Файл: Проектирование и разработка базы данных автоматизированной системы компоновки рабочей программы дисциплины.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Компетентностно-ориентированный подход в образовании
1.2 Содержательная постановка решаемой задачи
1.3 Формальная постановка решаемой задачи
Глава 2. Обзор инструментальных средств
Глава 3. Обзор аналогичных систем
3.2 1С: Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента
Глава 4. Проектирование и разработка базы данных
4.1 Инфологическая модель базы данных
4.2 Даталогическая модель базы данных
Инфологическая модель базы данных
При построении инфологической модели выделено более 40 сущностей. Основными сущностями являются:
-
Пользователь (id, логин, пароль, ФИО, ученая степень, ученое звание, должность); -
Рабочая программа (id, наименование, дисциплина, цель освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП, знать, уметь, владеть навыками, специальность, структура дисциплины, образовательные технологии, содержание лекционных занятий, программа лабораторных занятий, программа практических занятий, программа самостоятельной работы студента, текущий контроль успеваемости, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, программное обеспечение дисциплины, материально техническое обеспечение дисциплины, разработчик рабочей программы, первый уровень экспертизы, второй уровень экспертизы, иные документы об оценке качества рабочей программы, утверждение рабочей программы, внесение изменений в рабочую программу); -
ФГОС (id, наименование, специальность, область применения, характеристика направления, характеристика профессиональной деятельности, требования к структуре, требования к условиям реализации образовательных программ, оценка качества освоения дисциплины); -
Базовый план(id, наименование, специальность, план учебного проекта, график учебного процесса, учебные практики, производственные практики, итоговая государственная аттестация)
Сущность «Пользователи» содержит в себе информацию обо всех зарегистрированных пользователях. Для преподавателей указывается ученая степень, ученое звание и должность.
Сущность «Рабочие программы»
является хранилищем для информации, которая содержится в документе «Рабочая программа». Внутри себя данная сущность содержит множество ссылок на таблицы-справочники, например, на таблицу-справочник «Дисциплина».
Сущность «ФГОС» хранит в себе информацию, которая содержится в нормативном документе ФГОС ВО 3. Данная сущность связана с сущностью «Базовый план», которая в свою очередь связана с сущностью «Рабочий план».
Сущность «Базовый план» содержит информацию, которая составляет документ «Базовый план». Данный документ создается составителем базового плана (зам. декана по учебной работе).
Инфологическая модель данных представлена в Приложении 1.
4.2 Даталогическая модель базы данных
Описание, создаваемое по инфологической модели данных, называют даталогической моделью данных. Даталогическая модель отражает логические связи между элементами данных вне зависимости от их содержания и среды хранения. Даталогическая модель отображается в физическую память. Даталогическая модель в основном используется прикладными программистами для реализации требований, которые выдвинули конечные пользователи, отраженных в инфологической концептуальной модели.
Даталогическая модель данных представлена в Приложении 2.
4.3 Тестирование базы данных
Для проверки работоспособности базы данных было написано несколько SQL-запросов.
-
Список дисциплин: select * from discipline -
Базовый план:
select * from base_plan join edu_project_plan on base_plan.edu_project_plan_id = edu_project_plan.id join edu_process_graph on base_plan.edu_process_graph_id=edu_process_graph.id join edu_practice on base_plan.edu_practice_id = edu_practice.id join manufacturing_practice on base_plan.manufacturing_practice_id = manufacturing_practice.id join final_state_certification on base_plan.final_state_certification_id = final_state_certification.id
-
Список специальностей:
select * from specialty join edu_form on specialty.edu_form_id = edu_form.id join qualification on specialty.qualification_id = qualification.id
-
Пользователи:
select * from user join degrees on user.degrees_id = degrees.id join academic_title on user.academic_title_id = academic_title.id join cathedra on user.cathedra_id = cathedra.id
-
Структура дисциплины и соответствующие компетенции:
select * from discipline_structure_has_competence join discipline_structure on discipline_structure.id = discipline_structure_has_competence.discipline_structure_id join competence on discipline_structure_has_competence.competence_id = competence.id
-
Рабочая программа: select * from working_program -
ФГОС: select * from fgos -
Программа практических занятий:
select * from practical_training_program
-
Программа самостоятельной работы:
select * from self_study_program join srs_form on self_study_program.SRS_form_id = srs_form.id join srs_kind on self_study_program.SRS_kind_id = srs_kind.id join srs_content on self_study_program.SRS_content_id = srs_content.id
-
Оценочные средства по дисциплине:
select * from discipline_assessment_tools
Также для проведения тестирования таблицы были заполнены тестовыми данными.
В ходе выполнения SQL-запросов все возвращаемые данные соответствовали ожидаемому результату. Ошибок выявлено не было.
Результаты тестирования представлены в Приложении 3.
Заключение
При выполнении курсовой работы были исследованы некоторые системы, позволяющие облегчить работу преподавателя. Проведен обзор инструментальных средств для создания подобных систем.
Были выявлены основные требования и функционал, которыми должны обладать подобные системы. Была спроектирована и разработана база данных автоматизированной системы компоновки рабочей программы дисциплины.
Также был проведен обзор инструментальных средств для создания подобных систем. Выявлены преимущества и недостатки каждого из рассмотренных средств разработки. Был выбран наиболее оптимальный вариант для разработки автоматизированной системы компоновки рабочей программы дисциплины.
В дальнейшем планируется разработка пользовательского интерфейса и всей функциональности данной системы.
