Файл: Теоретические основы признания граждан безработными 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


титульный

Содержание


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы признания граждан безработными 5

1.1. Понятие безработного 5

1.2. Основные гарантии безработного гражданина на территории РФ 7

Глава 2. Практические основы признания граждан безработными 11

2.1. Порядок и основания признания граждан безработными 11

2.2. Характеристика мер социальной защиты безработных 17

Заключение 23

Список использованных источников 25


Введение



Безработица – одна из важных и давних социально-экономических проблем общества в России. Существуют разные понятия термина «безработица». Наиболее краткое: «безработица» - это временная или полная утрату заработка.

Безработица это экономическое явление, присущее всем странам мира, при котором часть населения страны, относящаяся к лицам, достигшим трудоспособного возраста, не имеет работы и в настоящее время осуществляет ее поиск в течение определенного законодательством периода времени.

Статистика гласит, что 67% граждан России нетрудоустроенные либо получают «черную» зарплату, а официально безработными признаны только 16% из их числа. 54% от количества зарегистрированных в органах службы занятости людей – женщины в возрасте от 31 до 50 лет1.

Пособие по безработице является важнейшим инструментарием государства в борьбе с уровнем безработицы населения. Значимая часть не занятого населения не знает о своих правах, о льготах от государства, не понимает какие нужны документы для оформления в Центрах занятости, не понимают свой статус и методику начисления пособия по безработицы. Эти обстоятельства предопределили актуальность и значимость выбранной мною темы.

Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся при признании граждан безработными.

Предметом работы являются нормы права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся при признании граждан безработными.

Цель работы – рассмотреть условия признания граждан безработными.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие, критерии, правовой статус безработного;

- раскрыть порядок признания гражданина безработным;

- раскрыть основные гарантии безработного на территории РФ;

- охарактеризовать меры социальной защиты безработных.


При написании курсовой работы были использованы различные методы познания, например, сравнительно-правовой, метод экспертных оценок и др.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Глава 1. Теоретические основы признания граждан безработными




1.1. Понятие безработного



В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» - безработными являются трудоспособные граждане, не имеющие работу и не получающие заработанную плату, вставшие на учет в органах службы занятости для поиска подходящей работы, и готовые приступить к ней2. Официальные безработные – это трудоспособные граждане трудоспособного возраста, постоянно проживающие в данном государстве, не работающие по найму, не ведущие предпринимательскую деятельность, не обучающиеся на дневном отделении в учебных заведениях, не проходящие срочную военную службу, а также зарегистрированные на трудовой бирже.

В Постановлении Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458, добавлен критерий признания гражданина безработным, кроме перечисленных в Законе «О занятости» — это не трудоустроенность в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы.

Все виды безработицы взаимосвязаны между собой. Выявление каждого их видов безработицы, а также минимизация, в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы, позволяющая достичь полной занятости населения является задачей государственных органов. Понятие безработицы в нашей стране отличается от международного права. В соответствии с определением Международной организации труда, безработные – это любые граждане, не имеющие в данный момент времени работы, находящиеся в поиске рабочего места и готовые к ней приступить.

В российском законодательстве определен тот факт, что гражданин не может признаться безработным, если его возможно отнести к занятому населению.

В состав занятого населения, согласно действующему законодательству, включаются следующие категории лиц:

- лица, которые осуществляют трудовую деятельность в соответствии с трудовым договором или контрактом, то есть выполняющие работу на условиях полной или частичной занятости за вознаграждение, а также те, у которых имеется другая оплачиваемая работа или служба, в том числе это может быть сезонная работа, временная работа. Исключение составляют общественные работы, деятельность в качестве члена избирательной комиссии, комиссии референдума не на постоянной основе;



- лица, которые в соответствии с предусмотренной законом процедурой зарегистрировались как индивидуальные предприниматели;

- нотариусы, которые реализуют нотариальную деятельность в форме частной практики;

- адвокаты, которые реализуют деятельность посредством учреждения адвокатского кабинета;

- лица, которые осуществляют профессиональную деятельность, подлежащую государственным лицензированию или регистрации; лица, которые выполняют работы, оказывают услуги на условиях гражданско-правового договора, в том числе по авторским договорам, а также те, которые вступили в качестве члена производственные кооперативы;

- лица, которые назначены или избраны на оплачиваемую должность; лица, которые проходят обучение по очной форме;

- лица, которые временно отсутствуют по месту своей работы из-за нетрудоспособности, или находясь в отпуске, или в связи с прохождением курсов повышения квалификации и переподготовки и др3.

В международном праве существует возможность выплаты пособия в случае частичной безработицы. У нас такое к сожалению, невозможно. Частично трудоустроенные граждане могут не рассчитывать на оформление пособия по безработице. За рубежом лица, которые работают неполный рабочий день, имеют право получать пособие по безработице в полной мере. Допустим пример, как в законодательстве Великобритании напрямую указывается на возможность получения пособия по безработице (т.н. «jobseekers allowa№ce») лицами, что работают или учатся не более 16 часов в неделю. В ФРГ безработными признаются люди, труд которых длится не более 18 часов в неделю. Еще стоит отметить, что в ФРГ лица, что получают пособие по безработице, могут, и имеют право трудится дополнительно, по совместительству (но тем не менее, не более 15 часов в неделю). Можно считать, что все рассмотренные меры, которые применяемые в зарубежном праве, способствуют сглаживанию определенных последствий материальной необеспеченности граждан.

