Файл: Теоретические основы признания граждан безработными 5.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы признания граждан безработными
1.2. Основные гарантии безработного гражданина на территории РФ
Глава 2. Практические основы признания граждан безработными
2.1. Порядок и основания признания граждан безработными
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.
В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Безработными не могут быть признаны граждане:
-
не достигшие 16-летнего возраста; -
которым назначена трудовая пенсия по старости (либо часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона «О занятости», либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; -
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера7.
Отмечу, что гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
-
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; -
осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; -
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.
Подходящей работой согласно действующему законодательству считается оплачиваемая работа, которая может быть временной или носить общественный характер, работа, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, работа, отвечающая требованиям трудового законодательства.
В законодательстве РФ, в отличие от понятия «занятость», нет понятия «безработицы».
Интересно, что по методологии Росстата человек (возраст 15 - 72 лет) считается безработным, если на неделю обследования по проблемам занятости он:
1) являлся трудоспособным и дееспособным;
2) не имел абсолютно никакой работы, постоянного источника дохода в течение времени, установленного законодательством;
3) стремился найти работу (обращался в государственную или коммерческую службу занятости, посещал работодателей, к которым был направлен на собеседование данными службами, использовал печатные объявления по вопросу поиска работы, делал другие (иные) шаги к организации собственного дела и т.д.);
4) был готов приступить к работе8.
В ст.28 Закона «О занятости в Российской Федерации» гарантий в соответствии со ст.36 предусмотрена материальная помощь для безработных граждан., утратившим право на пособие по безработице по причине истечения установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессионального обучения. Так, в соответствии со ст. 23. Закона «О занятости населения в Российской Федерации» одной из мер социальной поддержки является профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан.
Таким образом, гражданин, признанный в установленном порядке безработным в Российской Федерации, приобретает дополнительные как права так и обязанности, которые ему неукоснительно необходимо исполнять, чтобы не потерять сам статус «безработного» и те льготы, которые ему предоставляются.
Исходя из определения данного в ст. 3, можно выделить следующие признаки безработного гражданина, определяющие его статус. к этим признакам относятся: трудоспособность, т.е. способность по возрасту и состоянию здоровья, уровню образования выполнять ту или иную работу; отсутствие работы, под которой подразумевается то, что гражданин не числится и не состоит в трудовых отношениях; полное отсутствие заработка; регистрация в местных органах занятости населения с целью поиска подходящей работы; гражданин готов приступить к работе.
Можно выделить несколько рекомендаций для введения в российскую практику регулирования системы труда безработных:
1– изменение размера пособия. Вычисление размера пособия с учетом некоторых обстоятельств, позволяющие значительно повысить размер пособия по безработице, например в случае воспитания несовершеннолетних детей. Также переход на процентное (50-60%) исчисление размера пособия от среднего заработка за последние 3 месяца;
2 – изменение основания приобретения статуса безработного. В РФ правовой статус безработного может получить любой гражданин, находящийся в поиске работы. В других странах данного рода статус могут получить граждане, уволенные, исключительно. по инициативе работодателя;
– введение социальных льгот и создание специальных программ занятости и профессионального обучения для отдельных видов граждан: молодежи, инвалидов, пожилых работников, женщин9.
Из-за лояльных мер рассмотренных государств, предоставления множества социальных услуг, приводящих к комфортному существованию иждивенцев, государство подталкивает потенциально рабочего человека стать безработным, что исходя из практики последних лет, успешно притягивает в европейские страны мигрантов. Необходимо совершенствование правового регулирования, в области труда безработных, поиск золотой середины, которая позволит поддержать гражданина на период поиска работы и трудоустройства, а также стимулирующая на поиск работы, а не на пожизненное иждивение у государства
10.
Порядок признания выплаты по безработице:
Судебные разбирательства по вопросам назначения и выплаты пособий по безработице не являются редкостью в арбитражной практике. Так в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2014 года по делу №А19-156/2014 говорится, что 14 января 2013 года Санникова Т.М. принесла в Центр занятости пенсионное удостоверение №115708 с записью о назначении ей с 1 августа 2012 года пенсии по старости, решение об отказе в установлении пенсии от 29 июня 2012 года №330, решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 4 октября 2012 года по гражданскому делу №2-2214/2012, о чем составлен акт №01 от 14 января 2013 года.
Приказом №014-дя/13 от 14 января 2013 года Санникова Т.М. снята с учета в качестве безработного; выплаты пособия по безработице прекращены.
В период с 10 августа 2012 года по 28 ноября 2012 года Санниковой Т.М. начислено и выплачено пособие по безработице в размере 4 025 руб. 53 коп.
Полагая, что в результате незаконно принятого Пенсионным фондом решения об отказе Санниковой Т.М. в установлении пенсии №330 от 29 июня 2012 года областному государственному казенному учреждению Центру занятости населения города Усть-Илимска причинен ущерб в размере необоснованной выплаты пособия по безработице – 4 025 руб. 53 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском11.
В соответствии с п. 4 ст. 31 Закона о занятости каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в общем суммирующем начислении в течение 18 календарных месяцев. Для некоторых категорий граждан каждый период выплаты пособия по безработице не должен превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. Те граждане, которые не трудоустроены до конца первого периода оплаты пособия по безработице безработные граждане могут на законных основаниях получить повторное пособия по безработице, если иное не вытекает из положений Законом о занятости12. Для получения пособия гражданам нужно пройти перерегистрацию в сроки, которые установлены органом занятости, но не более двух раз в месяц.
Те граждане, что не достигли 60-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин имеющим страховой стаж, продолжительность которого составляет не менее 25 и 20 лет для мужчин и соответственно женщин, а также необходимый трудовой стаж, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице становится больше установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, которые превышают страховой стаж указанной продолжительности
13. При всем этом в страховой стаж включаются периоды работы и другой деятельности, а также засчитываются иные периоды, установленные в ст. 11 федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»14 (ст. 32 Закона о занятости).
Также стоило бы отметить, что общий период выплаты пособия по безработице не должен быть более 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Таким образом, пособие по безработице является важным элементом в построении в Российской Федерации социального государства. Главная особенность этого пособия состоит в компенсации лицу, потерявшему или не имеющему работу, постоянного стабильного заработка, необходимого для удовлетворения минимальных жизненных потребностей. Закон о занятости устанавливает четкие критерии становления на учет безработных лиц.
2.2. Характеристика мер социальной защиты безработных
Каждое государство заботиться о своих гражданах, разрабатывает ряд мер по социальной защите, в частности, безработных граждан. Несмотря на общий спад в экономике, европейский санкций в отношении нашего государства, ведется большая работа по борьбе с безработицей, созданию новых рабочих мест.
С одной стороны закрываются предприятия, например, с иностранным капиталом, и вопрос безработицы, выплаты пособий, достаточно обсуждаем и актуален. С другой стороны, введенные санкции дали мощный толчок для развития отечественных предприятий, развития мелкого и среднего бизнеса, самозанятости населения, и соответственно повышению уровня занятости населения.
Президентом России, В. В. Путином постоянно акцентируется внимание и ставиться задача по развитию социальных программ содействия занятости населения во всех регионах страны
С точки зрения нормального развития экономики страны отсутствие безработицы не возможно, так как постоянно меняется потребность в кадрах, развиваются новые сферы деятельности, устаревают профессии, наблюдается естественная миграция и эмиграция населения.
Пособие по безработице могут получить только лишь граждане, зарегистрированные местным органом службы занятости как безработные, впервые ищущие работу и уволенные по любым основаниям.
Пособие является способом компенсации потерянного заработка трудоспособного гражданина при отсутствие возможности получить работу по душе.