Файл: Сравнительный анализ организации и содержания специального образования обучающихся с овз.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Характер образования: цензовое.
Возможные варианты АООП
Одним из специальных условий является организация диагностического и пропедевтического периодов, продолжительность которых регулируется рекомендациями ПМПК и может составлять от одного месяца до года. Эти подготовительные периоды обучения реализуются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в рамках одного или нескольких вариантов АООП НОО обучающихся с РАС, и предполагают уточнение и конкретизацию особенностей аффективных, коммуникативных, интеллектуальных, речевых и поведенческих расстройств обучающихся с целью уточнения или определения варианта АООП для дальнейшего их обучения. В процессе школьного обучения сохраняется возможность перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой (основанием для этого является заключение ПМПК).
Вариант 8.1.рекомендуется обучающимся, имеющим формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития, когда до поступления в школу ребенок имел опыт подготовки к ней в группе детей. Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, эти дети для успешного освоения начального образования в условиях полной инклюзии нуждаются в систематической психолого-педагогической и организационной поддержке, обеспечивающей удовлетворение их особых образовательных потребностей, реализуемой на основе сугубо индивидуальной программы коррекционной работы, касающейся в первую очередь развития различных аспектов сферы жизненной компетенции.
Вариант 8.2.предполагает менее высокие интеллектуальные способности обучающегося или отсутствие опыта подготовки к школьному обучению в группе сверстников, поэтому длительность получения начального образования пролонгируется на один год. Ребенок может находиться в среде сверстников с ОВЗ, имеющих нарушения, не противоречащие удовлетворению его особых образовательных потребностей (например, в специальном коррекционном классе вместе с обучающимися по вариантам 5.2 или 6.2 или 7.2). Предполагается, что при выборе этого варианта АООП академический компонент будет освоен обучающимися с РАС в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО. Неуспеваемость по отдельному предмету не является основанием изменения на другие варианты АООП.
Вариант 8.3.рекомендуется при сочетании РАС с легкой умственной отсталостью. Отличие от варианта 8.2 в том, что не требуется, чтобы академический компонент был освоен в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО, поэтому может находиться в специальном коррекционном классе с обучающимися, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), другие ОВЗ либо в среде сверстников без ОВЗ. Особые образовательные потребности, касающиеся развития различных аспектов сферы жизненной компетенции, должны реализовываться в соответствии с таковыми для обучающихся с РАС. В сфере академической компетентности при обучении по этому варианту выделяется два уровня достижений: минимальный и достаточный.
Вариант 8.4.рекомендуется обучающимся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося, включение в образовательную среду осуществляется постепенно и дозированно.
Варианты организации образования детей с РАС
• полная инклюзия в обычном классе общеобразовательной школы без тьюторского сопровождения;
• полная инклюзия в обычном классе общеобразовательной школы с тьюторской поддержкой;
• частичная инклюзия (часть времени учащийся обучается в обычном классе, а часть времени – в специализированном);
• специализированные классы для детей с различными нарушениями (в обычных или коррекционных школах);
• специализированные классы для аутичных детей (Autistic Support Classrooms in the Public Schools);
• специализированные школы для аутичных детей;
• обучение по индивидуальному учебному плану, надомное обучение по заключению медицинской комиссии (с том числе с использованием дистанционных технологий).
Направления коррекционной помощи
развитие познавательной деятельности на занятиях с учителем – дефектологом;
коррекция речевых нарушений и развитие речи на индивидуальных занятиях с учителем–логопедом;
нейропсихологическая диагностика и коррекция на индивидуальных занятиях с педагогом-психологом, владеющим методами нейропсихологической коррекции.
Специалисты, участвующие в системе комплексной помощи и задачи их деятельности
Педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор, социальный педагог, координатор по инклюзии (задачи деятельности перечислены выше).
Специфика образования
Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке. Своевременное диагностирование и грамотная коррекционная работа в большинстве случаев способны дать положительный результат: они способствуют ослаблению и преодолению недостатков в психологическом развитии, подготовке детей к обучению, развитию их потенциала. Однако коррекция различных форм аутизма имеет свою специфику, и работа может быть успешной только тогда, когда специалист подстраивает свои методы под особенности психики ребенка.
Сложность и своеобразие психики детей, страдающих расстройствами аутистического спектра (далее - РАС), требует специального подхода к организации коррекционной работы. Необходимо учитывать, в первую очередь, следующие факторы:
• качественное своеобразие развития ребенка;
• время возникновения дефекта (возраст, с которого начались проявления аутистического поведения) и динамика его развития;
• тяжесть аффективной патологии.
Далее приведены основные психокоррекционные приемы, используемые при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Создание адекватно организованной среды
Для вовлечения ребенка с РАС в какую-либо деятельность необходимо, прежде всего, соответствующим образом подготовить внешнюю среду: устранить все факторы беспокойства и создать комфортную и безопасную для ребенка атмосферу.
Для индивидуальных занятий оборудуется специальное рабочее место. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы внимание ребенка ничто не отвлекало, чтобы не было лишних визуальных и звуковых стимулов. Стол, за которым во время занятия сидит ребенок, должен быть обращен к стене
, а на самом столе должны находиться только предметы, необходимые для данного конкретного занятия. Остальные материалы педагог должен держать вне зрительного поля ребенка (например, в ящике или на полке) и доставать по мере необходимости, перед этим убирая предыдущие и уже не нужные предметы.
Часть важных коррекционных упражнений дети должны повторять дома, поэтому занятия проводятся с участием родителей. По возможности, в психологический процесс также должно быть вовлечено все близкое окружение ребенка.
Поддержание особого режима занятий
У большинства детей с РАС наблюдаются стереотипы поведения, которые являются обязательным компонентом адаптации ребенка. Стереотипность в поведении проявляется в стремлении сохранить постоянные привычные условия, в сопротивлении малейшим изменениям среды. У ребенка могут наблюдаться стереотипные действия, устойчивое пристрастие к одним и тем же объектам.
Прогноз
Прогноз развития и успешности социальной адаптации неоднозначный. Вообще, если учесть ширину спектра аутистических расстройств, очень сложно представить какого-то медианного ребенка с этим заболеванием. Прогноз будет зависеть от того, с какой именно формой аутизма мы имеем дело.
Согласно исследованиям, прогноз для людей с аутизмом и интеллектуальной недостаточностью хуже, чем для людей просто с интеллектуальной недостаточностью, например с синдромом Дауна. Точно так же, если говорить о высокофункциональных аутистах — людях с нормальным интеллектом, — их возможности реализации (самостоятельное проживание, получение специальности, работа) гораздо хуже, чем у нейротипичных сверстников.