Меры дополнительной социальной поддержки безработных гарантированы Законом о занятости.

1.2. Основные гарантии безработного гражданина на территории РФ



Главной, основной поддержкой рабочему классу в существующих условиях выступает государство, которое устанавливает социальные гарантии по безработице.

Таким образом, социальные гарантии в сфере занятости призваны существовать для обеспечения функционирования рынка труда, с одной стороны, и для оказания помощи гражданину в трудоустройстве, а также в минимальном уровне жизнедеятельности, с другой.


В России социальные гарантии в сфере занятости, а также, в частности, по безработице прописаны и закреплены в федеральном законе РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а именно, в главе VI «Социальные гарантии и компенсации».

Законодательно закрепленными общими социальными гарантиями поддержки безработных граждан в нашей стране являются выплаты им пособий по безработице, в том числе на момент временной нетрудоспособности безработного лица; оплаты стипендии на момент прохождения проф. обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, а также на период временной нетрудоспособности; и дополнительное предоставление возможности участия в оплачиваемых коллективных (общественных) работах4.

Главная социальная гарантия - пособие по безработице, размер которого утверждается в постановлениях Правительства РФ (минимальная и максимальная величина установлена в ст. 33). В настоящее время установлен минимальный размер пособия - 1500 руб., а максимальный – 12130 руб.

В добавок сегодняшние экономические условия жизнедеятельности подталкивают законодательство к пополнению системы социальных гарантий по безработице за того, что в нее включены дополнительные гарантии, закрепленные в законодательстве субъектов РФ, актах органов местного самоуправления и органов социального партнерства (например, в Социальном кодексе ПАО «Нефтяная компания «Лукойл» закреплено, что при полном увольнении сотрудников организация будет на высшем уровне помогать и способствовать возможному трудоустройству тех сотрудников, которых непосредственно уволили, включая финансирование переподготовки, переселение семей уволенных сотрудников в другие регионы согласно новому месту работы сотрудника и т. д.).

Следует отметить, что заключении трудового/ коллективного договора не обеспечивает социальные гарантии, так как их предоставление обозначено наличием фин. Средств и на усмотрение работодателя.

Подводя итог, можно сделать вывод, что система социальных гарантий по безработице находится в постоянном развитии, и в еще большей мере требует постоянного развития. С одной стороны, это объясняется сравнительно недавним существованием законодательства о занятости в Российской Федерации, с другой стороны, это обусловлено сегодняшней экономической ситуацией на внутреннем и международном уровнях.


Анализируя вышеизложенное, рационально введение законодательного закрепления в коллективных договорах и соглашениях с сотрудниками компаний, где доля собственности государства более 25%, доп. соц. гарантий по безработице при значительной доли уволившихся/сокращенных из таких компаний. Подобного рода мера помогает обеспечить дополнительную социально-экономическую поддержку большего числа граждан, подверженных социальным рискам.

В момент, когда гражданина признают официально безработным, он получает право на пособие по безработице. Сумма выплат (пособия) имеет разный уровень в зависимости от категории безработного. Возьмем, например, граждан, впервые ищущих работу, которым пособие по безработице устанавливается в минимальном размере. Пределом выплат является установленные законом (Правительством РФ) сумму максимальной и минимальной величины пособия. С 2021 года минимальная величина пособия по безработице составляла 1500 рублей, а максимальная 12130 рублей. Законом предусмотрено, что в случае прохождения безработными гражданами проф. обучения, а также получения дополнительного профессионального образования по направлению от органов службы занятости им выплачивается стипендия, ее размеры установлены ст. 29 Закона РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»5.

Одной из гарантий соц. поддержки безработных граждан является право участия безработного в оплачиваемых общественных работах. Согласно ст. 24 вышеуказанного закона под видом общественных работ подразумевается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и которая организуется как доп. социальная поддержка граждан, ищущих работу. Общественные, и подобного рода работы обеспечивают потребность организаций в исполнении работы, носящей сезонный либо временный характер и обеспечивающие сохранение мотивации к осуществлении труда у лиц, которые имеют достаточно длительный перерыв в работе6.

Из вышеперечисленного можно сделать определенный вывод: социальная поддержка безработных включает в себя меры, которые принимает государство, чтобы помочь гражданам преодолеть тяжелую жизненную ситуацию вызванную полнейшим отсутствием работы. Данные меры помогают безработным гражданам поддерживать хотя бы минимальный уровень жизни, а также стимулируют их к поиску работы и трудоустройству.


Глава 2. Практические основы признания граждан безработными




2.1. Порядок и основания признания граждан безработными