Файл: Сравнительный анализ организации и содержания специального образования обучающихся с овз.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
-
Активизация познавательной деятельности учащихся; -
Повышение уровня их умственного развития; -
Нормализация учебной деятельности; -
Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития; -
Социально-трудовая адаптация.
Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.
Этапы психолого-педагогического сопровождения:
-
Диагностика (подготовительная работа – формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, оказание методической помощи специалистам при выявлении детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексная диагностика ребенка). На этапе диагностики изучаются индивидуальные особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания путем наблюдения за ребенком в разных видах деятельности (на уроке и во внеклассных мероприятиях). Изучением занимается учитель, затем привлекает педагога-психолога (педагог-психолог ведет карту наблюдений). Особенности развития учащегося рассматриваются на школьном консилиуме. Направить или нет ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию, принимает решение консилиум. После комплексной диагностики на ПМПК ребенку ставится диагноз. -
Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Педагог-психолог проводит консультирование родителей по вопросу дальнейшего обучения и более подробно разъясняет необходимость специального коррекционного обучения. Организовываются – беседы, анкетирование, День открытых дверей, проведение совместных детско-родительских праздников и др. -
Консультирование педагогов. Оказывается методическая помощь педагогам, работающим в классах коррекции (подготовка пакета документов необходимых для работы с детьми данной категории, подготовка и представление рекомендаций учителям). -
Коррекционно-развивающая работа. Этап обеспечения коррекции недостатков развития осуществляется педагогам-психологом совместно с учителем как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Организуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и наблюдений за детьми.Для работы с детьми с задержкой психического развития составляется индивидуальный или групповой план работы. -
Психологическое просвещение. Для создания условий преодоления проблем в развитии учащихся с ЗПР организуются и проводятся семинары, круглые столы и консультации для учителей классов коррекции. Постоянно обновляется информационный стенд педагога-психолога. -
Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута. На данном этапе проводится диагностика учащихся. Диагностика включает в себя: анализ усвоения программы по разным предметам (контрольное списывание, диктант, контрольная работа, пересказ текста и т.д.); изучение психо-эмоционального состояния детей в условиях школы – у каждого ребенка своя длительность адаптационного этапа, также как и степень тяжести его протекания. В среднем привыкание ребенка к школе или новому классному коллективу имеет продолжительность от 1,5-3 месяцев до 1-1,5 лет. Как скоро и как успешно ребенок приспособится к школьной жизни, во многом зависит от такта и выдержанности взрослых (педагогов и родителей).
Любая работа должна непременно проводится в системе.
Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики.
Нужно хорошо понимать, что любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных и валидных психодиагностических методов (что само по себе, конечно, важно, но с чем может справиться педагог самостоятельно), но, главное, от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов. Л.С. Выготский подчеркивал, что «...в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития» (Л.С. Выготский, 1983, с. 302-303). Профессиональная квалификация позволяет практическому психологу грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании анализа этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка.
Крайне важен высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в классах коррекции и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.
Направления коррекционной помощи
Целью направления «Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях» является формирование у ребенка с ЗПР необходимых представлений и навыков жизнеобеспечения, осознанного контролирования своего психофизического состояния и своевременного и адекватного сообщения взрослым об изменении самочувствия или о неудобствах, возникающих в процессе учебной деятельности.
Параметр «сформированность самосознания, адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях» необходим для оценки адаптированности ребенка с ОВЗ. Хотя возможности адекватной и дифференцированной самооценки у него формируются позже, чем в норме, его необходимо учить не только оценивать успех/неуспех своей деятельности, но и осознавать свои трудности, привлекать внимание к ним с целью получения помощи.
Формирование социально-трудовых компетенций – это основная задача работы дошкольного учреждения. При воспитании ребенка с ЗПР в семье в условиях гипер- или гипоопеки затруднено формирование у него способности действовать самостоятельно, он не овладевает в необходимом объеме социально-бытовыми навыками или не приучается их использовать в повседневной жизни. Недостаточность бытовых умений нередко может провоцироваться и низким энергетическим потенциалом ребенка, в связи с чем он легко пресыщается и отказывается от субъективно непривлекательных для него нагрузокх [1, c 149].
В данном направлении воспитательной работы у дошкольников с ЗПР необходимо развивать навыки самообслуживания, обучать их самостоятельно организовывать свой быт, знакомить с особенностями взаимоотношений между членами семьи, а также способами решения различных экономических проблем, возникающих в жизни каждого человека. Педагог обязан прививать ученикам культурно-гигиенические навыки, формировать представления о доме, обучать пользоваться бытовой техникой, а также развивать трудовые навыки в процессе работы в столовой и в других помещениях детского сада.
Развивая социально-бытовые компетенции дошкольников с ЗПР, воспитатель может применять такие различные игровые технологии, как сюжетно-ролевые игры и имититационные игры, тем самым проигрывая различные аспекты трудового процесса в целом. Развитие социальных компетенций должно опираться на мотивацию и произвольность деятельности, саморегуляцию, а также на способность учащегося к конструктивному поведению в трудных ситуациях.
Общекультурные компетенции – это совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих дошкольнику ориентироваться в социокультурном окружении. Учитывая особенности интеллектуальной деятельности дошкольников, формирование данной компетенции является важной составляющей в процессе работы воспитателя. Большинство дошкольников с ЗПР не владеют социальными навыками
, а знания об обществе, которые у них имеются, примитивны и поверхностны.
Коррекционная помощь в данном направлении позволяют формировать такие компетенции, как обладание необходимым уровнем культуры, знание обычаев своего народа и умение ориентироваться в бытовой, культурной и досуговой сферах.
Компетенции личностного самоопределения требуют от воспитателя создания специфических педагогических ситуаций, направленных на раскрытие личностных качеств дошкольников с ЗПР. Например, входящее в эту компетенцию умение заботиться о собственном здоровье формируется у дошкольников посредством физкультурно-оздоровительных технологий, применяемых на спортивных мероприятиях, а также на занятиях в форме физкультминуток и динамических пауз, что в целом помогает прививать учащимся знание о необходимости соблюдения здорового образа жизни, и делает это знание положительной личностной установкой.
Формирование ценностно-смысловых компетенций у дошкольников с ЗПР подготавливает их к включению в социум и улучшает дальнейшее качество их жизни. Данный вид компетенций направлен на развитие способности анализировать события, происходящие в окружающем мире, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, становление механизма самоопределения в различных видах деятельности.
Специалисты, участвующие в системе комплексной помощи и задачи их деятельности
Педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор, социальный педагог, координатор по инклюзии (задачи деятельности перечислены выше).
Специфика образования
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, можно выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.
Наиболее ярким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный.
ЗПР практически всегда сопряжена с проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка
Можно выделить следующие причины возникновения ЗПР:
Неблагоприятное течение беременности:
-
болезни матери во время беременности (краснуха, грипп); -
хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы); -
токсикозы, особенно второй половины беременности; -
токсоплазмоз; -
внутриутробная гипоксия плода; -
преждевременные роды; -
интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; -
несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.