сотрудничество с абитуриентами. Консультирующие мероприятия позволяют в форме диалога ответить на вопросы абитуриента, разъяснить ту или иную информацию. С другой стороны, для абитуриентов сотрудничество с университетом является возможностью непосредственно погрузиться в его жизнь и почувствовать, что значит быть студентом.


Кроме того, public engagement развивает такие навыки сотрудников и студентов, как лидерство, умение вести беседу и слушать, работать в группах и управлять проектами. Работа в качестве волонтеров развивает трудоспособность и самостоятельность [19]. Студенты получают опыт, столь необходимый в современном обществе.

Применение public engagement на практике имеет стратегическое значение, и в долгосрочном периоде приносит университету ряд выгод. Прежде всего, это оказывает положительное влияние на бренд университета и его оценку в глазах сообщества. Участие университета в жизни общества демонстрирует его желание прислушиваться к общественному мнению и изменяться [10]. Взаимодействие с общественностью может качественно улучшить деятельность внутри университета, а также обогатить учебный план [20].
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17