Файл: Сравнительный анализ организации и содержания специального образования обучающихся с овз.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Патология родов:
-
травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов); -
асфиксия новорожденных и ее угроза.
Социальные факторы:
-
педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы -
инфекционные, травматические, токсические заболевания ребенка в раннем возрасте; -
наследственная предрасположенность. -
длительная изолированность ребенка от общества; -
неблагоприятная обстановка в семье с травмированием психики: физическое и психологическое насилие, алкоголизм родителей, равнодушие родителей, неучастие в развитии ребенка и т. д.
У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность.
Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.
Таким образом у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы, что в свою очередь влияет на развитие основных компонентов познания: на ощущение, восприятие, память, мышление.
Прогноз
Прогностические данные при задержке психического развития зависят от клинической картины ЗПР. Т.А. Власова отмечает, что наличие стабильности ЗПР «различно в зависимости от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм), низкий психический тонус (длительная астения) либо нарушение познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитарностью отдельных корковых функций» (Астанов В.М. Хрестоматия: Дети с нарушениями развития. М., 1995). Как известно, задержка психического развития проявляется в недостатке функций в рамках интеллектуальной деятельности. В ее основе лежат нарушения в сфере психического развития вследствие тех или иных причин (инфекционные заболевания, травмы и т.д.). Поэтому, чтобы помощь ребенку оказывалась в правильном направлении, очень важно верно дифференцировать данный диагноз от других форм интеллектуальной недостаточности. Данные выводов наших исследователей показывают, что детям с задержкой психического развития во всех ее клинических проявлениях можно помочь при определенной коррекционно-педагогической работе с ними (Астанов В.М. Хрестоматия: Дети с нарушениями развития. М., 1995).
Обучающиеся с умственной отсталостью
Характер образования: нецензовое.
Возможные варианты АООП
1-й вариантпредполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
2-й вариантпредполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные во ФГОС и АООП. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. Рабочая группа образовательной организации, созданная локальным актом, вносит необходимые дополнения в ПрАООП, касающиеся оценки достижений в области жизненной компетенции и содержания программы коррекционной работы. Вариант 2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе УП), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.
Организация образования
Цель коррекционного образования — методы, направленные на коррекцию имеющихся у ребенка нарушений, а также помощь ребенку в адаптации. Можно выделить следующие особенности помощи детям с недостатками интеллекта:
♦ медико-клиническое направление — основано на изучении этиологии умственной отсталости. Внимание обращается на анатомо- физиологические и генетические причины, которые могут привести к нарушениям интеллекта;
♦ психологическое направление — обращает внимание на психическую деятельность детей с нарушениями интеллектуального развития, состояние их эмоциональной сферы;
♦ педагогическое направление — занимается исследованием и разработкой педагогических методов, принципов и форм коррекции, обучения, воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития. Это направление актуально и в настоящее время (особенно популярно оно в Бельгии);
♦ психометрическое направление — заключается в методе количественной оценки уровня развития интеллектуальных особенностей.
Основные направления коррекционной деятельности:
1. Корректирующее воздействие на ребенка с помощью окружающей среды (социальной, природной).
2. Организация и коррекционная направленность учебного процесса.
3. Подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий.
4. Психогигиена семейного воспитания.
Эти направления могут быть представлены следующим образом:
♦ совершенствование достижений сенсомоторного развития;
♦ коррекция отдельных сторон психической деятельности;
♦ развитие различных видов мышления;
♦ коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
♦ развитие речи и овладение техникой речи;
♦ расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря;
♦ коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекция отклонений ребенка осуществляется комплексно, на основе глубокой диагностико-коррекционной деятельности, выявления и изучения отклонений в развитии. В программе коррекционно-педагогической деятельности должны быть предусмотрены как работа по преодолению дефекта, так и шаги по профилактике, действия по формированию личности подростка с опорой на его положительные качества. Коррекционно-педагогическая деятельность также должна быть направлена на формирование мировоззрения, социально значимых знаний, навыков и умений. Обязательным условием коррекционной деятельности является ее практическая ориентированность. Коррекционно-педагогическая деятельность предусматривает тесное сотрудничество учителей, родителей и умственно отсталого ребенка.
Специалисты, участвующие в системе комплексной помощи и задачи их деятельности
Педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор, социальный педагог, координатор по инклюзии (задачи деятельности перечислены выше).
Специфика образования
К особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), относятся:
-
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через -
содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; -
доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; -
удлинение сроков получения образования; -
систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; -
специальное обучение их "переносу" с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; -
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; -
развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой; -
стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру
Прогноз
Наименьший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления у обучающихся с легкой умственной отсталостью в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Поэтому, наиболее трудным предметом для освоения в школе для таких детей является математика.
Память обучающихся с умственной отсталостью также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения.
Для успешного освоения образовательной программы детям с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо большое количество наглядного материала (изображения, схемы, таблицы, счетные палочки, наглядные пособия и т.п.). При объяснении нового материала необходимо делить его на короткие смысловые части, оставляя только самую необходимую, существенную информацию. Кроме того, на протяжении всего процесса обучения очень важно поддерживать интерес такого ребенка к получению новых знаний. В этом учителю может помочь стремление такого ребенка быть «как все», не отличаться от своих сверстников, которое проявляется у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо поддерживать желание ребенка учиться по таким же учебникам и пособиям, как и все дети в классе.
В коррекционной работе наибольших результатов в развитии интеллектуальных способностей детей с легкой умственной отсталостью можно достичь при использовании программ, построенных на едином, привлекательном для ребенка, сюжете. Такой ребенок с большим усердием будет помогать преодолевать трудности выдуманному игровому персонажу, решающему логические задачи, заблудившемуся в лабиринте или столкнувшемуся с необходимостью что-то посчитать.
Практика обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) показывает, что при проведении систематической коррекционно-развивающей работы упомянутые недостатки развития познавательной деятельности существенно сглаживаются, а в некоторых случаях могут быть и полностью скорректированы.