Список литературы
-
Н. Савельева «Язык программирования PHP» -
Ю. Н. Артеменко «MySQL. Справочник по языку» - Пер. с англ. – М.: Вильяме, 2005. -
JavaStudy [электронный ресурс]: Spring MVC – основные понятия, архитектура. URL: http://javastudy.ru/spring-mvc/spring-mvc-basic/ Дата обращения: 10.12.2016 -
1С Предприятие [электронный ресурс]: Организация и проведение обучения, управление учебным процессом. URL: http://v8.1c.ru/elo/corp/manag.htm Дата обращения: 10.12.2016 -
Субетто, А. И. Компетентностный подход. Москва : б.н., 2007. -
Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы». Берн : б.н., 1996. -
Интернет-журнал «Эйдос» [электронный ресурс]: Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm Дата обращения 11.12.2016 -
Компетентностно-ориентированный подход как системное решение актуальных проблем современного отечественного образования. Воронов, М. В. и Письменский, Г. И. Москва : Изд-во СГУ, 2009. -
Структура и макет компетентностно-ориентированной рабочей программы дисциплины/модуля на сонове ФГОС ВПО "УдГУ". Ижевск : б.н. -
Библиофонд [электронный ресурс]: Разработка базы данных. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=34530 Дата обращения: 12.12.2016 -
Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? Дахин, А. Н. №17, б.м. : Вопросы Интернет-образования, 2003 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Инфологическая модель базы данных
В ходе анализа предметной области были выделены следующие сущности:
-
Кафедра (id, наименование, сокращение) -
Пользователь (id, ФИО, логин, пароль, ученые звания, ученые степени, должность, кафедра) -
Дисциплина (id, наименование) -
Специальность (id, наименование, форма обучения, квалификация) -
Квалификация (id, наименование) -
ФГОС (id, наименование, специальность, область применения, характеристика направления, характеристика профессиональной деятельности, требования к структуре, требования к условиям реализации образовательных программ, оценка качества освоения дисциплины) -
Базовый план (id, наименование, специальность, план учебного проекта, график учебного процесса, учебные практики, производственные практики, итоговая государственная аттестация) -
План учебного проекта (id, код ООП, наименование дисциплин практик, экзамены, зачеты, другие виды контроля, курсовые работы, часов с экзаменами, часов на экзамены, аудиторных часов, КСР, самостоятельная работа, первый семестр, второй семестр, третий семестр, четвертый семестр, пятый семестр, шестой семестр, седьмой семестр, восьмой семестр, трудоемкость в зачетных единицах, перечень формируемых компетенций) -
График учебного процесса (id, всего, теоретическое обучение, экзамен сессия, практика, дипломная рабоа государственные экзамены, каникулы, год обучения) -
Учебная практика (id, наименование, семестр, количество недель, форма контроля, трудоемкость, часы) -
Производственная практика (id, наименование, семестр, количество недель, форма контроля, трудоемкость, часы) -
Итоговая государственная аттестация (id, наименование, семестр) -
Рабочая программа (id, наименование, дисциплина, цель освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП, знать, уметь, владеть навыками, специальность, структура дисциплины, образовательные технологии, содержание лекционных занятий, программа лабораторных занятий, программа практических занятий, программа самостоятельной работы студента, текущий контроль успеваемости, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, программное обеспечение дисциплины, материально техническое обеспечение дисциплины, разработчик рабочей программы, первый уровень экспертизы, второй уровень экспертизы, иные документы об оценке качества рабочей программы, утверждение рабочей программы, внесение изменений в рабочую программу) -
Структура дисциплины (id, тема, неделя семестра, лекции, практики, лабораторные, самостоятельные, всего компетенций, формы контроля) -
Содержание лекционных занятий (id, тема, содержание) -
Программа практических занятий (id, тема, практическое занятие) -
Программа лабораторного практикума (id, тема, лабораторная работа) -
Программа самостоятельной работы (id, код компетенции, тема, вид самостоятельной работы, форма самостоятельной работы, содержание самостоятельной работы, материалы) -
Содержание самостоятельной работы (id, тема) -
График контроля самостоятельной работы (id, неделя, формы контроля) -
Формы текущего контроля успеваемости (id, форма, оценочные средства по дисциплине) -
Оценочные средства по дисциплине (id, тема, список вопросов) -
Учебно-методическое обеспечение дисциплины (id, литература, вид литературы) -
Требования к аудитории и оборудованию (id, требования к аудитории, требования к оборудованию, количество) -
Требования к специальному оборудованию и обеспечению (id, требования, количество, требования к спец. программному обеспечению) -
Требования к расходным материалам (id, требования, количество, единицы измерения) -
Первый уровень экспертизы рабочей программы (id, дата, номер протокола, наименование кафедры) -
Второй уровень экспертизы рабочей программы (id, уполномоченный орган, дата, номер протокола) -
Иные документы (id, документ, дата, номер протокола) -
Утверждение рабочей программы (id, уполномоченный орган, дата, номер документа) -
Внесение изменений в рабочую программу (id, уполномоченный орган, дата, номер протокола) -
Компетенции (id, наименование, содержание, специальность, ФГОС, базовый план, рабочая программа) -
Формы текущего контроля (id, наименование) -
Виды самостоятельной работы (id, наименование) -
Формы самостоятельной работы (id, наименование) -
Формы контроля самостоятельной работы (id, наименование) -
Ученые степени (id, наименование) -
Ученые звания (id, наименование) -
Должность (id, наименование) -
Формы обучения (id, наименования)